Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая система и институты власти
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли главную роль не только в складывании современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных структур на территории современной Беларуси. Под своими именами-названиями они упоминаются в письменных источниках до середины XII в[62]. В отличие от балтов у славян была более совершенная система управления. Родоплеменная иерархия уступила место политической. Возникли княжества – наидревнейшие протогосударственные территориально-административные единицы. На вершине политической пирамиды стояли князья, которые на первых этапах избирались, а потом передавали свой титул по наследству. Князь был хозяином огромной по тем временам собственности и имел в подчинении армию – аппарат государственного принуждения для сбора дани и защиты от внешних врагов. Таким образом, этнокультурные сообщества славян и поглощенных ими балтов перешли в новое качество своего развития – государственный период. Процесс феодализации проходил медленно, поскольку существовали устойчивые традиции и пережитки родоплеменного строя. Формы зависимости крестьян на первоначальной стадии были более мягкими в сравнении с Западной Европой того периода. Уже в IХ в. на социальной вершине общества находился князь, которому подчинялись дружинники и «мужи». Позже две эти категории княжеских вассалов объединились под термином «бояре». Процесс феодализации был обязательной и неотъемлемой составной частью возникновения на территории Восточной Европы первых государственных объединений. Их основой было территориальная и культурная общность восточнославянских племенных объединений, указанных в «Повести временных лет»[63]. Древнерусское государство (Киевская Русь) В IX в. в Восточной Европе образовалось огромное и исторически важное для всех восточных славян территориально-политическое объединение – Древнерусское государство, описанное персами, арабами, византийцами, воспетое и прославленное в народных сказаниях и летописных источниках. Геополитическим центром этого государства было Среднее Поднепровье. Его границы на юге простирались до Причерноморских степей, а на севере доходили до Балтики. Киевская Русь – это историческая юность и молодость трех восточнославянских народов – украинского, белорусского и русского[64]. Исторические истоки этого государства восходят к концу VIII – началу IX вв. Как феодальная монархия оно просуществовало до второй четверти XII в. История Древней Руси охватывает период примерно с 800 г до 1132 г., когда по свидетельству летописца «раздралася вся Русская земля». Объединение северных и южных славянских княжений в одно целое историки связывают с захватом в 882 г. новгородским князем Олегом города Киева[65]. В это время в Полоцке княжил Рогволод. В 980 г. новгородский князь Владимир разбил его и утвердил свою власть в Полоцке, Турове, а затем и Киев[66]. При Владимире I политическое могущество Древней Руси достигло своей вершины. В этот период завершилось объединение восточных славян под властью Киева. Безопасность государства была достигнута укреплением политических отношений с мировой державой того времени – Византийской империей, принятием в 988 г. христианства, вокняжением в региональных столицах сыновей киевского князя. Сын Владимира от Рогнеды Изяслав получил полоцкий трон[67]. После Владимира I на Руси наступило время политических конфликтов, военного противостояния и, как результат, вражеских нашествий на государство. Второе возвышение Киева связано с правлением Ярослава Мудрого (1015–1045 гг.), а третье кратковременное единство Киевской Руси приходится на правление Владимира II Мономаха (1113–1125 гг.). Процесс распада единого государства был обусловлен политическим договором, подписанным князьями в 1097 г. в г. Любиче, из которого вели свой род все русские князья. «Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Русскые земли; каждо да держить отчину свою. И целовавшееся пойдоша в свояси (да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей. И попрощавшись, пошли восвояси)» – такая линия политических лидеров привела к тому, что эпоха славянской общности осталась в прошлом[68]. Правда, на съезде в г. Любече полоцкого суверена Вячеслава Брячеславича по прозвищу Чародей не было, он уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил Полоцкую землю» независимо от Киева[69]. Date: 2015-11-14; view: 315; Нарушение авторских прав |