Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подлинная награда
После того как человек примиряется с Богом и тот принимает его на упомянутых выше условиях, последователь Христа обнаруживает, что у Бога для Него есть множество наград. И это не взятка, а подлинное, жизненно важное и соответствующее новому состоянию человека вознаграждение. Родители, обучая своего ребенка в музыкальной школе, не связывают свою любовь к нему с его умением играть на пианино. Их любовь и одобрение не служат ему вознаграждением за игру на пианино. Но они рассказывают ребенку, что подлинная награда за то, что ему придется провести многие часы в скучных упражнениях, заключается в том, что он научится играть и понимать прекрасную музыку и доставлять удовольствие своей игрой другим людям. Христос рассказывает, какая награда ожидает тех, кто посвящает часть своего времени молитве: и это, в первую очередь, все более близкое и богатое знание Бога (Мф. 5: 5-6). Награда ожидает и тех, кто работает во имя Бога, ради своих братьев по вере и близких. Она может быть двоякой: создание вечных ценностей и в то же время развитие своих способностей, которые расширяют диапазон возможной деятельности и улучшают качество ее результатов. Возвращаясь еще раз к вопросу о том, что должно лежать в основе нравственного поведения, надо сказать, что в Библии проводится четкое различие между наградой за сделанную работу и спасением, которое человек получает не за свои добрые дела, а как дар. "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот полу- чит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня" (1 Кор. 3:13-15). 7. Требование всегда подчиняться закону всемогущего божества отчуждает человека от его подлинно независимого "я" и низводит его до положения раба. Именно представление о том, что подчинение закону Божьему налагает на человека тяжелый груз страха и рабства, привело гуманиста Бланш Сэндерс к такому рассуждению: "Гуманист сбросил с себя древнее ярмо сверхъестественного, с его страхом и рабством, и живет на земле свободным человеком, как дитя природы, а не какого-то придуманного человеком божества"73. Но дело в том, что Сам Бог в Библии указывает, что именно тогда, когда человек в своем стремлении достичь нравственного и духовного совершенства действует самостоятельно, ориентируясь на абсолютное соблюдение Закона Божьего (о чем и сетует Бланш Сэндерс и многие другие), он попадает в рабство. Хуже того, сам Закон Божий, говорит Бог, часто провоцирует падшее человеческое естество грешить еще больше (см. Гал. 4: 1-7; 4: 21 — 5: 1; Рим. 7: 5). И дело не в Законе Божьем, ибо "...закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим. 7: 12). Профессор Корлисс Ламонт видит нашу проблему в "иррациональных импульсах": "Иррациональные импульсы, которым подвержены люди, — говорит он, — очень часто способствовали несчастьям, обрушивавшимся на человечество, и до сих пор остаются страшной угрозой. Для Гуманиста глупость является столь же страшным грехом, как и эгоизм..."74. "...Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим. 7:14-15). И каждый из нас может сказать это о себе. Дело в том, что все мы падшие существа, греховные, слабые, отступающие от Бога, бунтующие против Него и зачастую враждебные Ему. Когда, стремясь к принятию Богом, со смешанным чувством гордыни и стыда мы пытаемся дока-
зать, что мы нравственно способны следовать Закону Божьему, наша решительная, но бессмысленная борьба против своих недостатков превращает нас в рабов. Бывает и так, что тот самый факт, что Закон Божий предписывает нам что-то делать, а чего-то не делать, пробуждает в нас бунтовщиков, не желающих подчиняться правилам. Сам Бог признает это и видит, в чем корни нашего неповиновения. Его Слово говорит об этом. Но Богу известно, как решить эту проблему, как превратить нас из рабов, движимых гордыней и страхом, вызванных стремлением строго соблюсти Закон Божий, в свободных сынов Божьих, которые в силу приобщенности к Духу Своего Отца обладают желанием и потенциалом жить в соответствии с нормами, установленными Отцом. "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"" (Рим. 8: 15). Таким образом, Бога нельзя уподобить египетскому фараону, который заставлял своих рабов изготовлять кирпичи, не обеспечивая им материалов для кирпичей (Исх. 5). Бог понимает, что нам не хватает духовности, что мы слабы и порочны. Но Он видит путь к нашему искуплению. Этот путь называется восстановлением. Через восстановление Бог дает нам новую духовную жизнь, благодаря которой человек обретает возможность жить как свободное дитя Божье и выполнять требования Его Закона (Рим. 8: 1-4). 8. Представление о рае — это эскапизм. Маркс в своем знаменитом афоризме определяет религию как опиум, который заглушает человеческую боль, внушая людям ложные надежды на рай и смирение перед капиталистическим угнетением75. Тогда как их задача — бороться с капитализмом с целью его уничтожения. Профессор Курц утверждает, что "Традиционные заповеди нравственного поведения, которым приписывается сверхъестественное происхождение, приводят к глубокому подавлению наших естественных потребностей. Они аморальны постольку, поскольку способствуют культивирова- нию иллюзий о том, что ожидает человека [то есть о рае], и подавляют его жизнеспособность"76. Распространена также точка зрения, согласно которой вера в рай отвлекает человека от его важных забот о жизни здесь, на земле. На самом же деле, верно обратное. Маркс говорил, что философия должна основываться на том фундаментальном факте, что человек должен есть, чтобы жить, и что это вещь абсолютно очевидная. Но еда в нашей жизни — не единственное. В жизни есть более высокие устремления. И самое высокое из них было указано Христом. Он говорил: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4: 4). Когда человека приглашают на обед, то еда, о которой должен позаботиться хозяин дома, является, конечно, главным предлогом визита. Но гораздо большее значение с точки зрения человеческих отношений имеют разговор за столом, музыка, поэзия и дружеские отношения между хозяевами и гостями. В жизни происходит то же самое. Высшим и самым значимым здесь, на этой земле, являются дружба и духовное общение, которое мы можем испытать с Богом и благодаря Богу, Который и есть Хлеб Жизни (1 Ин. 1: 1-4). А для того, чтобы его испытать, нам не нужно ждать, пока мы попадем в рай, хотя, конечно, это общение в раю будет качественно иным — бесконечно глубоким и полным славы. Если человек не может понять этого важнейшего жизненного измерения или сознательно его отвергает, то это значит, что он не видит высшего смысла жизни. Кроме того, именно потому, что существует рай (а также и ад) за пределами нашей земной жизни, каждый наш день на земле пронизан этим высшим смыслом. В конце концов отнюдь не постоянная мысль о карьере, которая ждет школьника за порогом школы, мешает ему извлечь максимум из школьного обучения. Смысл школьного обучения как раз и заключается в подготовке к карьере. Чем больше он думает
о карьере, тем больше он извлекает пользы из этой подготовки. 9. Бог, Который угрожает людям вечным адом, для того чтобы устрашить их и тем самым заставить следовать Своим заповедям, — безнравственное чудовище. Нужно иметь в виду, что существует различие между угрозой и предупреждением. Врач, пытающийся убедить подростка, что курение приводит к смертельным болезням легких и сердца, не угрожает своему молодому пациенту. Он предупреждает его и, стремясь спасти подростка от преждевременной смерти, старается, чтобы его слова звучали как можно более сурово. Бог является Источником и Средоточием блага и благочестия. Он не может создать "альтернативного" рая для тех, кто сознательно и упорно отрицает Его. Когда люди, отвергающие Его, в конце концов оказываются отделенными от Него, они просто получают то, что заслужили. Почему же, когда они обнаружат, какой ужасный выбор сделали, Бог не даст им другого шанса покаяться и не впустит на небеса? Но собираются ли они каяться? Тот, кто сознательно отвергает любовь Божью, не придет к покаянию, испугавшись грядущих адских мук, как указал Сам Христос (Лк. 16: 19-31). Более того, наделив человеческие существа подлинно свободной волей, в силу которой они могут отречься от Него, Он не лишает их свободной воли, если они Его отвергают. Он слишком их уважает. Человеческое существо, лишенное свободной воли, является уже не человеческим существом, а скорее одушевленной машиной. Бог никогда не опустит человека до уровня одушевленного механизма. Это делает атеистическая эволюционная теория77. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Provine W. В. Scientists, Face it! Science and Religion are Incompatible // The Scientist. 1988, September 5, P. 10. 2. Idem. Evolution and the Foundation of Ethics // MBL Science (a Publication of the Marine Biological Laboratory at Woods Hole, Massachusetts). Vol. 3. N 1. P. 25 - 29. 3. Palmer A. Must Knowledge Gained Mean Paradise Lost? // Sunday Telegraph, 1997. 6 April. 4. The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. Oxford, 1987. P. 500 - 501; Kaye H. L The Social Meaning of Modern Biology: (From Social Darwinism to Sociobiology). New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 1997. См., в частности Гл. 1: "Социальный дарвинизм - крах дарвиновской революции", где убедительно доказывается, что "неверно относить как Спенсера, так и Дарвина к "социальному дарвинизму", поскольку, в действительности, к "социальным дарвинистам" относятся тс, кто заимствовал их теории, представил последние в извращенном виде и воспользовался ими в своих целях". 5. Рус. пер.: СПб, 1872. 6. Kaye Н. L. Op. cit. 7. Darwin Ch. Letter to W. Graham. July 3// Life and Letters, 1.1881. P. 316. 8. В настоящем разделе мы широко опираемся на глубокую критику анализируемой концепции в цитированной выше работе Говарда Л. Кэйи (см. предыдущие сноски). 9. См.: Wolstenholme G. (ed.). Man and His Future. 1963. P. 364, 380.
10. Kaye H. L. Op. cit. P. 49. 11. Wolstenholme G. Op. cit. P. 275 - 276,294 - 295; Kaye II. L. Op. Cit. P. 48. 12. Crick F. Molecules and Men. Washington, 1966. P. xii, 93 - 95. 13. Jacob F. The Logic of Life: (A History of Heredity). N. Y.: Pantheon Books, 1973. P. 263-264. 14. Monod J. Chance and Necessity: (An Essay on the Natural Philosophy of Modern Biology). N. Y.: Alfred A. Knopf, 1971. P.14 - 15. 15. Kaye H. L. Op. cit. P. 84. Давая данную характеристику позиции Mono, Кэйи ссылается на цитируемую выше книгу Moнo (Monod J. Chance and Necessity... P. 43 - 44). 16 Monod J. Op. cit. P. 160 - 169. 17. Ibid. P. xii - xiii. Idem. From Biology to Ethics. San Diego: Salk Institute for Biological Studies, 1969. P. 2; Idem. On the Logical Relationship Between Knowledge and Values // Fuller W. (ed.) The Biological Revolution. Garden City, N.Y., 1972. P. 15. См. Kaye II. L. Op. cit. P. 84 - 85. 18. См., напр.: Avise J. С The Genetic Gods, Evolution and Belief in Human Affairs. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1998; Rose St. Lifelines: (Biology, Freedom, Determinism). L: Penguin Books, 1997. 19. Wilson E. O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge: Harvard University Press, 1975. 20. См. также его последнюю книгу: Consilience. L.: Little, Brown & Co., 1998. 21. Wilson E. O. Sociobiology... P. 3.
22. Ruse M. and Wilson E. O. Evolution and Ethics // New Scientist. 1985. Vol. 108. October 17. P. 50 - 52. См. также опубликованную на русском языке статью этих же авторов: Рьюз М., Уилсон Э. О. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. N 1. С. 94 - 109. 23. Ruse М. and Wilson Е. О. Evolution and Ethics... P. 51 - 52. 24. Ibid. P. 52.
25. См.: Dobzhansky Th. Chance and Creativity in Evolution // Ayala F. A. and Dobzhansky Th. (eds.). Studies in the Philosophy of Biology: (Reduction and Related Problems). Berkeley, 1974. P. 307 - 336. 26. Wilson E. O. On Human Nature. Cambridge: Harvard University Press, 1978. P. 153. 27. См. об этом: Wilson E.O. Genes, Mind and Culture, 1981; Lumsden Ch. J., Wilson E. O. Promethean Fire: Reflections on the Origin of Mind. Harvard University Press, 1983 (рус перев. фрагмента книги: Ламс-дсн Ч. Дж„ Уилсон Э. О. Прометеев Огонь (Фрагмент из книги) // Этическая мысль: (Научно-публицистические чтения, 1991). М., 1992. С. 325-341. 28. Кауе H.L. Op. Cit. Р. 118. 29. Wilson Е. О. On Human Nature... P. 88 - 95; Idem. The Ethical Implications of Human Sociology // Hastings Center Report, 10. 1980, December. P. 28; Кауе H. L. Op. cit. P. 120. 30. Докинз P. Эгоистичный ген... 1993. С. 186. Более новое изложение данной точки зрения см. в: Dennett D. С. Darwin's Dangerous Idea... P. 471. 31. Rose St. Freedom and Determinism. L.: Penguin Books, 1997. P. 213 -214. 32. Кауе H. L. Op. cit. P. 131. 33. Современные марксисты концепции постепенной эволюция классического дарвинизма, видимо, предпочитают представление о прерывистом равновесии. 34. Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 95. 35. Selsam Н. Socialism and Ethics. N.Y.: International Publishers, 1943. P. 214. 36. Социализм как социальная система / Под ред. Т. М. Ярошевского и П. А. Ишатовского. М.: Прогресс, 1981. С. 249 - 250. См. также: Яро-шевскин Т. М. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984. С. 99. 37. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 41. С. 309. 38. Андреев Г. Л. Христианство и проблема свободы. М.: Мысль, 1965. С. 19, 141,156-159. 39. Там же. 40. Ленин В. И. Указ. соч. С. 309 - 310. 41. Колбановский В. Н. Коммунистическая мораль. М., 1951. С. 20. Он же. Коммунистическая мораль и быт. М: Военнздат, 1955. С. 7 — 8.
42. Сталин И. Вопросы ленинизма. Изд. 11-ос. ОГИЗ, 1939. С. 30. 43. Kruschev N. // Ukrainian Bulletin. 1960, August 1 - August 15. P. 12. (Высказывание H. С. Хрущева дастся в обратном переводе, поскольку в русских изданиях речей и сочинений Н. С. Хрущева данный текст обнаружить не удалось {прим. перев.).
44. Fischer Е. Marx in His Own Words. Translated from German. L.: Penguin Books, 1973. P. 80 - 93. 45. Kurtz P. (ed.) Humanist Manifesto II. Buffalo: Prometheus Books. 1980 46. Kurtz P. Is Everyone a Humanist? // Kurtz P. (ed.) The Humanist Alternative. Buffalo, 1973. P. 177.
47. Hocutt M. Toward an Ethic of Mutual Accommodation // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics. Buffalo, 1980. P. 137. 48. Цит. пo: Genne W. H. Our Moral Responsibility // Journal of the American College Health Association. 1967, May. Vol. 15. P. 63. 49. Kurtz P. Does Humanism Have an Ethic of Responsibility? // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 11. 50. Hocutt M. Toward an Ethic of Mutual Accommodation... P. 138 - 139. 51. Fletcher J. Comment on Nielsen Article//Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 71. 52. Hocutt M. Op. cit. P. 138 53. Ibid. P. 143. 54. Tarkunde V. M. Comment on Hoccutt Article // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 148. 55. Kurtz P. A Declaration of Interdependence: (A New Global Ethics) // Free Inquiry. 1988. Fall. P. 6. 56. Storer M. B. Preface // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... 57. Annual General Meeting of the British Humanist Association. July 1967. 58. Baier K. Freedom, Obligation, and Responsibility // Storer M. B. (ed.) Humanist Ethics... P. 81. 59. Kurtz P. Docs Humanism Have an Ethic of Responsibility?... P. 15. 60. Ibid. 61. Ibid. P. 20. 62. Ibid. P. 17.
63. Eysenck H. J. A Reason With Compassion // Kurtz P. (cd.) The Humanist Alternative. Buffalo, 1973. P. 92. 64. Lamont С A. Lifetime of Dissent. Buffalo: Prometheus Books, 1988. P. 55. 65. Durant W. // The Humanist. 1977, February. 66. Russel B. Human Society in Ethics and Politics. N.Y.: Mentor, 1962. P. viii. 67. Huxley J. Religion Without Revelation. N. Y.: Mentor, 1957. P. 32.
G8. Kurtz P. (cd.). Humanist Manifesto II. Buffalo... P. 18 69. Nielsen K. Religiosity and Powerlcssness // The Humanist. 1977. Vol. 37, May/June. P. 46. 70. Платон. Соч.: В 4 т. M.: Мысль, 1990. Т. 1. 9-е-2. 71. Также. Ю-а-3-5. - •.- 72. Эта идея восходит в основном к Канту и не имеет никакого отношения к Новому Завету.
73 The Humanist. 1954. Vol. 5. P. 226. 74 Larnont С. The Philosophy of Humanism. N.Y.: Frederick Ungar, 1982...P. 248.
75. В действительности, это выражение принадлежит Г. Гейне. Но К. Маркс, благодаря своему чутью полемиста, смог придать ему статус крылатой фразы. Об этом и других высказываниях, которые приписываются Марксу, а на самом деле являются заимствованиями см.: Johnson Р. Intellectuals. N. Y. ct al.: Harper and Row. 1988. P. 56 {прим. перев.). 76. Kurtz P. The Humanist Alternative. Buffalo: Prometheus, 1973. P. 50. 77. Обсуждение проблемы боли и зла, которые, по мнению некоторых людей, делают веру в любящего Бога невозможной, см. в: Гудинг Д., Леннокс Дж. Христианство: опиум или истина? Duncanvillc, USA: World Wide Printing, 1998. ■ : ■
-. ■
". ■•■'.,,... Date: 2015-11-14; view: 314; Нарушение авторских прав |