Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Савеллий





Формула «Сыноотец». «Отец» - главное имя, «Сын» - лишь модус «Отца». В этом понятии «Сыноотец» выражена уверенность, что Тот Самый, Который в евангелии является как «Сын», есть вместе и «Отец», что имена «Отец» и «Сын» означают одно и то же подлежащее. В том обстоятельстве, что «Сын» и «Отец» в термине «Сыноотец» как бы уравновешиваются между собой, содержится протест монархианства против субординатического богословия, которое подчиняло Сына Отцу не только по ипостаси, но и по существу.

Каллист. Этот римский епископ был близок к монархианству: Слово (Логос) Сам есть Сын, Сам и Отец; это различные имена, но единый нераздельный Дух; не иное Отец и иное Сын, но одно и то же. Это едино по существу. «Бог есть Дух», говорит Писание, - Дух не иной подле Слова и Слово не иное подле Бога. Это – единое лицо («просопон»), различное по наименованиям, но не по существу. Это Слово есть единый Бог, воплотившийся и вочеловечивыйся.

Следовательно: а) Дух есть синтез Отца и Сына; б) Логос – понятие более первичное, чем Отец и Сын: Логос есть подлежащее, Отец и сын – сказуемые.

По свидетельству Епифания, Савелий представлял, что в Боге одна ипостась и одно существо. Бог есть безусловное единство и троичен не в ипостасях, а в личинах, под которыми обнаруживается единый Бог. Человек состоит из тела, души и духа; отец есть, так сказать, тело, Сын – душа, Дух Святый – дух. Солнце является то как сферическое тело, то как светящееся, то как согревающее. Сферическое тело – Отец, свет – Сын, теплота – Дух. Савелий эксплуатирует в свою пользу и слова Спасителя: «Азъ и Отец едино есмь» (Ин. 10, 30). По Афанасию, Савелий ссылается и на апостольское учение: «разделение дарований суть, а тойжде Духъ» (1 Кор. 12,4). Троичность он приурочивает к истории домостроительства: прерогативным проявлением Отца было ветхозаветное синайское законодательство, Сына – воплощение, а Духа святого – Его сошествие на апостолов. Единое Лицо Отца прекращает свое существование, когда является Единое Лицо Сына, а сын перестает существовать, когда является Единым Лицом Духа Святаго.

По свидетельству Св. Василия Великого в главном и существенном тождественно с данными у Епифания. Бог по нужде проявляет себя в том или другом лице. Эти слова можно понимать и в том смысле, что Бог и в один день может проявляться в трех лицах.

По согласному показанию Василия Великого и Епифания, лица Отца, Сына и Св. Духа являются понятиями счиненными между собой и подчиненными высшему логическому началу – «Богу».

По свидетельству Св. Афанасия Великого Савелий отождествляет монаду – понятие о Боге в Самом Себе – с понятием Отца, и уже от Отца производит лица Логоса – Сына и Духа. Однако, во одном месте и Афанасий ясно допускает, что монада у Савелия не то же, что Отец. В.В. Болотов различение монады от Отца считал точной передачей учения Савелия, а отождествление монады и Отца приписывал Св. Афанасию Великому.

Под влиянием воззрения Каллиста Савеллий модифицировал свою схему.

Бог Сам в Себе (Монас), мыслимый вне отношения к миру, Бог не открывающийся, есть Бог молчащий. Но Бог открывающийся миру есть уже Бог говорящий. Для того, чтобы говорить, Бог полагает Себя как Слово – Логос. Но эта речь Слова миру имеет характер трилогии, обнимающей все домостроительство. Логос открывается в трех лицах, как Отец, как Сын, как Дух. Логос предшествует Отцу. Для Савеллия лицо («просопон») не есть личность («ипостась»), лицо – это сущность («усия»). Лицо есть только маска актера.

Явилось, таким образом, дважды повторенное ноитианство. Понятие Бога трансцендентного (в Самом Себе у Ноита) и Бога откровения (в отношении к миру у Ноита) выражены теперь: а) в виде детального различия между Пневма и Логос, и б) между Монас и Триас. Жизнь Божества в первом определении иллюстрируется тем, что Пневма, как ум (Ноос), имеет тенденцию раскрыться в Логосе, который есть и слово, - заговорить. В данном пункте учение Савелия приближается к воззрениям православных богословов, которые также говорят о рождении Сына от высочайшего Ума, т.е. Бога Отца. Но для иллюстрации Савелий назвал понятие «Духа» и Логоса одним словом «Монада». Иллюстрация второго определения (б) составляет то, что математическая, не имеющая измерений точка, монас, постепенно расширяется в измеряемую площадь. Бог – пневма – Монас, благоволив открыться миру, выступает из своей трансцендентности, полагая Себя Самого как Логос, Бог откровения. Бог Логос проявляет Себя затем в лицах Отца, Сына и Св. Духа (личины высшего модуса – Логоса).


В учении о Троичности у православных главным образом намечалось логическое различие между первым и вторым лицами Св. Троицы на основании отношений Отца к Сыну. Савелий в основу этого различия полагает отношение Бога к Слову, причем различается пять моментов. Бога Самого в Себе, вне отношения Его к миру, он признает за Монаду, внутри себя заключающую все свое содержание. Когда же начинается божественное действование Бог является и Словом. Это есть всеобщий модус Бога в Его откровении. Этот модус имеет три отельных слова или откровения, которые обнимают все содержание мира, так что все бытие есть трилогия, которая предполагает три лица: Отца, Сына и Св. Духа в Боге, который последовательно проявился в мире.

Мы уже знаем, что Отец по преимуществу проявился в момент синайского законодательства. Творцом мира Савелий, вероятно, признавал Логоса (а не одно из трех лиц), б) но не невозможно, что мир сотворен Отцом, и, следовательно, смена лиц не тождественна с полным прекращением бытия их. Пока существует сотворенный мир, не должно прекратиться и лицо Отца. Но, во всяком случае, лица меняются. С нового завета открывается второй диалог: Логос принимает личину Сына; воплощение и искупление служит типичным проявлением Сына до вознесения Его на небо. Затем, в управлении церковью до скончания мира открывается Дух Святой.

Эсхатология Савелия: как при заходе солнца вместе с солнцем исчезает (как бы вбирается в него) и истекший из него луч, так нас ради явившийся Логос после нас возвратиться в единство Монады. Мир не может быть вечным; конечно, следовательно, и откровение Бога в этом мире. Если лицо Отца сменилось лицом Сына, и лицо Сына – лицом Св. Духа, то и лицо Св. Духа прекратится, а вместе с ним и самый модус Логос. А после этого будет ли молчать Монада, или снова заговорит, следовательно, станет творить новые миры, неизвестно.

 







Date: 2015-11-13; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию