Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К теме 2. Идентификация одаренных как педагогическая проблема





1. Изучите межличностные отношения в «детском обществе». Можете воспользоваться с этой целью наблюдением за играми «с выбором» («ручеек», «колпачок», «каравай» и др.), либо специальными социометрическими методиками («выбор в действии», «краски в подарок» - см. «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Мн., 1977. Какое положение в системе межличностных отношений в дошкольной группе занимают одаренные дети? Есть ли в их числе «звезды», «предпочитаемые»? Чем Вы объясняете высокий социометрический статус этих воспитанников? Не исключено, что одаренный ребенок окажется в числе «малопопулярных». Каковы, на Ваш взгляд, причины этого? Возможно, занять благоприятное положение в группе одаренному ребенку мешает слабое развитие умений общения? Отсутствие интереса к сверстникам? Продумайте пути оптимизации положения таких дошкольников в «детском обществе».

 

К теме 4. Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми

1. Предпосылкой общих умственных способностей и одаренности является активность и саморегуляция (Н.С.Лейтес и др.). Понаблюдайте за своими воспитанниками, проявляющими признаки интелектуальной одаренности. Как проявляются у них эти качества? Ценную информацию об этом могут дать родители. С этой целью могут быть использованы беседа, анкетирование, интервью. Поинтересуйтесь, например, задает ли ребёнок вопросы (как часто, каково их содержание и т.п.), стремится ли он сам пополнить свои знания по интересующим его предметам или явлениям, используя различные средства информации: теле - радиопередачи, иллюстрации, собственные наблюдения; рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах, делится ли своими знаниями с окружающими; способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной для него деятельностью; умеет ли элементарно планировать свою деятельность; свойственна ли ему увлеченность, эмоциональность, «преданность» своим интересам (либо они изменчивы); что делается в семье для развития познавательной деятельности ребенка, его способности к саморегуляции?

Полученную информацию используйте в последующей педагогической деятельности.

2. Продумывая работу по ранней интеллектуальной одаренности и формированию познавательных способностей, не упустите из внимания значимость овладения ими моделированием, умением создавать и использовать модельные представления в интеллектуальных действиях. Полезную информацию по этому вопросу вы (и родители) могут получить: в книге бельгийских математиков - педагогов Папи Ф., Папи Ж. «Дети и графы». М., 1974; в программе «Одаренный ребенок» (Науч. рук. Л.А.Венгер), в пособии белорусских авторов (И.В.Житко, В.П.Барановская, Л.С.Ходонович «Гуляем, навучаем, развеваем». Мн.. 1997, и др.

3. Проведите и консультацию с родителями о возможностях детского экспериментирования в условиях семейной обстановки, на прогулке, на даче. Предложите родителям пронаблюдать за реакцией детей. поисками ими самостоятельных троп к истине, проверке выдвинутых гипотез, записать детские вопросы. По поводу последнего (детских вопросов) родители нередко нуждаются в специальных рекомендациях, советах. Будьте готовы дать их.

4. Предложите родителям высказывание Чуковского К.И. «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний». Что служит основой ослабевающего интереса детей? Как реагируют на детские вопросы? Как часто они дают точные ответы, или оставляют вопросы детей без внимания? Какой характер носят вопросы - познавательный, коммуникативный? Что интересует ребенка? Исследователи отмечают, что пик вопросов приходится на возраст 4.5 - 5,5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться?

Предлагаем вам ознакомиться с предложениями - как отвечать на вопросы ребенка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. -М.2001 с 155-156)

Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним.


- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме

познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

- На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а,

напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование - краткость и определенность ответа, следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.

- Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н.Н. Поддъяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияния на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его подсознательную активность.

- Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: «А как ты думаешь?», предлагайте подумать вместе,

вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.

- Не подавляйте ребенка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно -популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.

- Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу. К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничится в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на самом деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

 







Date: 2015-11-14; view: 857; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию