Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функционализм
Эта теория пользовалась популярностью среди ученых, и она может быть в определенных пределах весьма полезной. Но мы не будем останавливаться на ней подробно, так как, по свидетельству одного из ее главных защитников, она оказывается неадекватной в вопросе о соотношении между телом и сознанием. Предоставим слово для характеристики функционализма профессору Джерри Фодору: "Функционализм строит понятие каузальной роли таким образом, что некоторое психическое (mental) состояние может быть определено через каузальное отношение с другими психическими состояниями. В этом отношении функционализм полностью отличен от логического бихевиоризма... функционализм не является, по своей сущности, редукционизмом. Он не предусматривает, даже в принципе, устранения менталистских понятий из объяснительного аппарата психологических теорий"29. Тем не менее Фодор далее говорит: "Многие психологи, склонные к принятию функционалистской точки зрения, тем не менее обеспокоены тем, что функционализм не может сказать больше о природе сознания... проблема содержательного качества оказывается серьезной угрозой утверждению, что функционализм может обеспечить общую теорию психического (mental)"30. Профессор Томас Нагель, автор широко известной статьи "Каково быть летучей мышью?", говорит по поводу функционализма следующее: "Функционализм, хотя и является в определенном отношении истинным, не может считаться адекватной теорией сознания... вся истина гораздо сложнее и труднее поддается постижению... Теория, которой удастся объяснить отношение между поведением, сознанием и мозгом, будет кардинально отличаться от теорий других феноменов: она не может быть создана в результате применения уже существующих методов объяснения"31. б) Модификации монизма Общая черта между учеными, философами и психологами, о которых мы говорили выше, — это отрицание какой бы то ни было формы дуализма. Профессор Джон Полкингхорн видит основание этого отрицания в том, что при дуализме "материя и сознание не могут срастись в единый мир нашего психосоматического опыта". Единственно возможным объяснением человека, с его точки зрения, "является взаимодополнительный мир сознания-материи, в котором эти полярности связываются как противоположные аспекты мира"32. На основании этой фразы "противоположные аспекты мира" можно было бы предположить, что Полкингхорн придерживается некоторой формы перспективизма. Но, как мы убедились выше, перспективизм в конечном итоге исключает возможность свободной воли. Но в другой своей работе Полкингхорн замечает, что "отрицание свободы человека не имеет смысла"33. Он утверждает, что мозг — это сложная динамическая система, и, как для многих таких систем, для нее нельзя построить окончательное предсказание (как описано в математической теории хаоса). Эта непредсказуемость, таким образом, оставляет мозг открытым практике молитвы и воздействию свыше. Вероятно, наилучшим названием данной точки зрения может служить термин, который все больше и больше используется учеными, — а именно, "нередукционистский физикализм"34. Соблазнительно подвести под эту категорию известного ученого Ф. Добржанского. Он, разумеется, не был дуалистом. Тем не менее он свободно рассуждал о самосознании своего "я": "Я не только жив, но и осознаю, что я жив. Более того, я знаю, что я не буду жить вечно и что смерть неизбежна, Я обладаю такими свойствами как самосознание и осознание своей грядущей смерти"35. Не все современные ученые, философы и психологи являются монистами материалистического направления. Правда, создается впечатление, что многие ученые не при-
соединяются к дуалистическому направлению только потому, что не хотят ставить себя в уязвимую позицию по отношению к тем, кто, подобно Гилберту Райлу, навешивает на дуалистов унизительный ярлык людей, верящих в "Бога из машины"36. Но в настоящее время увеличивается число ученых различных направлений, которые совершенно не боятся этого ярлыка. В своей книге "Миф о материи" профессора Пол Дэвис и Джон Гриббин отмечают: "Мы приводим здесь эти общепризнанно спекулятивные идеи для того, чтобы проиллюстрировать глубокие изменения во взглядах на мир, которые сопровождали движение к постмеханистической парадигме. Вместо безжизненных частиц вещества, болтающихся в громыхающем ньютоновом механизме, мы имеем сложную сеть информационного обмена — холистскую, индетерминистс -кую и открытую систему, наполненную возможностями и дышащую бесконечным разнообразием... Декарт создал образ человеческого сознания как какой-то неясной субстанции, которая существует независимо от тела. Много времени спустя, в 1930-е годы, Гилберт Райл высмеял этот дуализм, применив к нему выразительную метафору сознания как "бога из машины". Райл сформулировал свои критические замечания в адрес дуалистической концепции в разгар триумфа материализма и механицизма. В роли "машины" у него выступают человеческое тело и человеческий мозг, а они в свою очередь являются частью большего космического механизма. Но уже в то время, когда он использовал свою метафору, развивались новые направления в физике, которые подрывали мировоззрение, служившее основой философской концепции Райла. Сегодня, на грани веков, мы можем видеть, что Райл был прав в своем неприятии идеи "бога (букв. духа) из машины", но не потому, что нет бога, а потому, что нет машины"37. Из этого высказывания видно, что Дэвис и Гриббин относятся не к монистам старого толка, следующим тезису: "человек — это не что иное, как материя", а к монистам нового толка, следующим тезису: "человек, в конечном итоге, — нечто иное как информация". Однако есть и другие ученые и философы, которых не смущает дуализм в традиционном смысле этого слова. Говоря о Райле и о его несогласии с идеей "бога из машины", Карл Поппер замечает: "...Он также хочет отвергнуть идею Сократа и Платона о том, что сознание по отношению к телу подобно капитану корабля [кормчему], метафору, которую я считаю исключительно адекватной. Адекватной настолько, что я могу сказать, что "Я верю в бога из машины""38. Рассмотрим еще один подход к анализу отношений между телом и сознанием. в) Концепция дуалистического взаимодействия Эта концепция обычно называется "Картезианским дуализмом", поскольку именно Декарт развил ее и придал ей ясные очертания39. Декарт подчеркивал, что сознание является нематериальной субстанцией, которая воздействует на тело, приводя к тому, что тело действует, и, в свою очередь, испытывает воздействие тела, воспринимая определенные ощущения. Этот подход называется концепцией дуалистического взаимодействия (интеракционизма40), потому что, согласно другим подходам, тело может воздействовать на сознание, а сознание не может воздействовать на тело. Согласно данной концепции, сознание может воздействовать на тело, равно как и наоборот. Эта точка зрения, разумеется, была высказана задолго до Декарта. Она имеет длинную историю, как показал в своей книге К. Поппер41. Не все, кто сегодня придерживается какой-то формы дуалистического интеракционизма, соглашаются с тем, как он подается у самого Декарта. Не все единодушны и в том, как называть нематериальную сторону — "самостью" или "сознанием", "духом" или "душой". Сторонники этой позиции не единодушны и в том, каково происхождение этой нематериальной стороны. Поппер, эволюционист дарвиновского направления, считает, что она просто "возникла": "Глядя с эволюционной точ-
ки зрения, я считаю, что самосознание является неожиданно возникающим (эмерджентным) продуктом головного мозга... Я подчеркиваю, что сказать, что сознание — это продукт головного мозга, — значит сказать очень мало. Это утверждение практически не имеет никакой объяснительной силы и вряд ли дает что-то большее, чем знак вопроса в определенном месте человеческой эволюции. Тем не менее я считаю, что это все, что мы можем сказать об этом с дарвиновской точки зрения"42. В то же самое время Поппер говорит: "Таким образом, в связи с вопросом: "Что такое сознание, обладающее самосознанием?", я могу сначала сказать... "Это нечто совершенно отличное от того, что, согласно нашим данным, ранее существовало в мире"... В ощущениях удовольствия и боли, которые испытывают животные, вероятно, можно увидеть своего рода предшественника человеческого сознания, но последнее совершенно отлично от того, что ощущают животные, потому что оно может быть саморефлексивным, то есть человеческое "я" может осознавать самого себя. Именно это мы имеем в виду под осознающим себя сознанием'43. Автор второй части книги ""Я" и его мозг", из которой приведено это высказывание, — Джон Экклз, лауреат Нобелевской премии в области нейрофизиологии. Будучи эволюционистом теистического направления, он утверждает, что хотя тело и мозг человека возникли в результате эволюции, "я", или душа, в каждом человеческом существе является особым творением Бога, которое Бог вкладывает в человеческий плод после зачатия и перед его рождением. Поэтому он называет одну из своих книг, в которой излагает результаты исследований по нейрофизиологии мозга (как свои собственные, так и результаты своих коллег), "Эволюция мозга. Создание "я""44. Заключая свой труд, он суммирует свои представления следующим образом: "Поскольку в рамках материалистического подхода45 нельзя объяснить уникальность человека, я вынужден приписывать уникаль- ность "я" или Души сверхъестественному духовному творению. Если объяснять ее в теологических терминах, то получается следующее: каждая Душа является новым божественным творением, которое вкладывается в растущий плод в какой-то момент между зачатием и рождением. К выводу о "божественном творении" нас подводит очевидность того, что внутреннее ядро каждого отдельного человека уникально. Я не считаю приемлемым никакое другое объяснение. Здесь не годится ни генетическая уникальность с ее фантастически невозможной лотереей, ни различия в окружающей среде — они не детерминируют уникальность каждого человека, а просто видоизменяют ее. Этот вывод имеет колоссальное теологическое значение. Он существенно поддерживает нашу веру в человеческую душу и в чудесное происхождение человека в результате божественного творения. При этом признается не только Трансцендентный Бог, Создатель Космоса, Бог, в которого верил Эйнштейн, но еще и любящий Бог, Которому мы обязаны нашим существованием"46. Другой Нобелевский лауреат в области нейрофизиологии Чарльз С. Шеррингтон также придерживался дуалистической позиции. Он говорил по этому поводу следующее: "То, что человеческое существо может состоять из двух фундаментальных элементов, является, по-моему, не менее невероятным, чем то, что оно состоит из чего-то единого"4'. Выдающийся нейрохирург Уилдер Пенфилд, который начинал как сторонник теории тождества, но спустя долгое время пришел к теории дуализма48, утверждает: "...гораздо легче строить рациональную концепцию бытия человека на основании двух элементов, чем не основании одного"49. Оксфордский философ Ричард Суинберн, как мы видели выше, выступает против теории тождества и за дуализм, хотя он делает дополнение, что для полного удовлетворительного объяснения корреляции между процессами, имеющими место в головном мозге, и психическими процессами, следует выйти за пределы дуализма — к Богу50.
Но наша основная цель заключается не в том, чтобы показать, сколько сторонников у концепции дуалистического взаимодействия, и сколько у нее противников. Наша цель в том, чтобы понять смысл спора между монистами, с одной стороны, и дуалистами, с другой, независимо от внутренних различий между ними. Date: 2015-11-14; view: 350; Нарушение авторских прав |