Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 5. Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми
Основные понятия: художественно-творческая одаренность, изобразительно-художественная одаренность, музыкальная одаренность, предметно-развивающая среда Вопросы 1. Понятие о художественно-изобразительной одаренности. 2. Детская музыкальная одаренность, особенности ее проявления и диагностики. 3. Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала воспитанников. Художественное творчество – это выражение индивидуальных особенностей, отношение к миру и себе, направленное на освоение достижений искусства и культуры, в процессе которого развивается самостоятельное творчество. Художественно-творческая одаренность – это совокупность творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума. 1. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве, поскольку продукт их деятельности - рисунки – можно хранить, экспонировать, изучать как свидетельство талантливости авторов. Отличительные признаки одаренности в изобразительной деятельности: выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет, большая динамичность рисунков, вертикальное расположение листа для рисования. Для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, а потом, практически со всех, сходит на нет. Это можно объяснить тем, что в детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь. А.И. Савенков определил следующие показатели изобразительно-художественной одаренности детей 5-7 лет: оригинальность сюжета, разнообразие объектов изображения, стремление выразить свои чувства и настроение в рисунке, лепке, занятиях в свободное время без побуждения взрослых, высказывание собственной оценки о произведении искусства, рисунке и т.д. Особенности обучения художественно одаренных детей (по С.К. Кожохиной): индивидуальный характер обучения, творческие задания, требующие самостоятельного поиска, оказание помощи и поддержки в достижении оптимальных для каждого ребенка результатов. 2. Музыкальная одаренность – особый вид творческой одаренности человека, которая представляет собой сложное многокомпонентное образование, включающее, наряду со специальными музыкальными способностями (несводимыми к сугубо перцептивным), разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую. Б.М. Теплов определил музыкальную одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Наиважнейшим компонентом музыкальной одаренности является музыкальность. Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражения некоторого содержания. Основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, которые, в свою очередь, выступают психологической основой центрального компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Выделяют несколько путей развития одаренных в музыке детей. Первый путь – раннее развитие. Второй путь – одаренность остается незамеченной и проявляется значительно позже. Третий путь может быть пройден детьми, получившими от природы богатые задатки, но не реализовавшими их на протяжении всей жизни. 3. Одаренность личности является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни, как показывают исследования, происходит подавление таких свойств в индивидууме. Развитие одаренности возможно лишь в специально организованной среде. Предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство, способное удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, способное обеспечивать социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, содействовать развитию его способностей посредством включения в активную познавательно-творческую деятельность. Среда должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск новых ориентиров а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения. В процессе создания развивающей среды для одаренных детей перед педагогом стоят следующие задачи: обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей; поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста; создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний; создание условий для эмоционального проживания различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний. Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая их необходимыми материалами, отвечая на вопросы или предлагая новые сферы деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Планы практических занятий Тема 1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка (2 ч.) Вопросы для обсуждения 1. История изучения проблемы одаренности. 2. Основные концептуальные положения белорусских ученых относительно одаренности и ее развития (Коломинский Я.Л., Старжинская Н.С., Панько Е.А., Шебеко В.Н.). 3. Понятие «одаренность», «одаренный ребенок». Специфика одаренности в детском возрасте, признаки одаренности. 4. Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности. Date: 2015-11-14; view: 2566; Нарушение авторских прав |