Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идея государственности в эпоху Просвещения
Во второй половине XVIII в. изменения социальной и духовной жизни Беларуси были связаны с таким явлением, как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное и общественное движение Нового времени, которое охватило Европу и Америку. Его исторические рамки включают 1689–1789 гг. Первая дата связана с началом «Славной» революции в Англии, а вторая – с началом Великой французской революции. Деятели эпохи Просвещения боролись за установление и торжество «царства разума», в основе которого они видели «естественное равенство» граждан. Из этой идеи вытекало требование политических прав и свобод граждан. Общественная мысль эпохи Просвещения была уверена в силе и мощи человеческого разума, в прогрессе науки, что обеспечивало условия для всестороннего развития личности. Но в каждом государстве были свои особенности и просветители. В Англии это Дж. Локк, который написал книгу «Опыт человеческого разума». В этом произведении Локк утверждал, что неотъемлемым правом человека является право на жизнь, свободу и собственность. Французское Просвещение – это Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, которые возглавили общественно-политическое движение во Франции, завершившееся победой революции. На вопрос, за что человеку надо бороться, Вольтер и Руссо отвечали – за равенство, братство и свободу. Но возможно ли сделать счастливым все общество? Просветители отвечали: безусловно можно! Они страстно желали создать счастливое «царство свободы» для всех и каждого. Конечно, эти идеи страдали излишним романтизмом и содержали элементы социальной утопии. Но вместе с тем они способствовали развитию идеологии государственности в других странах Европы, в том числе и в Беларуси. Под влиянием идей Просвещения формировалось мировоззрение профессоров Главной школы Великого княжества Литовского в г. Вильно И. Стройновского (1752–1816 гг.)[102] и К. Богуславского (1754–1819 гг.)[103]. Эти отечественные мыслители также старались обосновать идею прямой зависимости народного счастья и процветания от разумного общественного устройства, уровня образованности граждан. Чтобы как-то приблизить счастливое будущее, в XVIII в. сторонники идей Просвещения начали строить сады и парки, которые, по их мнению, должны были воссоединить человека с природой и «новым раем». Это были места философских и политических бесед, созерцания красоты и культурного отдыха. В композицию парков включались галереи и музеи, театры и храмы. Все это якобы воплощало реализацию мечты о «жизни в царстве разума», о скором наступлении счастливого будущего. Эти тенденции нашли отражение и на территории Беларуси: строительство дворцово-парковых комплексов во второй половине XVIII в. свидетельствует о том, что реализация просветительских идей была социальной реальностью нашей Родины. Сторонники просветительских идей выступали инициаторамипрогрессивныхреформ. Так, Павел Бжостовский (1739–1827 гг.) в своем имении Нерач Виленского уезда освободил крестьян от крепостной зависимости[104]. Для привлечения крестьян к политической жизни, управлению обществом. П. Бжостовский выступил инициатором передачи власти на местах крестьянскому самоуправлению. Крестьяне избрали П. Бжостовского президентом своего маленького деревенского района, названного «Павловской республикой». Это был первый опыт, накопленный в Беларуси, в сфере развития социального партнерства и решения наиболее острых проблем жизни народа мирным ненасильственным путем. Укреплению и развитию идеологии национальной государственности способствовало открытие в 1803 г. Виленского университета на основе Главной Виленской школы. В нем изучались политические науки и велись исследования по проблемам, связанным с институтами государственной власти. Студенты университета изучали исторические формы государственности, интересовались историей Великого княжества Литовского. Они осознавали, что без обретения национальной государственности у беларусов не будет будущего. Деятельность просветительских обществ, сложившихся на базе университета, была попыткой разработки концепции национальной государственности в новых политических условиях[105]. Date: 2015-11-14; view: 374; Нарушение авторских прав |