Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полоцкое княжество





Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду, – «Держал, владел и княжил Полоцкую землю» – свидетельствует о завершении первого этапа становления государства[70]. Были определены границы, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времен Рогволода совпал с аналогичными процессами и у других европейских народов: чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Скандинавии – Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами размещения княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII–XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов. Часть из них до сих пор не локализована, а некоторые, принадлежавшие местным феодальным княжествам, находятся за пределами нашей страны.

В «Повести временных лет» встречается термин «полочане» одновременно с эндоэтнонимом жителей Полоччины – «кривичи». Таким образом летопись констатирует фактическое самоопределение части кривичей (в отличие от псковско-изборских и смоленских) на основе создания отдельного восточнославянского государства со столицей в Полоцке[71].

Экономической основой Полоцкой земли кроме традиционного земледелия, было ремесло и торговля, а также выгодное геополитическое положение княжества. Центральное место в межгосударственных и международных торговых отношениях Полоцка с другими европейскими регионами, Византийской империей, странами арабского Востока, Персией отводилось знаменитому пути «из варяг в греки». Одно из крупнейших ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк и дальше через систему сухопутных волоков между городами Витебск и Орша в реку Днепр. Два последних города также принадлежали Полоцкому княжеству.

Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. – христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Основным вопросом внешней политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к многочисленным военно-политическим конфликтам между Полоцком с одной стороны и Новгородом с Киевом – с другой.

В XII в., несмотря на фактическую раздробленность Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко рассматривали как целостное государство. В 1127 г. киевский князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, объединив военные силы, напал на полочан. В результате полоцкая династия князей в лице Давыда, Ростислава и Святослава вместе с женами и детьми была взята в плен и выслана в Византию.

Первые письменные памятники социально-политического характера древней Беларуси были посвящены утверждению христианской религии и укреплению государственной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Евфросинья Полоцкая (около 1120–1173 гг.)[72]. Ее общественно-политические взгляды созвучны идеям героической поэмы «Слово о полку Игореве» (конец ХII в.) – это протест против братоубийственных усобиц, необходимость единства восточно-славянских княжеств перед лицом внешней угрозы[73]. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был и Кирилл Туровский (1130–1182 гг.). Он прославился как проповедник и блестящий оратор. Современники называли его Туровским Златословом. Ему принадлежит сборник духовных наставлений «8 слов и поучений», три притчи («Повесть о беспечном царе и его мудром советнике» и др.), множество посланий, канонов и т.д. Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств[74].







Date: 2015-11-14; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию