Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ереси и секты в доникейский период





 

Речь пойдет об искажениях христианского вероучения в первые три века по Р.Хр.

Если внешние гонения на христианство иногда затухают, то внутренние – продолжаются постоянно.

Внешние гонения действуют на Церковь как сито, очищая ее от скверны.

Внутренние нестроения опаснее для Церкви, чем внешние.

Под ересью понимается искажение догматического вероучения Церкви. Такое искажение может носить и локальный характер.

В целом ересь характеризуется повреждением вероучения.

Догма – это Богооткровенная истина веры, истина непререкаемая и обязательная для всех христиан.

Догмат является фундаментом для нашей нравственной истины. Свт. Григорий Нисский (IV в.) говорил, что догмат выше заповеди.

Термин «догмат» может иметь различные значения: повеление правителя; закон (Евагрий - IV в.).

Григорий Богослов (IV в.): когда мы полемизируем с еретиками, мы домогаемся не победы над ними, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас.

Сообщества, которые исповедуют ереси, называются еретиками.

Ересь нужно отличать от раскола. Для раскола характерно отсутствие поврежденности вероучения. В этом случае нарушается братское общение любви.

Блаженный Августин: «В главных моментах веры (догматы), должно быть единство, в частностях – разнообразие, а во всем – любовь».

Гностики. Гносис – с греч. «знание». Гностицизм – смесь язычества и христианства (с точки зрения вероучения).

Гностицизм характеризуется потребительством – все подстраивает под себя.

Основателем гностицизма был Керинф. Первый крупный гностик – Василид (Египет, Александрия). Василид был дуалистом, отрицал значение голгофской жертвы.

Первым развивает это учение Валентин. Он проповедует в Риме (136 – 165гг.). Валентин учил, что истина гораздо полнее, чем простое христианство. Система Валентина имеет сходство с системами Рериха, Соловьева. Ярый борец с системой Валентина – Свт. Ириней Лионский.

Маркианизм – отрицание Ветхого Завета. Маркиан (основатель ереси) жил во 2-м веке, был сыном Синопского епископа, талантливый проповедник, вел аскетический образ жизни, был образованным человеком, пожертвовал все свое состояние на нужды бедных. После долгого пребывания в Риме, основал свою Антицерковь, написал лежеевангелие «Антитеза». Маркиан утверждал, что Бог не один и тот же, считал Евангелие противоречивым. Из Нового Завета признавал только часть Посланий Апостола Павла и Евангелие от Луки.

Маркионисты не учитывали, что история Ветхого Завета – это история взросления человеческого рода в деле Богопознания. Ветхий Завет и Новый Завет являются единым целым (как небо и земля). Человек без Бога скотоподобен, становится похожим на обезьяну. Познав Бога, он претерпевает эволюцию. Беда еретиков в том, что они противопоставляли себя церкви.

Монтанизм. Название произошло от его родоначальника – Монтана, жившего во 2-м веке по Р. Хр. Монтанисты начинают активную проповедь после 157 года. По его мнению, тогдашняя Церковь утратила Богодухновенность. Монтан организовал свою общины, провозгласил себя пророком. К этой секте в свое время принадлежал даже и Тертуллиан.

Манихейство. Основатель – Манес, персидский ученый, который примерно в 240 году отправляется в Индию для ее духовного просвещения. Через год Манес возвращается в Персию и начинает проповедовать учение, представлявшие собой смесь христианской и индуистской религий. В одно время к манихеям примкнули гностики, желавшие синтеза религий. Иисуса Христа Манес считал великим пророком, себя – немногим уступающим Ему. Секта была очень распространена.

Неоплатонизм. У его истоков стоит Плотин, который жил в 203 – 270гг. и был сознательным врагом христианства. Неоплатонизм представляет собой некое возрождение греческой философии. По Плотину – мир бесконечен, но безначален. Высшие творения – Солнце и Звезды. Все существа перевоплощаются, сама по себе мораль – относительное понятие.

Ярким представителем иудейского направления в греческой философии был александрийский иудей Филон.(20 г. до Р. Хр. – 54 г. по Р. Хр.). Филон толковал книги Ветхого Завета. Некоторые его мысли приемлемы для христианства. Противоречит христианству его учение о Логосе: между Богом и миром существует посредник – Логос, Сын Божий, сотворенный и не вечный, и поэтому, не равнозначный Богу. Он оказал влияние на иудействующих христиан.

Эвиониты. В переводе с греч. – духовно бедные. Иудействующая секта. Закон Моисеев обязателен для исполнения; апостол Павел – отступник от веры (закона). Эвиониты признавали Иисуса Христа как Мессию, но не признавали Его как Бога.

Хилиазм. Учение о том, что Христос перед концом мира будет царствовать на земле 1000 лет. Основано на буквальном, неправильном толковании Апокалипсиса. Хилиазм не является ересью, а лишь не принятым Церковью, по своей значимости, второстепенным, мнением отдельных Отцов.

Антитринитарии. Отвергали Св. Троицу и делились на:

--- моданистов – Бог един, в одной ипостаси, но проявляет Себя в разных Божественных силах. В Ветхом Завете – Бог Отец; в Новом Завете – Бог Сын и Бог Дух Святой. Яркий выразитель ереси – Павел Самосатский (первая половина 3-го столетия по Р. Хр.).

---- модалистов – их отличие от моданистов заключалось в том, что они учили, что Бог проявляет Себя в различное время в различных модусах. Представители – Савелий Птолемаидский (современник Павла Самосатского).

Докетизм. От греч. слова «докео» - страдаю. Считали, что Бог не может страдать; поэтому, страдания Иисуса Христа носят призрачный характер. Отвергая страдания Иисуса Христа докеты, возможно, не сознавая этого, отвергали Иисуса Христа как Богочеловека.

 

Временем расцвета гностических систем был второй век христианства. Первые следы гносиса восходят ко временам апостолов, а последние ясные следы теряются в VI веке. Гностицизм развернулся в удивительном разнообразии систем, представляющих самые причудливые сочетания отрывков греческой философии и мифологических форм и религиозных верований египетских и восточных.

Для гносиса характерен синкретизм, который повторился даже на иудейской почве.

Синкретизм в мире классической философии, подготовивший неоплатоническую систему; синкретизм в греко – римской религии, породивший смешение ею с восточными культами, иудейская религиозная философия в Александрии и каббала в Палестине – таковы прецеденты гностицизма в начале христианской эры.

Иудейская философия стремится усвоить богатство греческой мысли, оправдав ее содержание из самые священных книг своих.

Александрийский иудей Филон попытался найти в них все, что было лучшего в греческой философии. В своих произведениях он употреблял прием аллегорического толкования. Вероятно, в первый же век христианства и на чисто еврейской почве сделана попытка создать целое мировоззрение, в котором космология и богословие выводились из одного начала: это – еврейская каббала.

Каббалисты философствуют по – восточному: идеи превращаются в реальные существа.

Основная причина всего сущего есть безграничное, беспредельное. Первый человек есть первая реализация этого безграничного. Из этого концентрированного света проистекают 4 мира:

1) Мир эманационный, как чистейшее раскрытие содержания первочеловека;

2) Мир сотворенный, истечение из мира эманационного, но еще совершенно духовное;

3) Третий мир (происходит из мира второго) – сформированный, мир нематериальных, но уже индивидуальных субстанций (ангелов);

4) Мир созданный, мир изменяемых, содержащихся в пространстве материальных сущностей (происходит из мира третьего).

Все эти четыре мира распадаются еще на 10 сфер и каждая из этих сфер представляет собой какой – нибудь предикат Божества, соответствует какому – нибудь из 10 имен.

Первые три сферы, составляющие эманационный мир, представляют первотройственность божественных определений: венец, разум и премудрость. Они же представляют собой существенное выражение божественного самосознания, означаемого именами Егъе, Яг, Йегова. Первые три сферы представляют собой в мировом пространстве небо, тогда как последние представляют собою семь планет.

Мир эманационный занимает голову и плечи в первоадаме и прообразует первые три заповеди. Совокупность всех этих сфер есть «шехина», конкретнейшая форма проявления Божества, графически представляемая или в виде человеческой фигуры или в виде дерева. Вместе с тем каждый из миров осуществляется в своем особенном Адаме, так что из первого Адама происходят еще три Адама – Адам сотворенный, Адам сформированный и Адам созданный (Быт. 1,27; 2, 7; 1, 26). Каждый Адам в свою очередь разделяется на 10 сфер с особыми ангелами – представителями.

Причины появления гносиса в христианской форме были те же, которыми объясняется появление синкретизма на почве языческой и иудейской.

Гносис был языческой мистерией на христианской почве. Называя себя гностиками, представителями ведения, гностики понимали однако под этим ведением не собственно мышление отвлеченное или мышление научное. Они думали этого знания достигнуть путем религиозным. Не самое мышление, не личное усилие человека делает его гностиком, а вступление в известное гностическое общество, вход в которое отверст только через различные религиозные обряды. Самая форма устройства гностических сект, их управления, точно также напоминает собою различные, существовавшие у греков и римлян религиозные общества.

Желая разрешить проблемы, представляемые жизнью, и богословские, и частью космологические, гностики ввели в круг своего аппарата и христианские воззрения. На исконный и существенный вопрос философии, каким образом из бесконечного произошло конечное, материальный мир из духовного, христианство предлагало идею свободного творения из ничего. Здесь религия расходилась с философской постановкой этого вопроса.

Можно сравнить положение философствующих умов I и II веков с так называемым посредствующим богословием, которое хочет установить полное соответствие между чисто богословским воззрением и естественнонаучными или всякими другими гипотезами. Этого соответствия можно достигнуть двумя путями: или в книгах Священного Писания найти философски – научный смысл, или же поискать такого принципа, который освобождал бы человека от авторитета буквы Священного Писания.

Гностики 1) в Св. Писании постарались отыскать свое любимое учение посредством аллегорического толкования, под покровом буквы отыскивая таинственный и, по-видимому, более глубокий смысл, чем смысл буквальный, 2) пользовались своими апокрифическими памятниками, как источниками высшего порядка, в которых содержалось тайное эзотерическое учение апостолов и других лиц (так, например, василидиане производили свое учение от ап. Матфия и Главкия, герменевта Петрова; валентиниане от Теодада, ученика апостола Павла; офиты ссылались на учение Иакова, брата Господня; Юстин – на книгу Варуха; каиниты – на евангелие Иуды).

По форме, в которую гностики облекали свои воззрения, она теснее примыкала к восточным теософическим мифам. Гностики делали двойной аллегорический образ. Они посредством аллегорий и из Св. Писания получали известные отвлеченные положения, и, затем эти отвлеченные положения опять таки выражали в аллегориях, в картинах. Их учение производило эффект тем, что с первого раза было понятно только отчасти, но непонятно в своем глубоком основании и делалось понятным постепенно, по мере того, как гностики усовершались и восходили в гностическом сектантском разумении от силу к силе.

Содержание науки с которой имели дело гностики было направлено не на то, чтобы найти христианскую истину так, как она предложена в церкви, а к тому, чтобы уйти от нее.

Гносис по своему содержанию, с этической стороны был философией пессимизма, явился как результат житейского опыта. Вечный вопрос о происхождении конечного из бесконечного везде здесь ставится в скорбной формуле: откуда это зло, которого так много встречается в мире? И то, что мог бы сказать отдельный человек в одну из самых мрачных минут своей жизни («Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал?») задает тон целому философскому направлению этой эпохи.

 

Date: 2015-11-13; view: 1321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию