Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что нам говорит наука
Как мы уже отмечали выше, по своему подходу к человеку ученые разделяются на две группы. Объем книги позволяет нам лишь обозначить основные позиции и предложить несколько характерных образцов обоих подходов. а) Образцы монистского объяснения Некоторые теории данного типа формулируются исключительно прямолинейно. Приведем, к примеру, высказывание лауреата Нобелевской премии Джеймса Крика, который открыл структуру ДНК: "Вы сами, ваши радости и страдания, ваши воспоминания и амбиции, ваше самосознание как личности и свободная воля являются не более, чем поведением обширного множества нервных клеток и связанных с ними молекул"8. Обратите внимание на выражение "не более чем". Это характерный признак редукционистского подхода. Возьмите, к примеру, обручальное кольцо. Если речь идет о материале, из которого оно сделано, это не более чем кусочек золота. Если продолжить рассуждать в подобном ключе и дальше, то можно сказать, что это не более, чем кусочек металла. В каком-то смысле это совершенно правильное замечание, но оно не имеет никакого отношения к делу, так как на этом уровне оценки кольцо, изготовленное из меди или железа, тоже может быть описано как "не более чем" кусочек металла. Но золото нельзя характеризовать в тех же словах, что и медь, и сказать, что оно "не более чем". Золото имеет ценность, которой медь не обладает: золотое кольцо обойдется жениху дороже, чем медное. Но ценность и значимость кольца выходят за пределы стоимости металла, из которого оно изготовлено. Для неве-
сты золотое кольцо обладает ценностью не просто потому, что оно сделано из дорогого металла, а потому, что оно обручальное и служит символом клятвы в любви и верности на всю жизнь. Кольцо является материальным предметом. Ученые могут его измерить и свести к молекулам, атомам, ядрам и кваркам. Но наука не может измерить его значимость для жениха и невесты. И все же эта значимость — самое важное, что есть в кольце, так что если с течением времени муж станет изменять своей жене, то золотое обручальное кольцо потеряет для нее свою главную ценность и превратится в насмешку. Никто не станет отрицать, что наши радости и печали как-то отражаются на нашем мозге. Но согласно крайней форме редукционизма, которую разделяет Крик, не только золотое кольцо в нашем примере оказывается всего-навсего множеством атомов и молекул и не только радость женщины, когда она впервые наденет кольцо на палец, будет всего-навсего множеством атомов и молекул и связанных с ними нервных окончаний в мозгу, но и сама женщина и се личность предстанут в виде множества нервных клеток и связанных с ними молекул. Другими словами, то, что, по мнению жениха, является человеческим "я", наделенным самосознанием, способным оценить значение кольца, является, согласно редукционистам, не более чем сгустком нервных клеток. Разумеется, не все монисты принимают крайний редукционизм и было бы нечестно приписывать им это. Но некоторые монисты все-таки редукционистами являются, как мы убедимся из приведенных ниже примеров. Бихевиоризм Термин "бихевиоризм"9 связан с идеей, смысл которой в том, что для понимания психических процессов необходимо изучать наблюдаемое поведение, поскольку они не являются вполне реальными или отличимыми от действительного или возможного поведения. К числу бихевиористов принадлежат такие выдающиеся ученые, как Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) и Б. Ф. Скиннер (удостоенный в 1972 г. звания гуманиста года). Павлов заведовал кафедрой физиологии Военно-медицинской академии с 1896 по 1924 гг. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии за открытие секреторных нервов поджелудочной железы. Взгляды Скиннера отличаются большой крайностью. Так, он пишет: "Научный анализ переворачивает наши представления о независимом человеке и о том, что он оказывает влияние на окружающий его мир. Отныне индивид... контролируется миром, который его окружает и в большой степени — другими людьми"10. "Гипотеза о том, что человек не свободен, является чрезвычайно важной для применения научного метода в исследовании поведения человека"11. Согласно Скиннеру, человеческое поведение регулируется физическими законами и является жестко детерминированным: "Мы должны ожидать открытия того, что действия человека — это результат поддающихся выявлению условий, и как только эти условия будут выявлены, мы сможем предвидеть и в некотором отношении влиять на его действия"12. Конечно, если мозг человека — не что иное, как материя, которая управляется жесткими и неизменными законами, и если сознание и мозг — это просто два термина, обозначающих один и тот же феномен, тогда человек не может быть свободным, его мысли детерминированы, а действия предсказуемы. Но если все так, то это означает конец морали. Человек тогда — просто машина. И поэтому вы не в большей мере можете обвинять человека за то, что он убил вашу жену, и наказывать его за это, чем, скажем, наказывать автомобиль за то, что он сгорел и ваша жена получила при этом смертельные ожоги. Павлов проводил свои исследования преимущественно на животных. Oн продемонстрировал возможность формирования того, что он назвал условным рефлексом: у собак, кото- рые получали пищу в одно и то же время под звук определенного сигнала, начиналось слюноотделение просто при звуке этого сигнала. Условные рефлексы, утверждал Павлов, неизбежно возникают под воздействием внешней среды. Они, так же как и безусловные рефлексы, которые являются врожденными, полностью принадлежат сфере физиологии13. На основании этих высказываний можно было бы предположить, что, по крайней мере, поведение животных, согласно Павлову, полностью поддается объяснению в терминах бихевиоризма. Это в свою очередь может натолкнуть на мысль, что в своих взглядах на природу человека Павлов придерживался того же самого жесткого бихевиоризма, что И Скиннер. Но это не так. Поскольку Павлов также утверждал, что у человека развилась способность к языку как вторая сигнальная система и "специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающей среде и в себе самом"14. Психологи-марксисты считают, что благодаря языку человек испытывает на себе воздействие общества, с одной стороны, и влияет на него сам, с другой. Таким образом, бихевиоризм не является несовместимым со свободной волей. Так подрывается жесткий скиннеровский детерминизм. В связи с этим Джозеф Нэйем замечает: "Сокрушительным ударом по Скиннеру является тот серьезный вклад в психологию, который внес Павлов своим анализом речи и языка как второй сигнальной системы"15. Однако остается неясным, каким образом это представление о свободе человеческого сознания связано с точкой зрения Ленина о том, что сознание полностью зависит от физической материи. Ленин писал: "...дух не существует независимо от тела,...дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира"16, следуя Ф. Энгельсу, слова которого он и комментирует выше: "наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктами... вещественного, телесного органа, мозга"17.
"Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Таковы взгляды материализма вообще и Маркса — Энгельса в частности"18. Ярким примером крайнего бихевиоризма являются представления известного философа, профессора Гарвардского университета Уилларда ван Ормана Куайна (род. в 1908 г.) и ряда других ученых, которые считают, что психические процессы и процессы работы сознания могут быть элиминированы. Для иллюстрации радикально-бихевиористского подхода Карл Р. Поппер, известный специалист в области истории и философии науки, показывает, как трактовалась бы при данном подходе простая ситуация, которая имеет место в жизни каждого человека, — зубная боль. Воспользуемся его примером в несколько расширенной форме. Итак, предположим, что у вас появилась сильная зубная боль, то есть физико-химический процесс в мире материи, который автоматически вызывает некоторые ощущения в вашем головном мозге, говорящие вам о том, что с вашим зубом происходит что-то не то. Ощущение боли заставляет вас посмотреть на больной зуб, и вы обнаруживаете, что кусочек зуба откололся и что оставшаяся часть имеет не лучший вид. Теперь вы не только осознаете, что зуб болит, но и понимаете, почему это происходит. Таким образом, боль на физическом уровне привела к некоему представлению на психическом, когнитивном уровне. Понимание на уровне психики, что с зубом что-то не в порядке, далее заставляет вас вспомнить, что существует такая область медицины, как стоматология. А стоматология — это не простое проявление физико-химических процессов, как, скажем, зубная боль. Это явление совсем другого рода: мира человеческого интеллекта, науки, технических изобретений, искусства, социальных форм организации человеческой деятельности и проч. Психическое представление об этом мире приводит вас далее к мысли посетить зубного врача. Обратите внимание на то, что происходит потом. Ваше решение на психическом уровне оказывает причинное воздействие на ваше материальное тело и мозг. Вы встаете, звоните в регистратуру поликлиники, затем идете к врачу и избавляетесь от больного зуба. Таким образом, здесь, согласно Попперу, вы имеете дело с опытом, который привел к трем связанным между собой, но качественно отличным друг от друга мирам. Это, во-первых, мир физико-химических материальных вещей, ваш больной зуб, кресло стоматолога, анестезия, стоматологические инструменты; во-вторых, мир, где вы ощущаете свою боль, мир знания и понимания причины боли, и рационального намерения и решения, что делать в этом случае; и, наконец, мир науки и технических изобретений, теоретизирования, медицинских книг, учебников и проч. Последовательный материалист, говорит Поппер, сводит как вас, так и ваш опыт во всех этих трех качественно разных мирах к одному простейшему уровню: уровню физических процессов в зубе, которые ведут к физическим процессам в нервной системе19. Не может не казаться странным, когда философы и ученые используют свой мощный интеллект, чтобы доказывать, что процессы логического мышления не отличаются, по своей сущности, от тех, которые протекают в больном зубе! Обратимся к следующему направлению анализа соотношения между сознанием и мозгом. Эпифеноменализм Согласно этой точке зрения, психическое (mental) является побочным продуктом работы головного мозга и не влияет на действия человека. Эпифеноменолог Томас Хёрли ясно сформулировал суть этого подхода: "Сознание... связано с механизмами тела просто как... побочный продукт его работы и совершенно не обладает способностью воздействовать на эту работу, точно так же как звук свистка локомотива... не влияет на то, как локомотив действует"20. К. Поппер, подробно проанализировав этот подход, делает короткое, но очень выразительное замечание: "Если говорить о доказательствах и значимости ее оснований, то эпифеноменалистская точка зрения воистину самоубийственна. Поскольку эпифеноменалист утверждает, что доказательства и основания, на самом деле, не имеют никакого значения. Они не могут влиять ни на нашу предрасположенность к действиям, например на предрасположенность к говорению и письму, ни на сами действия. Все это механические, физико-химические, акустические, оптические и электрические эффекты". "Таким образом, аргументация эпифеноменалиста ведет к признанию нерелевантности самой аргументации. Это не опровергает эпифеноменализма. Это просто означает, что если эпифеноменализм истинен, то мы не можем всерьез принимать какое-то обоснование или доказательство его истинности"21. В одной из последних книг, посвященных данному вопросу, профессор Дэвид Дж. Чэлмерс22 поставил перед собой задачу дать объяснение сознанию и опровергнуть идею, что сознание может быть исчерпывающе объяснено путем сведения его работы к действиям и эффектам физических и электрохимических механизмов нервной системы. Он доказывает, что сознание, подобно массе, импульсу и энергии, должно рассматриваться в любой истинной научной концепции как фундаментальное и ни к чему не сводимое свойство Вселенной, которое не может быть объяснено в терминах чего-то другого. В то же время Чэлмерс надеется, что наука обнаружит "психофизические" законы, связывающие сознание как фундаментальное свойство мироздания с остальной частью системы. Однако в данном пункте своего рассуждения он испытывает некоторые сложности, ибо придерживается позиции, предполагающей веру в абсолютный детерминизм физического мира. По его мнению, можно считать научно доказан- ным, что физический мир представляет собой замкнутую причинно-следственную систему. Эта предпосылка заставляет его считать, что сознание детерминировано физическим субстратом нашего головного мозга, но при этом не может каузально воздействовать на головной мозг или поведение человека. Это и есть эпифеноменализм, который расходится с нашим интуитивным представлением о том, что наше сознание может детерминировать и детерминирует наш мозг и поведение. Представим себе простую жизненную ситуацию. Женщина чувствует себя больной, но не понимает, в чем причина ее плохого самочувствия. Она идет к врачу, который находит у нее диабет и говорит, что ей нужно воздерживаться от сладкого. Она осознает, в чем состоит ее болезнь и что употребление сладкого может усугубить ее. Но она любит пирожные, шоколад и варенье. Поэтому она должна решить, как ей себя вести: будет ли она продолжать есть сладкое или откажется от него. Она должна принять сознательное решение. И она его принимает. Можем ли мы считать, что ее решение, которое она мысленно принимает, не может детерминировать физический субстрат ее мозга и поведение, то есть то, что ее рука никогда не потянется за сладким? Когда априорная догма о том, что наука требует веры в абсолютную каузальную детерминированность физического мира как системы, закрытой для любого нематериального влияния со стороны внешнего мира, ведет к таким противоречащим интуиции и очевидно ложным заключениям, то имеет смысл подвергнуть эту догму сомнению. Давайте вспомним в связи с этим приведенное выше замечание Поп-пера, что, согласно эпифеноменализму, любой аргумент или тезис в его пользу не следует принимать всерьез23. Date: 2015-11-14; view: 324; Нарушение авторских прав |