Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Актуальность исследования





 

Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы определяется социальной значимостью и сложностью задач по обеспечению безопасности дорожного движения, эффективное решение которых призвано смягчить негативные последствия массовой автомобилизации. Современное общество несет огромные человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам поиска социальной защиты от природных и производственных опасностей, различных техногенных проблем. Рассматриваются пути формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И. Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. [1-5]

Актуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности в обществе принадлежит образованию. Однако существует парадокс системы образования, когда наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни, система образования позже всех реагирует на эти изменения. Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительности человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной системы, развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5-10 лет), инерционность образования представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к новым опасностям [6].

Огромный вклад в изучение проблемы безопасности жизнедеятельности внесли О.Н.Русак, И.К.Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т.Смирнов, С.В.Белов и др., что позволяет откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени. Эти требования выявлены современной наукой и практикой, отражены в целом ряде документов, Законах Республики Казахстан и других государственных актов РК о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды.

Темпы развития автомобильного транспорта в нашей стране очень высоки. Автомобильный транспорт выступает связующим звеном между всеми отраслями хозяйственного механизма, в том числе и между другими основными видами транспорта: железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным. Интересы развития общества, производственные процессы требуют дальнейшего увеличения производительности транспортных средств, что напрямую связано с вопросами повышения эффективности безопасности дорожного движения.

Проблема безопасности дорожного движения носит сложный характер, связана с экономической и социальной сферами жизни общества. От уровня разрешенности этой проблемы во многом зависит стабильность нашего общества, его нормальное функционирование.

Предупреждение автотранспортных и дорожных происшествий, снижение тяжести их последствий, эффективное устранение причин и условий, влияющих на аварийность, наказание виновных за их совершение, предполагают комплексное решение одновременно социально-экономических, организационных, идейно-воспитательных, технических и психологических проблем с учетом многообразия и сложности тех процессов и явлений, которые связаны с дорожным движением и могут оказать влияние на уровень его безопасности.

Статистика также показывает, что большая часть аварий произошла в результате наезда на пешеходов. Чаще всего причинами ДТП становятся превышение скорости, и переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте. В результате ДТП в 2014 году погибли более 3 тыс. человек, 29 тыс. - получили различные ранения. При этом большое количество лиц, погибших в ДТП, зарегистрировано в Южно-Казахстанской - 529 (в прошлом году - 538), Алматинской - 529 (492), Жамбылской - 312 (295), Карагандинской - 250 (303), Восточно-Казахстанской - 177 (202), Акмолинской - 155 (151) областях и в г.Алматы - 166 (186). Согласно сведениям банка данных учета дорожно-транспортных происшествий и лиц, в них пострадавших за 3 последних месяца 2014 года по республике зарегистрировано 3782 ДТП, против 3157 ДТП, зарегистрированных в аналогичном периоде 2013 года. "Таким образом, в истекшем периоде наблюдается увеличение числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий на 625 фактов или 19,8%" сообщается в Генпрокуратуре.

Указанные факты свидетельствуют о тревожной ситуации по уровню ДТП, что касается каждого, поскольку все граждане в повседневной жизни являются пешеходами, водителями и пассажирами, от которых зависит благополучная ситуация на дорогах[7].

Интересы защиты общества от тяжких последствий аварийности требуют активного использования всего комплекса предупредительных средств, в том числе мер по психологическому сопровождению субъектов дорожного движения. В связи с этим возникает необходимость более глубокого и системного анализа посягательств на безопасность пешеходов.

Проблему безопасности субъектов дорожного движения с теоретической и практической сторон рассматривали многие правоведы, психологи, в частности, И.Г. Маландин,В.И. Курляндский, А.И. Коробеев,П.С. Дагель, В.Е. Квашис, А.П. Копейченко, В.И. Жулив, Б.А. Куринов, А.А. Пионтковский, М.Д. Шаргородский и многие другие.

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социо-технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% детей пострадавших в ДТП становятся инвалидами.

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, A.M. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Однако, несмотря на то, что безопасности дорожного движения, со стороны организаций системы образования РК, внимание уделялось давно, что подтверждает введение в 1979-1980 учебном году Министерством просвещения обязательного изучения «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», отсутствие системы непрерывной и комплексной (психолого-педагогической) подготовки к безопасному участию в дорожном движении не позволил добиться снижения роста ДТП с участием детей. К тому же анализ разработанных дидактических программ К.А. Агафоновой, Т.А.Веселовской, А.Д. Дорохова, Н.А. Извековой, Л.Н. Овчаренко, В.Э. Рублях и др., и их учебно-методическое обеспечение, показал, что подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении строится, в основном на основе изучения Правил дорожного движения (ПДД), и не охватывает воспитания безопасного поведения в дорожном движении, формирования транспортной культуры и привития правильных навыков и привычек.

Существенную роль сыграло принятие 10 декабря 1995 года закона РК «О безопасности дорожного движения», по которому «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных правовых форм, а положения об обязательном обучении «...включаются соответствующие государственные образовательные стандарты»[8]. Таким стандартом в Казахстане по обучению детей безопасному поведению в дорожном движении является программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введение которого в общеобразовательную школу стало важным шагом в решении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению действующая сегодня программа курса предусматривает изучение основ безопасного поведения в дорожном движении в недостаточном объеме часов. Системный анализ ДТП с участием детей, позволяет нам утверждать, что для эффективной подготовки подрастающего поколения к участию в дорожном движении необходима целостная система образования, с участием всех членов образовательного процесса, ключевым звеном которого должна стать деятельность психолога по психологическому сопровождению безопасности субъектов дорожного движения. Научно-методическое обоснование этого отражено в исследованиях Е.Г. Белозерцева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, А.В. Даринского, О.В. Купцова, М.Р. Львова, Ф.И. Перегудова, В.Г. Подзолкова, Н.А. Шайденко и др.

Школьный период имеет принципиальное значение для социального созревания человека, для становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании безопасного поведения.

Развитие безопасного поведения в дорожном движении у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале в школе овладение безопасным поведением на дороге выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, безопасность дорожного движения превращается в необходимый элемент жизнедеятельности, включенный в процесс ее осуществления.

В настоящее время становятся актуальными исследования в области проблем психологической безопасности образовательной среды школы (В. В. Рубцов, Ю. М. Забродин, И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. В. Ковров, О. В. Вихристюк, S. Brand, M. R. Randazzo, и др.).

В современной психологической науке в русле школьной психологической службы авторы часто говорят о необходимости психологического сопровождения (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Т. Дворецкая, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, А. Колеченко, Р.В. Овчарова, В. Семикин, Т.И. Чиркова и др.). Данный подход деятельности психологической службы приобретает широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях (Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Т.И. Чиркова), школах (Э.М. Александровская, И.А.Баева, М.Р. Битянова, О.А. Добрынина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.Л. Порошинская, Л.В. Тарабакина и др.), средних профессиональных и высших учебных заведениях (Ж.О. Андреева, В.К. Багирбеков Агавелян, Ю.М. Львин). Исследователями признается существование специфики в реализации психологического сопровождения в условиях разных видов образовательных учреждений, что обусловлено различиями в образовательных задачах, возможностях и ориентирах, характеристиках конкретных образовательных сред (М.Р. Битянова, Т. Земских, Е.А. Козырева, В.Э. Пахальян и др.).

На наш взгляд, связанные в единую образовательную область, отдельные знания, умения и навыки сформируют новую «ключевую компетенцию» - способность к безопасной жизнедеятельности учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Сформированные ключевые компетенции позволят выпускникам современной общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества. Основные задачи, структура и содержание психологического сопровождения субъектов безопасности дорожного движения определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя РК, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования Казахстана.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена выявленным противоречием между потребностью современного общества и общеобразовательной школы в системной подготовке учащихся к безопасному поведению на дорогах, с одной стороны и недостаточным использованием возможностей психологической службы школы, в частности, компонентов психологического сопровождения учащихся для обеспечения их безопасности в дорожном движении. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования: Каковы основные пути психологического сопровождения младших школьников как объектов безопасности дорожного движения?

Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования и стали основой формулирования цели и задач, объекта и предмета исследования.

Предмет исследования - основные условия и факторы психологического сопровождения безопасности младших школьников – субъектов дорожного движения.

Объект исследования – процесс психического развития младших школьников – субъектов дорожного движения.

Цель исследования заключается в изучении факторов и условий, влияющих на безопасность субъектов (младших школьников) дорожного движения, раскрытие принципов и содержания работы по психологическому сопровождению безопасности дорожного движения.

Гипотеза исследования формулируется в предположении о том, что если в качестве ведущего фактора психологического сопровождения безопасности дорожного движения младших школьников рассматривать их когнитивно-личностную сферу, то ведущими показателями этой сферы младших школьников, которые изменяются в ходе их психического развития выступают:

- внимательность;

- наблюдательность;

- умение предвидеть опасность;

- уверенность в себе;

- самоконтроль младших школьников, так как эти показатели позволяют осуществлять целенаправленную диагностику и на ее основе определить наиболее эффективные пути психологического сопровождения младших школьников к безопасному поведению на дорогах.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему психологического сопровождения безопасности субъектов – младших школьников дорожного движения в психолого-педагогической литературе и уточнить основные понятия исследования: готовность младших школьников к безопасности дорожного движения, психологическое сопровождение младших школьников к безопасному поведению на дорогах;

2. Определить основные условия и факторы эффективного психологического сопровождения младших школьников к безопасному поведению на дорогах;

3. Обосновать подбор диагностического инструментария для изучения основных факторов психологического сопровождения безопасности дорожного движения младших школьников.

4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения младших школьников по безопасному поведению на дорогах.

Методологическую основу исследования составили: основные положения личностно-деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); общие положения подхода безопасной жизнедеятельности (И.М. Сеченов, А.А. Скочинский, Вернандский, А.Адлер, А.Маслоу), современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Б.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

Методика и процедура исследования: В ходе исследования были использованы:

- теоретические методы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнительный анализ, метод теоретического обобщения;

- эмпирические методы — наблюдение, беседы с учителями и родителями, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся и учителей (характеристики учащихся, составленные учителями); психолого-педагогический эксперимент, психологическое тестирование; статистические методы, количественный и качественный анализ полученных фактических данных;

-методы психологической коррекции - коррекция отдельных сторон психического развития младших школьников с помощью комплексной программы психологического сопровождения безопасности дорожного движения.

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

- методика Корректурная проба (тест разработанный Б.Бурдоном);

- авторская анкета;

- тест узнавание фигур (тест Бернштейна);

-методика «Рисование бус»;

- методика объем логической и механической памяти;

-пробы на внимание Кобыльницкой;

- методика на определение уровня саморегуляции.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, ло­гике исследования; валидностью используемых методов диагностики; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов, достигаемых, за счет применения различных методов статисти­ческой обработки.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе школы – гимназии № 5 города Алматы. В экс­перименте участвовало 68 учащихся 3-х классов. Исследование проводилось в те­чение двух лет и включало ряд этапов:

1) теоретический анализ проблемы психологического сопровождения младших школьников к безопасному поведению на дорогах, разработка и апро­бация комплекса диагностических методик (ноябрь 2013-март 2014);

2) разработка и реализация программы психологического сопровождения младших школьников к безопасности дорожного движения (апрель 2014-февраль 2015);

3) оценка эффективности реализованной программы психологического со­провождения, обобщение полученных результатов (март, апрель 2015).

Положения, выносимые на защиту:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором предпринята попытка, систематизировать данные по проблеме психологического сопровождения безопасности субъектов (младших школьников) дорожного движения. В частности,

- уточнено понятие «психологическое сопровождение безопасности младших школьников к безопасному поведению на дорогах»;

- в ходе теоретического анализа и наблюдений выделены основные критерии-показатели, влияющие на развитие безопасного поведения на дорогах у младших школьников;

- подобран комплекс диагностических методов изучения особенностей безопасного поведения на дорогах у младших школьников;

- разработана программа психологического сопровождения младших школьников к безопасности дорожного движения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс диагностических методов и программа психологического сопровождения могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов и учителей начальных классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в участии круглого стола с международным участием на тему: «Научно прикладные основы психологической службы: состояние, проблемы и преспективы развития. 14-15 мая 2015 год. Тема статьи: «Некоторые аспекты проблемы психологического сопровождения безопасности субъекта дорожного движения».

В статье на тему: «Психологическое сопровождение безопасности субъектов дорожного движения», изданная в журнале Вестник Серия «Психология» №1(42),2015 Каз НПУ имени Абая. А так же в статье на тему: «Экспериментальные исследования познавательных процессов младших школьников» изданная в материалах научно-исследовательской практики магистрантов 2 курса КазНПУ им. Абая, Институт психологии и педагогики. Том 2, 2015год.

 

Date: 2015-11-14; view: 911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию