Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория тождества
Профессор Дж. Дж. К. Смарт, сторонник теории тождества, категорически утверждает: "Я считаю, что мнения и желания являются физическими состояниями мозга"24.
Таким образом, приверженцы теории тождества полагают, что каждое намерение на психическом уровне тождественно конфигурации (pattern) нейронов в мозгу, так что мое психическое желание и намерение поднять руку тождественно некоторой конфигурации нейронов в моем головном мозге и именно эта конфигурация вызывает движение моей руки. Это, к их полному удовлетворению, дает ответ на вопрос, о который споткнулись ученые-материалисты: каким образом нематериальное намерение в моем сознании приводит к тому, что мой материальный мозг поднимает мою руку? Ответ: он ее не поднимает. Желание на психическом уровне тождественно нервным конфигурациям в головном мозге. Самосознание человека для них — это тоже просто самосканирующий механизм в центральной нервной системе. Он не требует, чтобы нематериальное "я" было субъектом самосознания25. Итак, мы должны задаться вопросом, каким образом сформировалась такая точка зрения, а точнее, как она могла сформироваться. Мы рассмотрим далее три ее возможных источника. 1. Могла ли теория тождества возникнуть на основании Разумеется, нет. Представим себе человека, который рассуждает на абстрактные темы философии морали, скажем, анализирует, можно ли оправдать сокрытие преступления, если это сокрытие продиктовано верностью другу. Мало вероятно, что его интуиция скажет ему, что поведение человека является, в действительности, совокупностью электрохимических процессов головного мозга, которые обсуждали между собой вопрос о нравственности поведения. 2. Могла ли теория тождества вырасти из ст рогих науч Но каким образом? Давайте рассмотрим некоторые вопросы, которые эта теория должна была бы разрешить. а) Если, как утверждает Смарт, "мнения и желания являются физическими состояниями мозга", то тогда в прин-
ципе можно было бы установить, что человек думает на основании исследования клеток его мозга. Такая задача может быть непростой. Каждый знает, что когда мы думаем, можно зафиксировать активность определенных отделов мозга. Но до сих пор было невозможно просто путем анализа этой активности обнаружить, о чем именно думает человек. Связать активность головного мозга с ментальным (mental) состоянием было бы можно, если бы человек, чей мозг мы стали бы изучать, говорил экспериментатору, что он думает. Для того чтобы установить на научной основе, что конкретная конфигурация процессов в головном мозге всегда необходимо сопровождает данный феномен сознания и эквивалентна ему, потребовалось бы обследование многих людей, которое бы обеспечило материал для того, чтобы на основании индукции определить вероятность некоего события. (Кроме того, для этого потребовалось бы огромное число людей, которые при обследовании конфигураций головного мозга были бы готовы честно сообщить, что они думали в этот момент.) б) И тогда это потребовало бы не просто установления В связи с этим приведем фрагмент из книги оксфордского философа Ричарда Суинберна: "Разумеется, существуют общие корреляции между определенными конфигурациями (patterns) состояний мозга и некоторыми типами психической деятельности, например, снами. Но утверждение, что моему сну, что я Наполеон I, и моему сну, что я Наполеон III, могут соответствовать разные состояния головного мозга, кажется мне несколько спекулятивным"26. в) Таким образом, теория тождества сознания и мозга ную информацию о намерениях человека. Предположим, я сижу за своим рабочим столом и вдруг мне приходит в голову написать доказательство теоремы Пифагора. Для этого мне нужно поднять руку и взять ручку. Вполне возможно, что мозг определяет физические процессы, необходимые для того, чтобы я поднял руку. Предположим, что ученый в какой-то момент обследовал соответствующую часть моего мозга и выявил характер электрохимических процессов. С какой вероятностью, по крайней мере теоретически, он может предсказать (если я сам не сообщу ему), что я собираюсь делать: доказать теорему Пифагора, или написать стихотворение, или сделать набросок дома, который стоит напротив, или разгадать кроссворд? Недостаточно сказать, что не следует ожидать, что физические процессы в моем мозгу могут быть источником такой подробной информации, поскольку я мог в уме перебрать все упомянутые выше варианты, а затем решить, какой из этих вариантов выбрать. Если психические события тождественны тому, что происходит на уровне головного мозга, то процессы в головном мозге в какой-то момент представляют собой перебор возможностей, заканчивающийся выбором какого-то одного варианта, а конфигурация событий в головном мозге в этот момент должна указывать на то, что я собираюсь сделать. Если зафиксированные процессы, протекающие в головном мозге, не могут служить индикаторами всех вариантов и затем основанием для предсказания того, что я выбираю, то каким образом, согласно теории тождества мозга и сознания, может действовать мое сознание, в котором формируются и предсказываются намерения? Пусть ученые надеются, что однажды они покажут, что подробные предсказания подобного рода можно будет делать на основании данных об электрохимических процессах, протекающих в головном мозге. Но вероятность того, что они добьются успеха, на самом деле, очень мала. г) И, наконец, как мы уже говорили выше, те, кто придерживается теории тождества сознания и мозга, должны будут показать, что физические процессы, протекающие в головном мозге, обладают моральным чувством. Так как если я сижу и думаю, нравственно ли (а не просто желательно с прагматической точки зрения) сотрудничать с армией захватчиков, как, скажем, делал майор норвежской армии Вид-кун Квислинг, то согласно теории тождества именно физическая субстанция электрохимических процессов, протекающих в нейронах, взвешивает аргументы "за" и "против" и рассматривает этот этический вопрос. Неужели это означает, что физическая субстанция обладает нравственным чутьем? В связи с этим встает еще более фундаментальный вопрос. Обладают ли электрохимические процессы, протекающие в головном мозге, подлинной свободой воли, так что они могут принимать подлинно свободные и потому подлинно нравственные решения? К сожалению, большая часть сторонников теории тождества утверждает, что физический мир — это совершенно закрытая причинно-следственная система. Другими словами, такой вещи, как свободная воля не существует. А если это так, то как могут психические явления (mind-events), тождественные физическим процессам, протекающим в головном мозге, действительно обсуждать, не говоря уже о том, чтобы принимать моральные решения или рациональные решения? В связи с этим было бы проще согласиться с приводившимся ранее (см. выше Раздел 2. Б; Гл. 8) заключением профессора Джона Полкингхорна, что редукционистская программа подрывает самое себя. "Она уничтожает рациональность. Мышление заменяется электрохимическими нейронными явлениями. Два таких явления оказываются несопоставимыми в рамках одного рационального рассуждения. Они не могут быть ни истинными, ни ложными. Они просто имеют место..."27. Итак, выше мы задались вопросом, как сформировалась теория тождества, или как она в принципе могла сформироваться. Мы достаточно быстро пришли к выводу, что она не основывается на интуиции. Затем мы рассмотрели, какие
колоссальные сложности пришлось бы преодолевать тем, кто решился бы построить ее на строгих научных основаниях. Рассмотрим теперь, на каких основаниях можно было бы ее принять. Можно ли это сделать, 3. Сначала предположив, что нечто истинно, а затем убедив себя, что это факт? Найдется немного ученых, которые так делают, но все-таки они есть. Такой ученый сначала допускает, что дарвинизм истинен, и не признает альтернативных объяснений происхождения человеческого сознания, а затем доказывает, что обязательные следствия из теории Дарвина необходимо принять как факт. "Можно ли, собрав вместе достаточное число тупых гомункулусов, создать подлинно мыслящее существо? Дарвинист говорит, что другого пути не существует. Таким образом, из того факта, что вы происходите от роботов, не следует, что вы сами — робот. Будучи в конечном итоге еще и прямым потомком какой-то рыбы, вы сами рыбой не являетесь, и будучи прямым потомком какой-то бактерии, бактерией не являетесь. Но если дуализм и витализм не являются истинными (в случае их истинности в вас есть какой-то особый ингредиент), вы сделаны из роботов, или, говоря иными словами, представляете собой собрание триллионов макромолекулярных механизмов. А эти последние в конечном итоге происходят от первичных макроэлементов. Таким образом, нечто, сделанное из роботов, может проявлять подлинное сознание, или подлинную интенциональность, потому что его проявляете вы... "28. Эта аргументация является, по крайней мере, ясной и ее можно представить в виде следующих звеньев. 1. Роботы не обладают сознанием или способностью стремиться к цели. 2. Каким образом можно было создать человеческие существа из роботов? 3. Но человеческие существа были сделаны из роботов: никакое другое объяснение их происхождения не является возможным или допустимым.
4. Человеческие существа между тем обладают сознанием и способностью к целеполаганию. 5. Следовательно, возможно создать сознательные человеческие существа из лишенных сознания роботов. Таким образом, создается впечатление, что Деннетт допускает как истинное то, что он должен доказать. Date: 2015-11-14; view: 339; Нарушение авторских прав |