Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Предназначение человека и его власть над природой
А. Человек — это удивительный мир! Стоит иногда отвлечься от суеты будней с их мелкими проблемами и заботами и задуматься о том, что человек -это целый удивительный мир. И тогда прежде всего приходят на ум благородство, изя щество, красота и пропорциональность идеального человеческого тела, которое вдохновенно и неутомимо ваяли скульпторы и писали художники, гармоничность которого упор но изучал Леонардо да Винчи. Но самые замечательные проявления природных данных человека можно увидеть в том, как он использует свой разум, воображение, целеустремленность, организованность в освоении своей планеты, в исследовании ее ресурсов и возможностей для создания благоприятных условий жизни и прекрасных вещей. Конечно, человеческое общество знало времена, когда забота о пропитании поглощала все время и силы людей. Но даже в такие, иногда достаточно длительные периоды, люди редко довольствовались узко утилитарными вещами. Вновь и вновь человеческий дух воспарял к вершинам поэзии, музыки, живописи, театра, философии Люди устремлялись в новые неизведанные края, испытывали свою ловкость и выносливость в спорте. Достижения человека за последние полтора века удивительны. Но не следует думать, что люди предшествующих веков были невежественны и тупы. Достаточно посмотреть на поразительные по своей динамичности наскальные изображения, высеченные древним человеком, чтобы убедиться в обратном. Строительство пирамид на плато Гиза в Египте, а также колоссальных каменных сооружений на территории Камбод-
жи, Мексики, Перу и Боливии требовало развитых знаний в области математики и архитектуры, опыта гражданского строительства и, как теперь стало понятным, исключительно сложных астрономических представлений. А ведь египетские пирамиды были построены четыре с половиной тысячи лет тому назад (во время правления четвертой династии Древнего Царства около 2680 — 2565 гг. до н. э.). Разумеется, кривая развития человеческого общества не всегда равномерно шла вверх. Темные века упадка и застоя чередовались с периодами бурного развития цивилизаций. Но, оборачиваясь назад и глядя на историю глазами современного человека, мы можем ясно видеть свидетельства того, что человек — царь на Земле. По своим физическим данным — по росту, весу, слуху и обонянию — человек уступает многим животным, не говоря уже о том, что он, в отличие от птиц, не умеет летать. Если человека лишить всех атрибутов цивилизации, то он окажется несопоставимо слабее гигантского кальмара или акулы. Тем не менее человек не только придумал, как обуздать и приручить большинство животных, но в последнее время стал стремиться к тому, чтобы сохранить те виды животных, которые он не смог одомашнить. Однако важнее другое. Львы и жирафы, слоны и крокодилы, подобно другим животным и птицам, ведут себя сегодня так же, как они вели себя всегда. Птицы строят удивительные гнезда, некоторые из них могут преодолевать колоссальные расстояния во время сезонных перелетов. У летучих мышей есть что-то вроде радаров, с помощью которых они охотятся. Но все эти сложнейшие способности животных и птиц остаются неизменными. Только человек сознательно совершенствует свои технические навыки и способности и стремится к углублению знания об окружающем мире. Однако еще более удивительно то, что человек за многие века научился использовать силы природы в своих целях. Придумав парус, он использовал силу ветра и волн, чтобы преодолевать океан. Он заставил работать на себя энергию полезных ископаемых и даже атома. Он научился применять лазерное излучение для проведения тончайших хирургических операций на глазу. Человек разработал технологию одновременной передачи множества сигналов, несущих информацию, а также технологию записи и воспроизведения музыки. Он смог преодолеть силу притяжения, которая приковывала его к земле, сконструировал и построил летательные аппараты, достиг Луны, оборудовал космические лаборатории. Вывел свои космические аппараты на орбиту Земли и, использовав гравитационное поле Земли, придал им импульс для полета на другие планеты. Находясь на Земле, человек может контролировать движение космических аппаратов вокруг Юпитера. С помощью радиотелескопов, телескопов, работающих в видимой части спектра, а также в области рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, он может наблюдать за поведением галактик, находящихся на границе Вселенной. Человек разгадал тайну генетического кода и начал эксперименты по генной инженерии человека. Представление о том, что человек — царь земли, — не новость. Оно не является продуктом научно-технического прогресса, произошедшего за последние полтора века. Возьмем, например, такие поэтические строки: "Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! <...> Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; Славою и честию увенчал его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих; Ре овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!" (Пс. 8) Очевидно, что этот гимн написан теистом, а точнее, монотеистом: стихотворный текст обрамлен рефреном, воспевающим величие Бога, чтобы все жители Земли могли увидеть это величие в сотворенном Им мире. Автор этих строк исполнен благоговения перед славой Божьей, которое внушает ему осознание его малости: "что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" Но он не чувствует рабского страха. Совсем наоборот. Как раз в тот момент, когда можно было бы ожидать, что поэт признается в ощущении собственной ничтожности в сравнении с величием небес, он выражает совершенно другое чувство: полное изумление тем, что Бог, Господин столь величественного мира, не только обращает внимание на такое маленькое существо, каким является человек, но и венчает его славой и честью владыки над Своим творением: "Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его". Согласно древнееврейской традиции, вначале сотворил Бог мужчину и женщину по Своему образу и подобию как Своих наместников на Земле: "...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1: 28). Таково было указание человеку, как его понимали древние евреи. Смысл этого указания заключался в том, что творение Божье — это драгоценное достояние, которое нуждается в надзоре и опеке, и что человеку не следует возвышаться над творением, угнетать его и распоряжаться им как своей собственностью. О роли человека по отношению к творению можно судить по тому, что сказано об этом в Книге Бытие. Там ясно говорится, что Господь вырастил сад и посе- лил в нем человека, чтобы тот его возделывал и хранил (Быт. 2:15). Сад этот ему не принадлежал, он не имел на него безусловного права. Сад, как и весь остальной мир, принадлежал Богу. Человек был поставлен в нем управителем и хранителем, которому, разумеется, не возбранялось наслаждаться садом, но которому предписывалось ухаживать за ним для Хозяина. А когда человек ослушался Бога и сделал в саду что-то не так, то был изгнан из него. Таково было предназначение человека и ответственность, возлагавшаяся на него согласно этому древнему повествованию. Давайте теперь перенесемся примерно на пять сотен лет вперед и обратимся к другому лирическому произведению — на сей раз написанному Софоклом, древнегреческим драматургом (496 — 406 до н. э.). Одна из его, видимо, самых известных од говорит о том же, о чем говорит древнееврейский поэт: ХОР Строфа 1 Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней. Он зимою через море Правит путь под бурным ветром И плывет, переправляясь По ревущим вкруг волнам. Землю, древнюю богиню, Что в веках неутомима, Год за годом мучит он И с конем своим на поле Всюду борозды ведет. Антистрофа 1 Муж, на выдумки богатый, Из веревок вьет он сети И, сплетя, добычу ловит: Птиц он ловит неразумных, Рыб морских во влажной бездне,
И стада в лесу дремучем, И зверей в дубравах темных, И коней с косматой гривой Укрощает он, и горных Он быков неутомимых Под свое ведет ярмо. Строфа 2 Мысли его — они ветра быстрее; Речи своей научился он сам; Грады он строит и стрел избегает, Острых морозов и шумных дождей; Все он умеет; от всякой напасти Верное средство себе он нашел. Знает лекарства он против болезней, Но лишь почует он близость Аида, Как понапрасну на помощь зовет. Антистрофа 2 Хитрость его и во сне не приснится; Это искусство толкает его То ко благим, то к позорным деяньям. Если почтит он законы страны, Если в суде его будут решенья Правыми, как он богами клялся, - Неколебим его город; но если Путь его гнусен — ни в сердце мое, Ни к очагу он допущен не будет..."1. Софокл жил во времена великого Перикла, по инициативе которого был сооружен Парфенон в Афинах. Годы жизни драматурга пришлись на время расцвета Афин как гегемона Афинского морского союза и их расцвета как культурного центра. Выражая дух своей эпохи, Софокл стремился прославить разум, силу и ловкость человека, которые помогли ему совладать с силами природы и подняться на поразительные высоты славы. Он укротил ветер и научился преодолевать моря. Изобрел плуг, чтобы возделывать землю, заставив ее кормить себя. Приручил лошадей. Придумал рыболовные снасти и приспособления для охоты на птиц и зверей. Защитил себя от непогоды. Развил в себе способность к языку и речи, овладел искусством политики и права. Научился бороться с болезнями и победил все и вся, кроме смерти. Правда, Софокл, в отличие от древнееврейского поэта, был политеистом. Поэтому он "клянется богами", земля для него — "древнейшая из богов и богинь". Но интересно в этой оде то, что, завершая прославление человека, он делится своей тревогой и опасениями о некоторых действиях человека: "Хитрость его и во сне не приснится; Это искусство толкает его То ко благим, то к позорным деяньям. Если почтит он законы страны, Если в суде его будут решенья Правыми, как он богами клялся, — Неколебим его город; но если Путь его гнусен — ни в сердце мое, Ни к очагу он допущен не будет...". Конечно, это критическое замечание Софокла было ему необходимо с точки зрения развития драматургического конфликта. Однако развивая его, он привлекает наше внимание к серьезной теме, а именно, к тому, что ум и изобретательность человека, с помощью которых ему удалось победить природу, таят в себе опасность. Если человек в своих действиях не руководствуется глубоким уважением к человеческим ценностям и ценностям, данным Богом, то его навыки и умения вместо того, чтобы быть средством излечения недугов и достижения социального и экономического рая, могут быть источником глубокого несчастья. Для того, чтобы понять смысл этого замечания, обратимся к другим вопросам. Б. Что такое человек Тело, мозг, сознание и личность человека В связи с постоянно усиливающимся господством чело века над природой неизбежно встают два фундаментальных вопроса:
34i 1. Как человек связан с природой? 2. Что такое сам человек? Эти вопросы связаны между собой. Рассмотрим сначала первый вопрос. Не является ли человек в конечном итоге просто частью природы? Или он в каком-то смысле или в какой-то степени независим от природы? Покажем на примерах, в чем суть этих вопросов. Вулкан обладает колоссальной силой и способен опустошить все вокруг. Но никто не станет говорить, что вулкан властвует над природой. Мы понимаем, как вулкан действует. И механизмы этого действия являются частью природы. Не имеет смысла говорить о том, что природа имеет власть над природой. Теперь рассмотрим атомную бомбу. Она также может разрушить все вокруг на много километров. Мы понимаем механизм ее действия, который тоже отчасти принадлежит природе. Но если мы ограничимся рассмотрением этих механизмов только как природных объектов, будет ли это достаточным объяснением? Компоненты бомбы, имеющие природное происхождение и предназначенные для того, чтобы в определенный момент взорваться, были собраны в единый механизм человеком. И именно человек однажды нажал на кнопку, которая привела к взрыву бомбы. Как же мы должны рассматривать человека? Тело человека состоит из атомов, и в этом смысле его строение подобно строению бомбы. Из атомов же состоит и мозг человека. Разумеется, его тело и мозг имеют намного более сложную организацию, чем вулкан или бомба. Но допустимо ли считать, что человек имеет власть над природой, если он, в конечном итоге, не что иное, как часть природы, форма природы, несколько более развитая, чем вулкан, но все-таки природное существо и ничего более? Или все-таки люди, по крайней мере, в каком-то отношении, являются не просто природными организмами? Являются ли они в определенном смысле независимыми от природы, так что в конечном итоге говорить о том, что люди обладают властью над природой, в известной мере соответствует действительности? Эти вопросы влекут за собой другие: что же все-таки такое человек? В чем его подлинная сущность? Является ли он просто телом и мозгом, сложной формой материи и электрохимических процессов, то есть просто частью природы, подобной вулкану? Или человек, помимо мозга, наделен сознанием, которое тесно связано с мозгом, но отличается от него, будучи нематериальным, духом, и в этом смысле и в этой мере не является частью того, что мы обычно называем природой? Если это так, то, конечно, нужно говорить о том, что человек в определенной степени имеет власть над природой. Спор между монистами и дуалистами Поставленные выше вопросы подвели нас к теме, обсуждавшейся в течение очень долгого времени. Но в настоящий момент колоссальные достижения науки и техники придали этому обсуждению новый импульс. Одним из таких достижений является открытие влияния генов на тело и мозг. Другим — изобретение сложной техники для изучения мозга и осуществления измерений, связанных с деятельностью разных частей головного мозга. И, наконец, следует отметить разработку мощных компьютеров и роботов, в связи с которой встает интересный вопрос о том, возможно ли, что развитие систем искусственного интеллекта в далеком будущем приведет к созданию робота, наделенного сознанием, неотличимого от человеческого существа. Этому спору суждено длиться еще долгое время, поскольку нервная система человека, вероятно, представляет собой самую сложную из существующих систем, с ее 100 миллиардами нейронов. У каждого из нейронов в свою очередь примерно 3000 связей, так что любое человеческое существо имеет порядка 100 триллионов синаптических переключений. В этом споре участвуют две главные стороны, обе из них представлены несколькими разными позициями. С одной стороны выступают так называемые материалисты, или мо-
нисты. Их основной тезис заключается в том, что существует только одна сущность, то есть мозг, а не две (сознание и мозг). "Мозг" и "сознание" являются для них двумя разными словами, обозначающими одно и то же, или два разных подхода к одной и той же вещи. Но, настаивают они, нет двух сущностей, а только одна. Отсюда название этого подхода — монизм. Он может также называться материализмом или фи-зикализмом, ибо исходит из того, что мозг человека и сам человек состоят просто из физической материи, что не существует такой вещи, как "дух", или "душа", что сознание — это просто состояние атомов и нейронов в головном мозге. Такой подход является, по своей сути, редукционистским (см. Раздел 2.Б.2), поскольку сводит весь человеческий опыт к электрохимическим процессам в головном мозге, так что рождающаяся у человека мысль — это не что иное, как возбуждение некоторых нейронов головного мозга. "Я люблю тебя" эквивалентно "твое присутствие возбуждает интенсивную активность нейронов в моем мозге". Оппонентами монистов являются дуалисты, считающие, что человек представляет собой не единую сущность, а двойственную. Кроме материала тела и мозга, в нем заключен нематериальный элемент, называемый душой, духом или человеческим "я". Противники этой точки зрения иронически замечают, что она предполагает веру в deus ex machine2 и считают ее явно несостоятельной. Во-первых, потому что наука ничего не может сказать о нематериальных субстанциях и потому они не существуют; и во-вторых, даже если и существуют, то не влияют на материальный мозг и не могут с ним взаимодействовать3. Нет нужды подчеркивать, насколько эти вопросы важны для понимания того, что представляет собой каждый из пас как человеческое существо, как личность. Но какими способами мы будем добиваться решения этих вопросов? Что нам подсказывает интуиция Первое, что необходимо отметить в связи с этим вопросом, — это чрезвычайную важность нашего непосредствен- ного опыта (см. выше с. 22-23). В конечном итоге ученые, нейрофизиологи и философы хотят понять, что именно происходит, когда человек говорит: "Мне нравится эта книга", или "Я пытаюсь понять эту проблему"; "Я собираюсь завтра сходить к родственникам", или "Я свободен в своем выборе, не так ли?". Ученый может сделать энцефалограмму деятельности мозга человека, или провести ультразвуковое исследование, или вживить в какой-то отдел мозга электроды и фиксировать работу этого отдела, снимая соответствующие показания приборов. С помощью этих методов он может измерить активность отделов человеческого мозга, которые задействованы в момент измерения и которые отвечают за мыслительную деятельность, за ощущения боли, вкуса или удовольствия. Но при этом он никогда не сумеет узнать, что конкретно человек в данный момент обдумывает, что именно ощущает или какое удовольствие испытывает, если испытуемый не сообщит об этом сам. Или возьмем, к примеру, исследования памяти. Нейрохирург, производящий операцию на головном мозге, может активизировать визуальную память пациента, благодаря чему тот вспоминает какой-то эпизод из своего прошлого. Нейрохирург в процессе операции понимает, что визуальная память была активизирована, но, просто наблюдая за деятельностью мозга, он не может сказать, о чем конкретно вспомнил его пациент. Рассмотрим еще одну ситуацию. Ученый может поместить изображение человека перед глазами пациента, предварительно обнажив на его черепе участок коры головного мозга, ответственный за зрительные ощущения. Ученый может при этом наблюдать электрохимические процессы в этой части головного мозга. Но он не может сам увидеть миниатюрное изображение лица человека, которое проектируется на мозг пациента и поэтому не может точно сказать, что увидел пациент, пока тот не скажет: "Я видел изображение лица человека" или (если эта часть головного мозга повреждена) "Я вижу что-то, напоминающее обезьяну".
Каждый из нас живет в потоке ощущений, принятия решений, размышлений, логического анализа проблем, визуальных образов, сравнения разных вещей, восприятия отношений и распознавания намерений и мотивов других людей (неважно, успешного или нет!). И при этом каждый из нас осознает, что это именно он переживает этот опыт, думая, формулируя проблему, принимая решение, развивая абстрактные идеи, проявляя свободу в выборе того или иного шага. Более того, каждый скажет: "Я осознаю себя". Если человек стучится в дверь и его спрашивают: "Кто там?", то он отвечает: "Это я". Мы осознаем свое тело как часть самих себя (если, конечно, та часть нашего мозга, которая отвечает за осознание тела, не повреждена). Но если ребенок рождается без ноги, без руки или без глаз, он все равно себя осознает. И если взрослому человеку ампутировали ногу, то он говорит: "Мне ампутировали ногу", а не "Меня ампутировали" или "Мое "я" (self) ампутировали". Таким образом, ясно, что мы должны начать с того, чтобы принять наши интуитивные представления всерьез. Профессор Дж. Серль является монистом-материалистом. Однако в своей книге "Сознание, мозг и наука" он говорит: "...Мне кажется, что я осознаю себя... Мы можем открыть для себя множество поразительных вещей, касающихся нас самих и своего поведения. Но мы не можем обнаружить, что у нас нет сознания, что в нашем сознании нет субъективных, целеполагающих психических состояний; мы не можем обнаружить и то, что мы... не пытаемся совершать добровольные, свободные, подчиненные определенным целям поступки"4. Вопрос о том, почему Дж. Серль и ученые, придерживающиеся сходных убеждений, остаются монистами-материалистами, даже высказывая столь явно дуалистические мысли, не входит в предмет обсуждения авторов данной книги. Но приведенное выше высказывание Серля убеждает нас в следующем: мы должны принимать наши интуитивные пред- ставления о самих себе и протекающих в нашем сознании процессах всерьез. Это очень важно. Редукционисты могут говорить все, что угодно. Но человеческий дух никогда не смирится с редукционистским объяснением личности, наделенной самосознанием. Интересно, верят ли в это объяснение сами редукционисты? Их высказывания не всегда свидетельствуют об этом. Давид Юм (1711 — 1776) был одним из первых философов, усомнившихся в существовании собственного "я". Так, профессор Рой К. Уизерфорд из Университета Южной Флориды говорит, что "самосознание метафизического "я" не ставилось философами под сомнение до тех пор, пока Юм не произнес то, что можно в упрощенном виде выразить в виде утверждения: "Я его не вижу", и оказался прав"5. Юм, сторонник крайнего эмпиризма в философии, считает, что мы не можем знать ничего, кроме наших чувственных впечатлений и "идей", выведенных из наших ощущений. А поскольку, согласно Юму, мы можем иметь только представление о своем "я", он утверждает, что такой вещи как "я" не существует. В своем "Трактате о человеческой природе" он говорит: "Существуют философы, воображающие, будто мы ежеминутно непосредственным образом сознаем то, что называем своим я..?. В то же время, он считает, что "К несчастью, все эти положительные утверждения противоположны тому самому опыту, который приводится в качестве их доказательства, и у нас нет идеи нашего я, которая бы получалась вышеобъясненным путем. Ибо от какого впечатления могла бы получаться эта идея? Невозможно ответить на указанный вопрос, не впадая в явные противоречия и нелепости..."6. Тем не менее в том же самом "Трактате" он нечаянно бросает мысль, которая кажется прямо противоположной данному рассуждению. В главе "О любви к доброй славе" он говорит: "Очевидно, что идея или, скорее, впечатление нас самих всегда непосредственно налично в нас и что наше сознание дает нам такое живое представление о нашей личности, которое ничто не может превзойти в данном отношении"7.
Из самой природы нашего "я" как предмета анализа и как переживаемой сущности следует, что невозможно быть последовательным редукционистом при ее рассмотрении. Итак, мы достаточно подробно остановились на том, что нам говорит интуиция. Теперь послушаем, Date: 2015-11-14; view: 656; Нарушение авторских прав |