Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль 9.9. 13 page





Бесконфликтные личности принимают реальность как она есть, приспосабливая к ней динамику и содержание ценностей. Внутриличностный конфликт не возникает, поскольку структура и содержание ценностей соответствует тому, с чем сталкивается человек в трудовой деятельности. Это крайний случай. Более часто встречается другой тип бесконфликтной личности. Если реальность не соответствует содержанию и структуре ценностей, то либо изменяется содержание ценностей (прежние ценности дискредитируются сознанием, а не вытесняются), сменяясь другими, либо изменяется структура ценностей, и тогда какая-либо значимая ценность оказывается на более низком уровне. Например, последнее может выражаться в жертве ради чего-то нового, что становится более значимым (по словам одного КВС, “главное — получить хороший рейс, чтобы и заплатили хорошо”).

Бесконфликтная личность характеризуется особым набором черт. Для нее свойственны: терпение, направленность на реальную жизни и подчинение ей, просто устроенный внутренний мир, спокойствие, признание только внешних препятствий на пути достижения своих целей, конформизм, способность находить положительное в существующей реальности, открытость, социальная приспособленность. Трудовая деятельность для такого человека важна, но не становится смыслом существования.

Позитивное разрешение конфликта достигается при творческом подходе к труду, когда в работе заключен весь смысл жизни человека. Типичный для этого типа личности набор качеств продемонстрировал КВС А. (летный стаж 30 лет): изобретательность, продуктивность, решительность, энергичность, смелость, уверенность в себе, жажда действия, увлекаемость, многосторонность интересов, легкость в общении, хорошая социализация, способность к адаптации, уверенность в том, что новую жизнь можно создать своими силами, активностью, предприимчивостью. КВС А. — это летчик по призванию, он закончил аспирантуру Инженерно-физического института и защитил кандидатскую диссертацию по физике жидких кристаллов. В летном отряде продолжал заниматься научной работой: его модель расчета расхода топлива была оценена по достоинству и внедрена на авиапредприятии. В 1988 г. стал лауреатом Государственной премии. С увлечением отдается полетам, видит в них возможность самореализации. Время от времени участвует в испытаниях новой техники. Увлеченно занимается общественной работой (в Совете трудового коллектива предприятия и других выборных органах).

Следует обратить внимание на то, что наиболее активные летчики перестраивают свою мотивационно-ценностную сферу, выбирая и ценностно утверждая такое жизненное отношение, которое по своему содержанию способно стать новым смысловым центром жизни. Например, это может быть забота о коллегах по труду, стремление сделать что-то для безвинно страдающих борцов за справедливость, на которых обрушивается гнев начальства через ужесточение наказаний за ошибки и промахи в летной работе. Такие люди подключаются к работе СТК и других общественных комитетов, таким путем добиваясь самоутверждения.

Если же оказалось, что реализуемые принципы отличаются от провозглашаемых, а вся система ценностей и принципов дискредитировала себя бесчеловечностью и ханжеством, то опытный специалист, зрелый человек может и должен попытаться создать новую ценностную систему, которая обладала бы внутренней ценностью. Тем самым, реальность приобрела бы для него новый смысл, открылись бы новые перспективы в его работе и в жизни в целом.

Задача эта крайне сложная, да и мало кому по силам. Она может быть решена только при наличии активной среды, способствующей ее решению.

Когда личность не справляется с задачей, конфликт может быть устранен с помощью определенных защитных механизмов. Такие люди признают противоречия, но не принимают их. Для них характерны уход во внутренний мир и попытка укрыться в нем от настоящего. Они считают, что реальность не может прямо и безусловно определять внутренний мир. Например, бортинженер В (ситуация которого обостряется тем, что он, молодой, летает с “дедами”) проявляет себя как человек с тонким, усложненным внутренним миром; он отчужден от реальности, интровертирован, погружен в себя, изолирован, имеет трудности в установлении взаимоотношений (“не хватает в них тепла”), любит абстрактные рассуждения. Такие люди обычно нравственны, они сохраняют прежние ценности, но “уход” от реальности порождает непонимание других, беспокойство, тревогу.

Возможно и такое проявление защитных механизмов, когда человек не хочет признавать реальность, искажает ее, при этом формируется иллюзия актуальной удовлетворенности. Эмоциональное благополучие достигается за счет психологической защиты. Такие люди, как правило, инфантильны, иногда сентиментальны, наивны, ведут легкий и простой образ жизни. Бортинженер Н. (летный стаж 23 года), например, непрактичен, утончен, деликатен, женственен. В экипаже его “считают за чудака, но безобидного”(по словам КВС). Имеет творческое воображение, часто уходит в грезы, разговорчив, открыт, доволен всем, что относится к работе.

Отрицательным моментом в такого рода случаях является тот факт, что подобные формы не способствуют развитию личности, более того, могут даже привести к ее регрессу. К тому же, защитные механизмы могут “отказывать”, актуализируя неблагоприятное внутреннее состояние. Так, у некоторых летчиков проявилось острое состояние актуального конфликта. Когда определенная ценность актуальна, а условия деятельности таковы, что овладение ею невозможно, когда человек понимает это, то происходит как бы разлад всей жизни: человек осознает и переживает конфликт. Сознание не может принять реальность, теряет способность осмыслить события во всей их полноте и направить их ход в нужном направлении. По-видимому, невозможно найти компромисс между противоречивыми побуждениями. Невозможно пожертвовать одним из них. Так, второй пилот П. (летный стаж 9 лет) внешне довольно независимый, но довольно напряженный и скованный, демонстрирует явные депрессивные тенденции. При анализе обнаруживается беспокойство, сильный контроль эмоций и поведения (ассоциация со словом “начальство” в пиктограмме — черный сильно заштрихованный треугольник, угрюмое лицо в тесте Вартегга).

По-видимому, таким людям для нахождения адекватных выходов из конфликтной ситуации, достижения согласованного и внутреннего мира требуется помощь психолога.

Изменения в ценностно-мотивацинной структуре личности с целью выхода из конфликта можно представить в виде схем (см. рис. 3 и 4).

Таким образом, исследование пилотов гражданской авиации свидетельствует о наличии у многих из них внутриличностного конфликта на разных стадиях его преодоления. По-видимому, в совершенстве освоив навыки пилотирования и летные документы, многие из них оказались не готовы к принятию сложных и противоречивых условий деятельности, которые созданы командно-административной системой Аэрофлота. Преодоление конфликта возможно за счет позитивного разрешения или путем устранения конфликта из сознания с помощью защитных механизмов. Наиболее благоприятным является, пожалуй, способ разрешения конфликта в позитивной форме, на основе творческого подхода к условиям деятельности.

 

 

Профессиональный путь оператора

 

Анализ профессионального пути предполагает определение исходных событий, выделение этапов постепенного развития и ступеней, знаменующих переходы от одного этапа к другому, установление сил, способствующих развитию или сдерживающих его.

Истоки профессионального пути пилота лежат в ранней юности, когда романтика влечет человека в небесные просторы, к дальним странствиям, — и он решает стать пилотом. Это чувство часто сочетается с любовью к технике. Молодой человек попадает в училище, где впервые выполняет самостоятельный полет.

Профессиональное развитие идет через ряд кризисов, которые связаны с препятствиями к удовлетворению личностных стремлений. Каждая потребность человека стремится к удовлетворению (летчик стремится летать, как член семьи стремится быть хорошим мужем, отцом, он стремится сохранить здоровье, занять свое место в профессиональной общности и т. д.). Операторский труд организован таким образом, что реализация одной потребности становится препятствием для другой. Кроме того, реализация потребностей ограничена целым рядом противодействующих факторов, таких как: плохое обслуживание машин перед полетом, административная система управления, неуважительное отношение к человеку, низкая ценность рядового специалиста-исполнителя, изматывающая работа (при высоких рабочих нормах) и т. д.. Это постепенно приводит к кризису. Так, попадая в жесткие рамки транспортной системы, специалист должен выполнять очень узкий круг обязанностей. Это уже не путешествие в дальние страны, а монотонное длительное дежурство. Управляя сложной и дорогостоящей техникой, специалист берет на свои плечи ответственность за ошибки, за сбои в ее работе.

С самого начала курсант включается в организационные, административные, межличностные отношения, сложившиеся в этой системе. Профессиональный путь — это развитие системы потребностей и профессиональных стремлений. На первых этапах стремление к овладению профессией, стремление освоить профессиональные межличностные отношения, на последующих — это совершенствование профессионального мастерства, продвижение по служебной лестнице, на завершающих этапах — поддержание организма в рабочем состоянии, забота о здоровье.


Конфликт

осознание и переживание
     
устранение   сохранение (актуальность)
частичное, за счет психологической защиты полное, за счет позитивного разрешения  

 

Таблица 7.1. Адаптация летчика к условиям деятельности в системе

Аэрофлота

 

Имеющаяся система ценностей не противоречит реальности Имеющаяся система ценностей противоречит реальности
Конфликта нет Конфликт
  Сохранение ценностно-мотивационной структуры личности без изменений Переструктурирование ценностно-мотивационной структуры личности
Признание, но непринятие реальности. Отвергание права реальности определять внутренний мир Непризнание реальности. Идеализация ее. Сознательная замена ценностей более реалистическими Сохранение ценностей, но сознательное снижение их по иерархическому рангу.  
Устранение Конфликта за счет психологи ческой защиты Позитивное разрешение конфликта
           

 

 

Таблица 7.2. Изменение в системе ценностей личности летчика.

 

 

Реализации стремлений к профессиональному продвижению мешают серьезные препятствия (возрастные границы, отсутствие нужных дипломов, состояние здоровья). Это свидетельство внутреннего конфликта. Реальные ситуации в операторском труде часто таковы, что выполнение социальных требований ведет к фрустрации потребностей сохранения личного достоинства, к возникновению страха социальных санкций.

Рассматривая вопрос о профессиональном пути, нельзя не сказать о том, что каждый специалист, овладев профессией, прилагает усилия к тому, чтобы ее сохранить. Тревожные мысли о потере возможности реализовать себя внутри выбранной профессии удерживают оператора от многих поступков, заставляют приспосабливаться, подлаживаться к требованиям реальности. Понижается степень интеллектуальной активности, инициативности у многих специалистов. Особенно тяжелы мысли о потере трудоспособности внутри профессии. На пенсию летчики выходят хотя и раньше других, но как правило, опустошенными, выжатыми изнурительным трудом: перегрузками, утомлением, неподходящими условиями труда и отдыха. Немногие из гражданских летчиков живут более 60 лет. Однако здесь нельзя не отметить, что волна социальной активности подхватила и пенсионеров гражданской авиации. Оказавшись вне сферы влияния административной системы, они проявили способность решать большие социальные задачи. Например, одной из таких задач является вторичная профориентация летчиков. Эта проблема остро встала в последнее время, поскольку большая армия операторов — летчиков, диспетчеров, бортмехаников — достигла пенсионного возраста и оказалась за пределами основной профессии. В связи с тем что все мало-мальски престижные рабочие места в каждой отрасли оказались заполненными и остались только вакансии типа грузчиков и вахтеров, возникла проблема организации систематической работы по профориентации и трудоустройству пенсионеров отрасли. Эти функции берет на себя наиболее заинтересованная группа — Совет ветеранов гражданской авиации. Ее задача состоит в том, чтобы для дисциплинированных, аккуратных исполнителей, среди которых встречаются хорошие педагоги, организаторы, рационализаторы, подобрать такие места работы, где бы они могли принести максимальную пользу обществу.

Существуют различные точки зрения на место и функции эмоций в человеческом труде и жизни в целом. Эмоциональные явления (аффекты, чувства, эмоции, настроения), характерные для труда штурманов и летчиков, выделены из описания случаев летной практики; принята позиция, согласно которой функция эмоций в труде является принципиально важной: эмоции регулируют течение человеческой деятельности, входят в структуру смыслов и опыта, они связывают потребности человека с предметным миром.

Анализ действия пилотов и штурманов в сложных летных ситуациях позволил выделить аффект страха — он возникает под влиянием внешних воздействий (зрительных, слуховых, вестибулярных и др.) и внутрикабинной ситуации в экипаже и является формой поведения и переживания, выражающей потребность в сохранении целостности организма. Рассказы штурманов и пилотов свидетельствуют о том, что при попадании в опасную ситуацию работа продолжается в напряженном ритме, без видимых проявлений аффекта (хотя отмечаются отдельные случаи паники, ошибок в работе, ступор). Аффект сдвигается за рамки полета, тогда переживание бывает особенно сильным и оставляет след на длительное время, заставляя субъекта вновь возвращаться к пережитому и анализировать свои и чужие действия. Потребность в безопасности входит в структуру профессионального опыта через пережитый страх.

Профессиональная устойчивость штурманов, пилотов и других операторов формируется через преодоление аффекта страха. Профессиональная устойчивость является сложным качеством, включающим мотивацию, эмоциональность, способность к самоконтролю и манипуляции образами. Корреляционная структура профессионально успешных специалистов оказалась более интегрированной, а ее элементы выражены более высокими показателями по сравнению с операторами, профессиональный уровень которых эксперты (руководители) оценили как низкий. Профессиональная устойчивость формируется в процессе активной работы, которую специалист выполняет, сознательно и направленно анализируя свои действия в сложных ситуациях.

Своевременные и точные по месту действия штурмана возможны благодаря тому, что в пространственных и временных структурах его профессионального опыта отложены смыслы. Понятие “смысл” составляет суть психологического знания о человеке, оно разрабатывается отечественными и зарубежными исследователями, однако пока не нашло активного применения в анализе операторского труда. Между тем, без него невозможно дать адекватное, полное и точное описание психологического содержания труда штурмана и его основы — профессионального опыта. Когнитивные карты пространства и времени построены на основе деятельности субъекта, содержания выполненных операций и осознания их места во всей системе трудовой деятельности. Важную роль в формировании смысловых структур опыта выполняют потребности в сохранении целостного организма, социальной безопасности (стремление избежать наказания), стремление сохранить авторитет и уважение товарищей по работе. Смысловые структуры возникают и функционируют в групповой деятельности, групповых переживаниях опасности и профессиональных неудач под действием анализа хода и результатов деятельности всем экипажем. Смысловые структуры опыта имеют социальный характер. Смысловые структуры пространства и времени обеспечивают синхронные действия всех членов экипажа, они участвуют в процессе регулирования деятельности. Изучение смысловых структур проводилось с помощью опросников, интервью и специально разработанных профессиональных задач (микронавигация, снижение в сложной воздушной обстановке, отказы оборудования).

Исследования позволили выявить ситуативные мотивы действий штурманов (выбор пути обхода грозового очага, выбор аэродрома посадки в сложных метеоусловиях или при отказе) и показали возможность применения модели мотивационного процесса Дж. Аткинсона для изучения решения, принимаемого штурманом и пилотом. Выбор одного из вариантов действия может быть проанализирован с помощью модели Врума-Хекхаузена.

Профессиональные ценности являются наиболее глубокими образованиями в смысловой структуре профессиональной деятельности. Установлено, что статистически ценности выстраиваются в следующий ряд: здоровье, профессиональное мастерство, аккуратность и ответственность. Индивидуальные ценности в сочетании с групповыми (авторитетный командир и слетанный экипаж) очерчивают идеальный портрет, тогда как реальный портрет дает значительные отклонения. Особенно важными являются противоречия в системе ценностей штурмана и пилота: конфликт между индивидом и группой, экипажем и отраслью, Аэрофлотом и обществом. Конфликт в системе ценностей становится причиной потери профессиональной перспективы, безразличия специалиста ко всему, что выходит за пределы получаемой непосредственно материальной выгоды.

В контексте проблемы профессионального пути штурмана и пилота выявлен конфликт в структуре профессиональных ценностей: между романтической мечтой детства, которая когда-то определила выбор профессии (стремление к полету в свободном пространстве) и фактическим положением дел в нынешней гражданской авиации — монотонными дежурствами в тесном помещении кабины с длительным контактом с духовно чуждыми людьми, низким социальным статусом, оторванностью от дома, семьи. Такой конфликт оказывается существенным для профессионального становления специалиста, оказывает влияние на решение летных задач экипажем.

Анализ эмоционально-потребностной сферы задает содержание для развертывания психологической работы на летном предприятии: устранение причин, внутренних конфликтов специалист является предпосылкой решения внедрения практикуемых в зарубежных компаниях программ типа: “Выполнение линейного полета” или “Управление ресурсами кабины”, а также адаптации специалиста, первичного выбора профессии юношей и выхода из профессии.

Методика 7.1. Списки ценностей человека. М. Рокич

Список Т:

Активная, деятельная жизнь

Профессионализм (высокое профессиональное мастерство)

Здоровье

Безопасность (защищенность от неблагоприятных обстоятельств)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

Интересная работа

Наличие хороших и верных друзей

Общая хорошая обстановка в стране, в обществе

Сохранение мира между народами как условие благополучия каждого

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития)

Равенство (равные возможности для всех)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Ту же самую процедуру проделайте для списка И.

Список И:

Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Высокие запросы (высокие притязания)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам (своим и чужим)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Чуткость (заботливость

 

Методика 7.2. Трансформация зрительных представлений. Гордон

В опросник, который предлагается Вашему вниманию, включены вопросы, касающиеся особенностей Ваших представлений. Эти вопросы направлены на выявление того, с какой легкостью Вы можете управлять и манипулировать своими зрительными представлениями. Для некоторых людей эта задача нетрудна, а другие испытывают определенные затруднения.

Так, например, один испытуемый описывал свои затруднения: он представлял себе стол, одна ножка которого вдруг “отвалилась”; он постарался представить себе нормальный стол, но не смог – ему мешал образ стола с “отвалившейся” ножкой.

Другой испытуемый жаловался на то, что несмотря на сравнительную легкость, с которой он мог представить себе стол, удерживать волевым усилием возникший образ он не смог.

Внимательно прочитав и поняв вопрос, закройте глаза и постарайтесь представить требуемую сцену. Ответ давайте на отдельном листе в следующем виде: запишите номер вопроса и напротив – один из трех вариантов ответа (да, нет, не уверен), который наиболее подходит в данном случае.

Например: 1– да, 2– не уверен и так далее.

Помните, что основное условие исследования – Ваша добросовестность и искренность. Если у Вас есть сомнения в ответе, то лучше отвечайте “не уверен”.

1. Можете ли Вы представить автомашину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли Вы увидеть эту картину в цвете?

3. Можете ли Вы увидеть эту картину в другом цвете?

4. Можете ли Вы увидеть эту автомашину на этом же месте, только перевернутой?

5. Можете ли Вы увидеть эту автомашину снова стоящей на колесах?

6. Можете ли Вы представить эту автомашину, мчащейся по дороге?

7. Можете ли Вы представить эту автомашину, поднимающейся в гору?

8. Можете ли Вы представить, как эта машина достигла вершины, перевалила через нее и спускается?

9. Можете ли Вы представить как эта автомашина на полной скорости врезается в препятствие?

10. Можете ли Вы представить себе такую картину: автомашина мчится по автостраде и внутри нее находится красивая пара?

11. Можете ли Вы представить себе как эта автомашина едет по мосту и вдруг, пробив ограждение, падает в воду?

12. Можете ли Вы увидеть как эта автомашина, демонтированная, лежит на свалке?

 

Методика 7.3. Яркость-четкость зрительных представлений. Маркс

Инструкция. Целью настоящего опросника является определение яркости-четкости возникших у Вас представлений. Задания будут вызывать у Вас определенные образы-представления. Вы должны оценить в баллах их яркость-четкость на основе предлагаемой шкалы оценок.

Например, если Вы считаете, что Ваше представление “неясное, смутное, тусклое” по сравнению с видимым образом, то оценивайте его согласно шкале двумя баллами. При оценке каждого представления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое представление независимо от оценки других заданий.

Еще одна вещь, которую необходимо помнить для правильного выполнения задания: Ваше представление об объекте нельзя путать с Вашим знанием о нем. Вы должны увидеть объект перед Вашим “мысленным взором”. Это должна быть “картинка” определенной степени яркости-четкости и Ваша задача оценить эту яркость-четкость в баллах.

Ваши ответы записывайте на листе бумаги в столбик в таком порядке: номер вопроса – Ваша оценка в баллах (например: 5, 3 и так далее).

Если Вы что-то не поняли, прочтите инструкцию еще раз. Если вопросов нет, приступайте к выполнению задания.

Шкала оценок

  Баллы
Представления абсолютно яркие, четкие, как образ восприятия  
Представления яркие, четкие, чистые  
Представления средней яркости, четкости  
Представления неясные, смытые, тусклые  
Представления нет вообще, Вы только знаете, что думаете о нем  

 

Подумайте о ком-нибудь из Ваших родственников, знакомых, кого Вы часто видите. Сосредоточьтесь на возникшем образе. Оцените в соответствии со шкалой яркость-четкость представления, которые будут возникать у Вас в связи со следующими вопросами:

Представьте точные контуры головы, лица, тела этого человека.

Представьте характерные движения головы, позы тела.

Представьте осанку этого человека, длину его шага.

Представьте цвета его одежды, которая хорошо Вам знакома.

Представьте себе следующие сцены:

Солнце встает в подернутое дымкой небо.

Солнце встает в синее небо.

Солнце встает, но на небе облака, в стороне начинается гроза, видны вспышки молний.

Встает солнце, на небе радуга.

Представьте сцены, связанные с магазином, куда Вы часто ходите:

Представьте себе вид магазина с противоположной стороны улицы.

Представьте себе витрину этого магазина с товарами.

Представьте, что Вы подходите к двери, представьте цвет, размер, детали этой двери.

Представьте, что Вы входите в магазин, подходите к прилавку: представьте продавца, его руки, как он отпускает товар, дает сдачу.

Представьте загородный пейзаж с лесом рекой и т.п.:

Представьте данный пейзаж в целом.

Представьте деревья, их цвет, размер.

Представьте размер реки и цвет воды в ней.

Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на воде появилась рябь.

 

Методика 7.4. Шкала деловых качеств личности авиадиспетчера.

1. Хорошо представляет воздушную обстановку и быстро выделяет ее важнейшие участки.

2. Обладает развитой профессиональной интуицией.

3. Сохраняет выдержку и четкость принятия решения при напряженном воздушном движении.

4. Внимателен при неожиданном изменении ситуации.

5. Обладает самодисциплиной и чувством ответственности в работе.

 

Дальнейшая разработка темы: Мотивы выбора профессии. Влияние отца, позиции в семье (старший, младший брат). Романтический идеал. Общественный ореол профессии. Стремление к могуществу, к свободе. Стремление к сложным и опасным видам деятельности: потребность в переживании опасности, романтический идеал. Роль значимого другого в выборе профессионального пути. Применение идей Фрейда (Эдипов комплекс и др.) при анализе критической жизненной ситуации профессионала. Негативные стороны труда операторов.

Страх, профессиональные неврозы. Как возникает страх? Объективные показатели страха. Бонд ("Любовь и страх полетов") — три группы пациентов с: детским предрасположением к фобическому поведению, которое явилось следствием неразрешенного детского конфликта (эдипового). Если конфликтом не занимаются, он разрастался и мог привести к неспособности выполнять работу; 2) ограниченным фобическим паттерном — нейротический паттерн можно обнаружить у любого человека, если заглянуть в него поглубже; отказ от полетов у них ускорялся под влиянием личных обстоятельств; 3) физически истощенные пилоты, которые нуждались в недельном отдыхе. Навязчивое возвращение к пережитой опасной ситуации. Роль профессиональной неудачи другого в возникновении и развитии страха. Смерть друга. Как объяснить страх?

Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС.

Аэроневроз у молодых курсантов. В чем проявляется страх? Отказы от полетов у военных летчиков. Роль профессиональной неудачи. Смерть друга. Значимый другой — это я сам. Идентификация чувственная: чувствую его, все переживаю также как он. Мы связаны мощным, неразрывным пучком разных чувств, переживаний, воспоминаний. Мы многое видели и обсуждали — это нам дорого. Мы многое вместе обдумали — это нас обогатило. Потеря друга может сравниться с гибелью самого себя — все теряет смысл, свет меркнет. Отказы от заданий в других профессиях: врач, менеджер, психолог, артист.

Анализ состояния специалиста перед выполнением трудового задания. Ожидания, предчувствие опасности. Упорядоченная хорошо ритмизованная деятельность подавляет переживание страха, маскирует его. Страх и пассивное ожидание: в условиях пассивного ожидания действие страха сильнее, чем при активном действии. Страх и сновидения. Как преодолеть страх?

Date: 2015-11-14; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию