Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение учащихся по уровням удержания условий в процессе выполнения задания





Классы 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
3 «А»        
3 «Б»        
3 «В»        
Всего: 7 – 10% 26 – 38% 22 – 33% 13 -19%

 

Исходя из таблицы видно, что большинство учащихся способны удерживать единовременно несколько условии й: от двух и выше. И только 7 учащихся смогли полноценно удержать только одну задачу

Чтобы проиллюстрировать эти результаты, была построена диаграмма (рисунок5).

 

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике «Рисование бус»

 

При изучении свойств восприятия среди третьих классов мы использовали методику Тест «Узнавание фигур» (тест Бернштейна). Методика направлена на изучение свойств восприятия, что позволяет нам выявить каким образом сформирована ориентировка в пространстве или наблюдательность.

Выделяют три уровня восприятия: высокий, средний, низкий.

В нашем исследовании уровни восприятия мы характеризуем по трем критериям – объем, быстрота, точность. Результаты теста представлены в таблице 7 и на рисунке 6.

Таблица 7

Показатели теста «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) на диагностическом этапе исследования

    Уровни Количественные показатели сформированности восприятия
Классы
3 «А» 3«Б» 3 «В»
Низкий 37,5% (9) 56%(14) 63,1%(12)
Средний 58,3%(14) 40%(10) 36,9%(7)
Высокий 4,2%(1) 4%(1)  

 

Рисунок 6 – Распределение учащихся 3-х классов по уровням сформированности наблюдательности

 

В таблице 7 видны количественные показатели сформированности по трем уровням развития восприятия – высокий, средний, низкий уровни.

В 3 «А» классе высокий уровень восприятия показало 4,2% учащихся, средний уровень -58,3% учащихся, низкий уровень – 37,5%.

В 3 «Б» классе 4% учащихся показали высокий уровень, 40% учащихся показали средний уровень восприятия, 56% учащихся показали низкий уровень восприятия.

В 3 «В» классе методика показала только два уровня. Средний уровень составил 36,9% человек, низкий уровень восприятия показали 63,1% учащихся.

При изучении свойств памяти учеников третьих классов нами была использована методика направленная на определение уровня логической и механической памяти – Методика определения коэффициента логической и механической памяти. Характерной особенностьюмеханической памятиявляется запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается.Логическая память направлена на запоминание самого смысла изучаемого материала. Результаты методики представлены в таблице 8 и на рисунке 7.

Таблица 8

Показатели теста «Объем логической памяти»

    Уровни Количественные показатели сформированности логической памяти
Классы
3 «А» 3 «Б» 3 «В»
Низкий   12%(3) 5,2%(1)
Средний   12%(3) 5,2%(1)
Высокий 100% (24) 76%(19) 89,5%(17)

 

Рисунок 7 – Распределение учащихся по уровням сформированности логической памяти на диагностическом этапе эксперимента

 

В таблице 8 указаны количественные показатели сформированности логической памяти. Результаты показали: в 3 «А» классе у 24 учащихся выявлен высокий уровень логической памяти.

В 3 «Б» классе высокий уровень показали 19 учащихся, средний уровень – 3 учащихся, низкий уровень – 3 учащихся.

В 3 «В» классе 17 учащихся показали высокий уровень смысловой памяти, 1 ученик – средний уровень, 1 ученик – низкий уровень.

Выделяют три уровня механической памяти: высокий, средний и низкий. Результаты распределения учащихся по уровням сформированности объема механической памяти представлены в таблице 9 и на рисунке 8. ПО нашему мнению именно объем механической памяти в большей степени влияет на развитие наблюдательности младших школьников.

 

Таблица 9

Показатели объема механической памяти у учащихся 3-х классов

    Уровни Количественные показатели сформированности механической памяти  
Классы
3 «А» 3 «Б» 3 «В»
Низкий   32%(8) 5,3%(1)
Средний 8,3%(2) 24%(6) 10,5%(2)
Высокий 91,7%(22) 44%(11) 84,2%(16)

 

Рисунок 8 – Распределение учащихся по уровням сформированности наблюдательности на диагностическом этапе исследования

 

В таблице 9 указаны количественные показатели сформированности механической памяти. Результаты показали: в 3 «А» классе у 22 учащихся выявлен высокий уровень механической памяти, 2 человека показали средний уровень. В 3 «Б» классе 11 учащихся показали высокий уровень, средний уровень – 6 учащихся, низкий уровень – 8 учащихся. В 3 «В» классе 16 учащихся показали высокий уровень механической памяти, 2 ученика – средний уровень, 1 ученик – низкий уровень.

На основе проведенного анализа по указанным направлениям была составлена таблица 10.

Таблица 10

Распределение учащихся по основным показателям самоконтроля на диагностическом этапе исследования

классы Степень осознания Объект контроля Проявление контроля
высокая средняя низкая результат деятель ности объект деятель ности присут ствует   отсут ствует    
3 «А» -       -    
3 «Б» -       -    
3 «В» -       -    
Итого: - 32 – 47,6% 36 – 52,4% 68 – 100% - 26 – 38% 42 – 62%

 

Результаты исследования отображены в диаграмме (рисунок 9).

 

Рисунок 9 - Распределение основных показателей самоконтроля по результатам диагностики

 

Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что у учащихся 3 класса навык самоконтроля в целом присутствует. По уровню сформированности навыка 3-е классников можно разделить на 3 группы:

1. Учащиеся, у которых контроль проявляется только в случае, если учитель ставит такую задачу;

2. Группа учащихся, у которых навык самоконтроля развит крайне незначительно;

3. Учащиеся, у которых самоконтроль сформирован в достаточной степени.

С целью выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля была проведена диагностическая работа «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Результаты анкетирования показали, что 20 человек (29%) умеют проверять свою работу и понимают для чего это нужно, 31 человек (46%) не всегда проверяют свою, работу затрудняются в выборе способа проверки, 17 человек (25%) не умеют проверять свою работу. Они представлены на рисунке 10.

 

Рисунок 10 - Распределение учащихся по результатам «Пробы на внимание»

 

В итоге выполнения первого блока исследования - диагностики готовности младших школьников к безопасности дорожного движения выявлены статистически значимые различия показателей образовательной среды между исследуемыми классами (таблица 11).

Таблица 11

Показатели Z критерия Колмогорова-Смирнова и U критерия Манна-Уитни для выборок по результатам оценки готовности младших школьников к безопасности дорожного движения

Показатели безопасности дорожного движения Показатели учеников 3 «А» Показатели учеников 3 «Б» Показатели учеников3 «В»
Z р Z р U p
Внимательность 3.437 0.001 2.137 0.001 80.50 0.001
Наблюдательность 3.271 0.001 1.315 0.001 149.50 0.001
Самоконтроль 2.176 0.001 1.245 0.001 162.50 0.005

U — значение критерия Манна-Уитни; Z — значение критерия Колмогорова-Смирнова для двух выборок; p — показатель уровня достоверности различия групп

 

Таким образом, результаты проведенной диагностической работы показали, что важные показатели для развития безопасного поведения на дорогах у исследуемых учащихся третьих классов сформированы в недостаточной степени. Полученные результаты диагностического этапа послужили основанием для организации и реализации психологического сопровождения младших школьников к безопасности дорожного движения.

После проведения вышеуказанных методик была спланирована и организована работа по психологическому сопровождению, направленная на развитие у детей 3 класса действий самоконтроля, с помощью предложенной нами программы.

 

Психолого-педагогические основы обучения детей безопасному поведению в дорожном движении (Программа психологического сопровождения безопасности младших школьников как субъектов дорожного движения)

Программа психологического сопровождения младших школьников безопасному поведению на дорогах включает в себя комплекс целенаправленных занятий и тренингов с учениками и их родителями по основам безопасности дорожного движения во внеурочное время.

Реализация программы психологического сопровождения младших школьников основам безопасности дорожного движения в образовательном учреждении осуществлялась нами в тесном взаимодействии с родителями детей.

Цель – формирование готовности младших школьников к безопасному поведению на дорогах, развитие внимательности, навыков самоконтроля, наблюдательности, уверенности в себе и умения предвидеть опасность.

Программа построена на основе развития выделенных в ходе теоретического анализа компонентов психологической готовности младших школьников к безопасному движению на дорогах и осуществляется по следующим направлениям:

- Развитие когнитивно-поведенческой сферы - развитие внимательности и наблюдательности с помощью игр и тренингов, а также на основе развития теоретических знаний по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

- Развитие компонентов личностной сферы – уверенность в себе и умение предвидения опасности;

- Развитие самоконтроля.

Программа психологического сопровождения младших школьников по безопасности дорожного движения включает в себя комплекс игр – сюжетно-ролевых, игр по правилам, двигательных и пр. и различные упражнения – индивидуальные и групповые, в ходе которых осуществляется целенаправленное развитие двигательных навыков и умений безопасности дорожного движения, пространственной ориентировки, а также развитие внимания и памяти. Учащиеся выполняют творческие задания (защищают проекты), необходимые для безопасной ориентации в дорожной среде.

Формирование готовности безопасности дорожного движения основано не на механическом заучивании Правил дорожного движения, а предполагает целенаправленное развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы дети осознали логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий поиск вместе с родителями и педагогами по выходу из сложных дорожных ситуаций.

Процесс психологического сопровождения должен быть непрерывным, систематическим и регулярным, построенным на учете уровня психического и физического развития учащихся. Исходя из вышеизложенного, реализация программы психологического сопровождения младших школьников по безопасности дорожного движения осуществлялась нами в период с апреля по декабрь 2014 года (в течение 6 месяцев), в ходе которого мы регулярно один раз в неделю по 2 часа проводили занятия по разработанной нами программе. Необходимо отметить, что 1 час был выделен за счет классных часов, а другой час – за счет работы школьного психолога.

Ниже представлена программа психологического сопровождения младших школьников по безопасности дорожного движения в разрезе используемой нами тематики.

Тема занятий Содержание занятий Количество часов
Правила дорожного движения Основные знаки дорожного движения, которые важно знать каждому пешеходу  
Путь в школу Знание улиц вокруг школы. Номер общественного транспорта, на котором можно доехать до школы. Остановка транспорта рядом со школой.  
Какой Я пешеход? Выбор безопасного пути до школы. Сложный и простой маршрут пути до школы. Как правильно переходить дорогу? Презентация группового и индивидуального проекта. Беседа с родителями.  
Погодные условия. Дороги осенью и зимой Препятствия дорожному движению. Почему важно быть особо осторожным на дороге осенью и зимой?  
Нарушение правил дорожного движения Правила дорожного движения – закон для пешеходов и водителей. Ситуации нарушения правил дорожного движения.  
Дорожные знаки Группы знаков, их символика и значение. Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.  
Дополнительные средства регулирования дорожным движением Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, “ИДН” – искусственная дорожная неровность – “лежачий полицейский”, светофоры и их виды, работа сотрудников Дорожно-патрульной службы  
Движение по улицам Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правосторонне движение и история происхождения этого Правила. Перекрестки и их виды. Практический тренинг дорожного движения на улице около школы.  
Закрытый обзор Дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, стоящим или движущимся транспортом. Сюжетная игра.  
ДТП Виды происшествий. Причины их возникновения. Как правильно вести себя на улице, чтоб не произошло несчастье  
Элементы улиц и дорог Дорога, ее составные части – проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка, Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение  
Безопасность пешеходов Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. Распознание типичных “ловушек” на дорогах. Ситуационная игра с участием родителей  
Виды транспортных средств Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека  
Погодные условия Особенности движения водителей и пешеходов в зависимости от погодных условий и времени года  
Железнодорожный переезд Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды  
Велосипед Правила дорожного движение о правах и обязанностях велосипедистов  
Дорожные знаки Викторина по знанию дорожных знаков  
Законы дорожного движения Культура транспортного поведения, история дорожного движения и современность  
Итоговое занятие Повторение изученного. Рефлексия.  

В ходе реализации Программы психологического сопровождения младших школьников по безопасности дорожного движения мы активно использовали комплекс игр – тренингов, направленных на развитие основных компонентов готовности к безопасному поведению на дорогах, а именно внимательности, наблюдательности, умение предвидеть опасность, уверенность в себе и самоконтроль.

В ходе занятий обязательно проводились игры:

- «Самый умный на дороге»!

Детям необходимо закончить предложения типа «Правила дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы… (примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т.д.).

Игроки отвечают на вопросы по различным темам дорожного движения:

1. Тема «Транспорт»

Дом для автомобиля (гараж)

Дорога для трамвая (рельсы)

Устройство для остановки автомобиля (тормоз)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)

Громкий звуковой сигнал специальной машины (сирена)

2. Тема «Дорога»

Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов (дорога)

Часть дороги, по которой идут пешеходы (тротуар)

Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара (обочина)

Полосатая разметка перехода («зебра»)

Линия на проезжей части перед «зеброй», указывающая место, где водитель должен остановиться (стоп-линия)

3. Тема «Сигналы светофора»

Сколько сигналов у транспортного светофора (три)

Что означает жёлтый мигающий сигнал светофора (о смене сигнала или светофор неисправен)

Что означает зелёный мигающий сигнал светофора (о смене сигнала)

Где устанавливаются светофоры (на перекрёстке)

«Живой светофор» или милиционер, регулирующий движение на перекрёстке (регулировщик)

4. Тема «Дорожные знаки

Какие геометрические фигуры присутствуют при изображении дорожных знаков (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник)

Группа знаков в красных кругах (запрещающие)

Какой дорожный знак помогает пешеходу переходить проезжую часть («Пешеходный переход»)

Что же значит, например, в синем квадрате буква «Р» («Место стоянки»).

Что означает знак: в синем круге пешеход? («Пешеходная дорожка»)

5. Общие вопросы

Место пересечения дорог (перекрёсток)

Человек, едущий в транспорте, но не за рулём (пассажир)

Водитель или пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения (нарушитель)

Старинный экипаж, запряжённый лошадьми (карета)

Самый безопасный пешеходный переход («Подземный пешеходный переход»)

- «Я знаю Правила дорожного движения».

Игра проводится в форме блиц-опроса, в котором принимают участие не только дети, но и их родители. Вопросы следующего характера:

Место для посадки и высадки пассажиров.

Безбилетный пассажир.

Человек, пользующийся транспортом.

Продавец билетов в транспорте.

Подземный вид городского транспорта.

Место работы водителя.

Устройство в автомобиле для безопасности водителя и пассажиров.

Устройство в машине для наблюдения за движением транспорта сбоку и сзади.

Общее название для автобуса, трамвая, троллейбуса, электропоезда.

Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.

Часть лестницы для входа и выхода пассажиров общественного транспорта.

- «Собери дорожный знак».

Задача учащихся правильно и быстро собрать дорожный знак и назвать его. Работа на скорость. Победители получают жетоны.

- «Найди нарушителей-пешеходов».

Детям предлагается сюжетная картинка, где они должны быстро и правильно найти пешеходов-нарушителей

- Игры-викторины.

Например, игра - «Узнай Дорожный знак и назови свои действия». Игрокам по очереди показывают по 2 дорожных знака, они должны сказать свои действия, не называя знака («Пешеходный переход» — в этом месте я перейду проезжую часть дороги, «Дети» — этот знак для водителя, я не буду переходить проезжую часть в этом месте, найду пешеходный переход), а зрители после этого могут назвать этот дорожный знак.

- Игра «Запрещенное движение».

За ведущим выполняются все движения, кроме одного, например, руки в стороны (выполняют движения под музыку, кто ошибся, тот выходит из игры, затем выбирается другой ведущий, кто остаётся в игре, самые внимательные получают жетоны).

Выполнение группового проекта осуществлялось следующим образом: В начале занятий изготовливался макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки). С этим макетом дети работают в течение всего периода реализации программы психологического сопровождения: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

Подводя итог работы по психологическому сопровождению, можно сделать заключение, что с помощью игровых технологий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать младших школьников Правилам дорожного движения. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Применение игровых технологий на занятиях обогащает младших школьников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного решения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления и самоконтроля.

Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Занятия представленной программы направлены на развитие у учащихся целостности восприятия дорожной среды, внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, связной образной речи и самоконтроля.

Развитие познавательных процессов способствует их ориентированию в дорожной среде: вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт, уметь различать его величину (большой – маленький), расстояние до приближающегося транспорта (далеко – близко), могут зрительно (визуально) запомнить образы светофоров, различать символы на дорожных знаках.

В ходе занятий безопасности дорожного движения внимание детей акцентируется не только на том, что нельзя делать на дорогах, но и на том, как можно поступить в той или иной ситуации.

В ходе занятий учащиеся начинают понимать и осознавать опасность на дорогах и пути ее избежания. У них начинает формироваться самоконтроль, поскольку данная программа психологического сопровождения направлена не просто на формирование основных навыков безопасности дорожного движения, но и развивает (закрепляет) привычку безопасного поведения на дорогах.

Памятка для пешехода.

Ходите только по тротуару.

Переходите улицу в местах обозначенных разметкой или знаками “пешеходный переход”, а где нет их – на перекрестках по линии тротуаров.

Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.

На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для переходов местах, соблюдая при этом осторожность.

Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно.

Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.

Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве – это опасно для жизни.

При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячком синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступайте дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть. Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет.

Формы взаимодействия с родителями

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.

На родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми, я рассказываю им о проводимых в школе занятиях по обучению безопасного поведения на улице, выясняю, показывают – ли они ребятам опасные места по дороге в школу, держат ли их за руку, находясь на улице.

Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в том числе индивидуальные, должны быть направлены на активизацию их заинтересованности в получении детьми знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.

В рамках реализации программы нами были разработаны темы, рекомендуемые для занятий и бесед с родителями:

Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием школьников;

Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улице;

Как научить ребенка наблюдательности на улице;

Как переходить с ребенком проезжую часть дороги и способствовать формированию у него уверенности в себе;

Какие могут быть опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части из-за домов, деревьев, киосков, стоящих автомобилей; недостаточная видимость при плохой погоде; особенности движения по улицам в разное время года; возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездах из арок домов; неожиданное появление велосипедистов, мотоциклистов; ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог с интенсивным движением транспорта и др.);

Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров;

Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

В одних случаях это были беседы с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием младших школьников в качестве пешеходов и пассажиров. В других случаях - приглашение родителей на дискуссионную встречу за круглым столом и участие родителей в играх вместе с детьми.

При проведении занятий с родителями стоит обращать их внимание на типичные ошибки в поведении детей на улице:

самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;

самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;

неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;

ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;

игра на проезжей части и вблизи нее;

неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Возрастные особенности детей при осознании опасности

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Им сложно определить, откуда доносится шум. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, школьники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

У детей младшего школьного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Малыш медленнее и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).

Памятка для родителей детей младшего возраста по воспитанию грамотного пешехода:

Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь с взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;

ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;

переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;

проезжая часть предназначена только для транспортных средств;

движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;

в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.

"Обучение детей наблюдательности на улице"

Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.

Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.

При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.

Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.

Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Необходимость изучения правил дорожного движения с учащимися, совместная работа школы и семьи по профилактике детского дорожного травматизма и обеспечение безопасности детей продиктована самой жизнью и ситуацией на дорогах.

Здоровье – это важнейшее условие благополучия, то есть счастья. Поэтому, если мы, взрослые (родители, педагоги), хотим сделать наших детей счастливыми, то должны таким образом выстроить свои и их приоритеты, чтобы эффективная забота о здоровье реализовывалась каждодневно как в мелочах, так и в общем укладе нашей жизни.

 

Date: 2015-11-14; view: 1042; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию