Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи по управлению качеством подготовки педагога-хореографа





Задачи Содержание
Концептуальные Выработка концепции вуза, создание системы коллектив­ных ценностей и коллективной мотивации студентов про­филя «Хореографическое искусство»
Стратегические Обеспечение жизнеспособности основных концептуаль­ных идей на основе позитивного воздействия на все сто­роны деятельности педагогического коллектива вуза, раз­работка и внедрение проекта технологий личностно-ори­ентированного образования в учебно-воспитательный процесс
Тактические Практическая обоснованность использования составлен­ных рабочих планов, программ учебных дисциплин с уче­том основных положений концепции личностно-ориенти­рованного образования педагога-хореографа.
Оперативные Обеспечение эффективности и продуктивности текущего процесса реализации технологии личностно-ориентиро­ванного образования в педвузе

 

Как видим, представленная классификация показывает многоаспектность управления образовательным процессом учреждения. Поэтому считаем ее приемлемой для использования студентами по профилю «Хореографическое искусство» в процессе подготовки как с точки зрения теоретического ознакомления с типологией педагогических задач, так и с целью разработки и реализации будущих педагогических проектов по хореографическому искусству различного уровня.

Е.В.Трофимова, выделив три уровня освоения диагностической деятельности, отображённых нами в таблице 4, представила систему задач и заданий Н.М.Яковлевой следующим образом [184, 64].

 

Таблица 4

Педагогические задачи (по уровням диагностической деятельности)

Уровни Задачи
Репродуктивный уровень освое­ния диагности­ческой деятель­ности педагога-хореографа - Задачи на описание социально-педагогических явлений и процессов. - Задачи на выделение основного и второстепенного. - Задачи на установление причинно-следственных связей педагогических явлений и фактов. - Задачи на объяснение, доказательство, оценку решения
Репродуктивно-творческий уро­вень освоения диагностической деятельности - Задачи на овладение эмпирическими методами исследо­вания социально-педагогических явлений. - Задачи на овладение конкретными методиками исследо­вания личности, ее социального окружения. - Задачи на педагогическую оценку социальных фактов и явлений, решение педагогического спора, конфликта. - Задачи на отбор и применение комплекса социально-пе­дагогических средств для достижения поставленной цели. - Задачи на измерение полученных результатов, сопостав­ление их с целями и объяснение причин расхож­дения между ними.
Творческий уро­вень освоения диагностической деятельности - Задачи по постановке проблемы социально-педагогиче­ского исследования. - Задачи, направленные на анализ научной литературы по проблеме исследования, ориентированные на развитие диагностического мышления. - Задачи, ориентированные на развитие способности к обобщению и развитие критического мышления. - Задачи, направленные на изучение, анализ, обобщение передового педагогического опыта. - Задачи по проведению анализа социально-педагогиче­ской и исследовательской деятельности. - Задачи, направленные на оптимальный выбор цели, со­держания, форм, методов социально-педагогической и ис­следовательской деятельности. - Задачи, направленные на формирование способности генерировать идеи.

 

 

Неизменным остается присутствие на занятии педагога как живого носителя хореографического материала, координатора, корректора, педагога, психолога и руководителя. Значит, сложность профессиональной деятельности руководителя выражается в выполнении функций воспитателя, художественного руководителя, балетмейстера-постановщика, педагога-репетитора, надёжного друга. Следует определить специфические педагогические задачи хореографического образования по отдельным (основным) направлениям, так как танец многолик в своем проявлении. Перечисленные ниже проявления хореографического искусства имеют различные ответвления и стили, а также, соответственно, содержательные и методические нюансы преподавания.

Выделяя профессиональные задачи хореографического образования, уточним, что все они решаются в различной степени. Это зависит от таких факторов как тип учреждения, возрастная категория, этап занятия, вид занятия, выбранное хореографическое направление и т.п. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. В рамках нашего исследования по подготовке бакалавра хореографического профиля целесообразно рассмотреть и основы нескольких стилей танца, элементы которых стандартны во всех хореографических школах и составляют универсальность современного танцовщика.

Классический танец. Речь идет о классическом балете: «это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Истоки его – в народных танцах» [138, 3]. Как известно, движение как средство общения появилось раньше слова, поэтому танец (потребность выражать себя движением) сохраняется неотъемлемой частью жизни современного человека на любом качественном уровне – будь то активное участие в искусстве танца или созерцание его. Таким образом, культура движения как специальная область получила свое развитие до уровня классического балета.

«Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая все тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие мышц корпуса и конечностей, развитию координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребенка» [191, 67].

Тем не менее, «анализ теории преподавания хореографии, подтвержденный многолетней практикой работы, показал, что наиболее существенное влияние на развитие и воспитание двигательного аппарата ребенка оказывают занятия классическим танцем. Именно классический танец ставит своей основной задачей подготовку тела к исполнению любого движения, независимо от степени его сложности и координации. Вся история развития классического танца направлена «…на отбор и шлифовку методов и приемов оптимального развития профессиональных танцевальных качеств человека» [191, 107].

В силу этого система подготовки танцоров в учебном заведении любого типа должна предусматривать обучение азам классического танца, т.е. включение классического экзерсиса в программу каждого урока. «Экзерсис – это тренировка мышечного и связочного аппаратов занимающихся» [172, 37]. Приобщение к классическому танцу имеет огромный положительный эффект, заключающийся в воспитании высококультурного, обладающего художественным вкусом человека. Непосредственно практическое соприкосновение с классическим танцем развивает свободу движения, физические возможности, грамотную технику, скульптурность тела.

Известные танцовщики мира, работающие в различных направлениях танца, не мыслят свою ежедневную пластическую подготовку без классического экзерсиса. То есть одной из задач педагога является «воспитание положительного отношения к систематическому выполнению экзерсиса» [192, 113]. «Экзерсис в хореографии является фундаментом танца» [21, 130]. Это действительно основа основ, единственно на которой может наращиваться дальнейший материал. Обучение азам классического танца проводит руководитель группы, имеющий классическую подготовку или приглашенный педагог, к примеру, из хореографического училища.

Объем классических элементов определяется педагогом и зависист от возраста обучаемых и от общего уровня танцевальной подготовки. Нередки случаи, когда в любительский коллектив приходят танцевать молодые люди с уже окрепшей, сложившейся физиологией – в этом случае педагогу не стоит требовать от них больших технических результатов сразу. Следует учитывать, что перед выполнением первых упражнений экзерсиса необходим предварительный разогрев тела. Это серьезное методическое требование к проведению начала занятия имеет под собой медицинское обоснование. Дошкольники и младшие школьники этот этап проходят под руководством педагога, а старшие возрастные группы могут самостоятельно, так как лучше знают свое тело в отношении «слабых», «проблемных» участков, которым стоит уделить больше внимания.

В особенности это касается танцоров с большим исполнительским опытом и имеющих травмированные, болезненные участки. Дав возможность танцорам немного расшевелить суставы и мышцы, педагог начинает урок классического танца. Движения экзерсиса выполняются сначала у станка, а затем на середине зала. Как известно, в практике обучения классическому танцу широко распространена система, некогда созданная А.Я.Вагановой. «Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, А.Я.Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой, энергичной манеры исполнения» [39, 10].

Это довольно устойчивая система обучения, которая включает изучение позиций рук и ног, плие, расположение корпуса в пространстве, поз классического танца, туров (поворотов), прыжков; изучение упражнений на развитие грамотной стопы, танцевального шага. В нашем случае обучение основывается на самых основных элементах – азах, которые необходимы танцорам абсолютно всех направлений. Техническое мастерство оттачивается благодаря многократному повторению специальных движений, направленных на развитие устойчивости (апломба), крепкого корпуса, пластичности мышц и гибкости позвоночного столба, выворотности ног. «Живое» исполнение педагогом того или иного па предполагает обязательное комментирование с его стороны. Таким образом, ученики имеют возможность не только увидеть па, услышать рекомендации до исполнения, но и исправить появившиеся ошибки уже на этапе пробного исполнения.

Народный танец. Хореография, как высшая форма танцевального искусства, содержит в себе и черты национальной специфики. Этот вид танца несет в себе яркую национальную окраску, поскольку он рожден определенным народом и передает особенности его характера, быта и исторической эпохи. Народный танец проявляется также в координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения, сценическом костюме.

«Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты» [222, Интернет-ресурс].

Таким образом, изучение народных танцев расширяет движенческий диапазон, обогащает танцевальную лексику учащихся, знакомит с культурой разных народов, помогает увидеть человека любой национальности через призму общечеловеческих ценностей. Среди технических задач обучения народному танцу выделим следующие особенности: исполнение базовых танцевальных элементов; исполнение танца в определенной хар а ктерной манере; умение передать созданные балетмейстером танцевально-пластические образы в сюжетной линии танцевального номера; чувствование народной музыки, костюма и умение его преподнести во время исполнения сценического номера.

Джазовый танец представляет энергичный и выразительный танец. Танцы, которые можно увидеть в мюзиклах и музыкальных фильмах, практически все в джазовом стиле, а их характерной чертой является использование тела для отбивания ритмов музыки, подобно музыкальному инструменту или же целой ударной установке. Для следования ритму центр тяжести танцора должен находиться ниже, поэтому в джазовом танце нет такой воздушности и удлиненных линий тела, как в балете. Также акцент шага делается не на толчок, а на постановку ноги (притопывание), импульс движения направлен к земле.

Другим приемом джазового танца является изоляция, когда одна часть тела (торс, таз, конечность...) движется независимо от остальных, следуя своему собственному ритму [223, Интернет-ресурс]. «Изолированные движения» – основа джаза. «Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные подритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других); полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбивание крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы)» [226, Интернет-ресурс].

Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких, как: легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение. Поскольку это направление отличается ритмичностью и изоляционным принципом исполнения телодвижений, то в обучении на это делается главный акцент. «Наблюдения показывают, что чувство ритма большей частью является врожденным, так, например, грудной ребенок под музыку отбивает такт руками и ногами» [69, 54]. Сложность заключается в создании скоординированных движений тела с осознанием ритма.

Спортивно-бальный танец. Это стиль, представленный двумя внутренними танцевальными направлениями: европейской и латиноамериканской программами. В программу европейских танцев, признанную во всем мире, вошли: венский вальс, медленный вальс, фокстрот, квикстеп, танго. В программу латиноамериканских спортивных танцев включены самба, румба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль. Согласно высказыванию В.М.Стриганова, по содержанию и форме бальный танец может быть интернациональным, выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным [179, 11]. Поэтому среди специфических педагогических задач бальной хореографии необходимо выделить не только техническое владение обязательной (конкурсной) программой, но и умение точно передать хар а ктерность, манеру, энергетику конкретного бального танца, а также умение танцевать с партнером как «единый организм».

Направление модерн. Платформу для зарождения нового для своего времени хореографического направления создала А.Дункан. «Основная заслуга Дункан в том, что она открыла целый мир возможностей: можно пробовать идти в танце своим, неожиданным путем, можно находить танцевальные образы в серьезной симфонической музыке, можно жить в танце всем освобожденным телом…» [191, 50]. Общепринято, что направление "модерн" позволяет коснуться наиболее глубоких и философских тем, раскрывая своими выразительными средствами самые потаенные первоосновы человеческого сущности. Среди задач обучения современному танцу отметим необходимость владения техническими направлениями разных школ. Наиболее известные и распространенные в практике – это техника М.Грэхем и методика М.Каннингема. «Базовое понятие танца модерн – контракция – основано на несколько непривычном для обычного человека способе дыхания. Упражнения танца модерн учат на выдохе, скручивая позвоночник, напрягая мышцы живота и малого таза, освобождая легкие от застоявшегося воздуха, чтобы заполнить их на полном вдохе, при котором позвоночник, раскручиваясь, выпрямляется, а мышцы живота расслабляются» [191, 111].

Методика обучения танца в стиле модерн не считает обязательным соблюдение выворотности ног, удлиненности конечностей, воздушности прыжков – все это является характерными чертами классического танца. В танце модерн, напротив, танцоры часто выступают босиком и широко используют партерную технику. Он привлекает своей демократичностью в исполнении и позволяет успешно выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми или не обладающими достаточными данными для классического балета.

В хореографическом образовании на сегодняшний день не имеется определенных, четко выверенных и общепринятых канонов обучения эстрадному танцу, как например, в классическом балете. Однако обращение к эстрадному направлению в хореографической практике достаточно распространено. Под эстрадным стилем танца мы понимаем хореографическое направление, которое предполагает интеграцию различных стилей танца (джазовый, бальный, классический, модерн и др.), художественно-техническую адаптированность к широкому кругу исполнителей различного уровня хореографической подготовки, реализацию идеи хореографической постановки зрелищными средствами выражения.

Интеграция носит свободный характер и позволяет включать элементы тех стилевых направлений танца, которые необходимы для реализации возникающей педагогической, исполнительской или балетмейстерской задачи. С одной стороны, данное слияние способствует подготовке танцовщика как обладателя универсальной техники исполнения и разнопланового артиста на любом уровне хореографической подготовки, с другой, благодаря выборочному использованию художественно-технических средств различных стилей танца, – решить постановочную задачу с максимальной передачей идейного замысла автора хореографического произведения и яркой артистической выразительностью.

Однако свободный характер существования эстрадного танца не отменяет основательного хореографического образования танцовщика (в том числе и на любительском уровне), что означает серьезную подготовку в обучении хореографическому искусству.

Достижение заявленного уровня подготовки танцора необходимо обеспечить следующими условиями:

- включение в танцевальный тренаж каждого занятия изучение и отработку элементов нескольких направлений танца;

- приглашение квалифицированных педагогов-хореографов;

- включение в структуру занятия импровизационной работы учеников;

- выполнение учениками продуктивно-творческой (постановочной) работы;

- периодическое участие учеников в мастер-классах ведущих специалистов;

- выступление учеников в концертных программах и конкурсных мероприятиях.

Как было выше сказано выше, для максимального эффекта в педагогической, исполнительской и балетмейстерской работе в практику целесообразно включить несколько направлений танцевального искусства.

Все виды танца заслуживают внимания, способствуя реализации воспитательных задач выделенных И.М.Ильинским, в основе которых ярко прослеживается гуманистический подход в художественном образовании педагога-хореографа [225, Интернет-ресурс]:

- ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

- формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;

- воспитание потребности студентов к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических ценностей и вкуса, стремления к созданию и преумножению ценностей духовной культуры, к участию в культурной жизни российского общества;

- приобщение студентов к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;

- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию.

Таким образом, был продуман педагогический аспект применения хореографических занятий в учебно-воспитательной деятельности и раскрыт его образовательный потенциал в развитии обучающихся, а также рассмотрены основные хореографические направления с уточнением частных особенностей танцевальных стилей. В данном параграфе отражена сложность природы профессиональных задач педагога хореографического искусства в структуре художественного образования, проанализировано многообразие общих педагогических задач исходя из видового признака (основания классификации), а также педагогические задачи преподавателя хореографического искусства, т.е. танцевального исполнительства.

Как было заявлено в начале данного параграфа, профессиональные задачи в контексте нашего исследования дифференцируются на педагогические и специфические хореографические, но при этом рассматриваются в интегрированном ключе. Педагогические задачи, пронизывающие содержание частных отраслей, ориентируют педагогов в научении узкоспециальным знаниям и умениям, являясь неким фундаментальным пластом в преподавательской деятельности.

 

 

Date: 2015-11-14; view: 751; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию