Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция идеологии национальной государственности Ф. Скорины
Особое место в истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный «золотой век» белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация развивались и переплетались между собой одновременно. В эпоху Возрождения белорусская земля дала мируряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина (около 1490–1551 гг.)[84]. Его влияние на общественно-политическую мысль и культуру ХVI в. столь велико, что это время называют эпохой Скорины. Франциск Скорина – ученый, писатель, переводчик – вошел в историю как гуманист и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания. Источником для изучения общественно-политических взглядов Ф. Скорины являются его предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, в которых он высказал свои идеи по наиболее актуальным проблемам общественной жизни своего времени. Они пронизаны патриотическими чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность за судьбу своей Родины и должен работать на ее пользу. Скорина выступал сторонником справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство. В его произведениях просматриваются положения естественного права, позже развитые Т. Гоббсом и другими видными западными мыслителями. Ф. Скорина считал, что главным фактором общественной стабильности государства и общества является власть закона, культ права[85]. Беззаконие ведет к анархии и правонарушениям. Законы должны служить добру, обществу в целом, а не отдельным группам населения. При разработке законодательных актов, отмечал мыслитель, необходимо руководствоваться как «естественным правом», так и местными обычаями, традициями. Главным условием исполнения закона является уровень правосознания граждан, сущность которого выражена в формуле «закон прыроженый ест в сердце каждого человека». Политическим идеалом Ф. Скорины являлась монархия во главе с просвещенным правителем, который должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами и внимательно следить за осуществлением правосудия. В этом положении заключена суть идеологической концепции Ф. Скорины во взглядах на государственную власть и политическое лидерство. Политические идеи Ф. Скорины оказали влияние на идеологию всех Статутов Великого княжества Литовского[86]. Скорина являлся сторонником консолидации общества, идеи «вечного социального мира», провозглашенной такими выдающимися его современниками, как Данте Аллегьери, Эразм Роттердамский и др. Он страстно желал, чтобы «понеже был мир и покой по вся времена». И хотя в трудах Скорины нет целостного проекта идеальной политической системы, однако настойчивое культивирование им «добрых обычаев», прославление мудрых и образованных государственных деятелей, законности и торжества разума позволяют утверждать, что отечественная социально-политическая мысль середины XVI в. отражала основные идеи национальной государственности. Date: 2015-11-14; view: 703; Нарушение авторских прав |