Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков в опыте работы телефона доверия
В последнее время все больше появляется детей другого типа: дети, проявляющие саморазрушительное поведение. В эту категорию внешне не трудных, часто спокойных и углубленных в себя детей относят тех, чьи поведение и активность не приносят вреда другим, но наносит вред им самим, их физическому и психическому здоровью. Принятое в практике определение относит к самодеструктивному поведению те осознанные акты действий, которые направлены на нанесение ущерба своей жизни. При этом лишь в части случаев действия прямо направлены на лишение себя жизни, в остальных — личность воздействует на свою жизнь негативным способом, пытается ее сократить, подавить, исказить и т. п. В таком толковании саморазрушительное поведение рассматривается как акт отчаяния, неудачное самоуправление, неспособность дальше руководить своей жизнью и т. д. В своем крайнем выражении саморазрушительное поведение ведет к суициду. Детский и подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но у него есть специфика, обусловленная возрастными особенностями. Так, практически нет самоубийц до 5 лет. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет около 4% от всех возрастных групп. Однако за последние годы процент подростковых самоубийств и демонстраций возрастает. Риск саморазрушительного поведения возникает чаще всего в возрасте 10-12 лет. Особую опасность представляет пубертатный возраст, когда ребенок — ко всем прочим трудностям — обременен проблемами развития, физически и психически неустойчив. У детей и взрослых общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация в значимых сферах отношений, возникающая под влиянием острых психотрав-мирующих ситуаций. Однако для детей это чаще не тотальные нарушения (крах жизни, профессиональный провал и т. д.), но объективно нетяжелые нарушения общения в близком окружении (в семье, в школе, в среде сверстников). Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты «героического» или романтического поведения с элементами игры и демонстрации. Нередко именно игровой компонент, театрализация и карнавализация суицида являются привлекательными для ребенка. Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков. Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматизацию состояния. Суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием. Для детского суицида характерен неумелый выбор средств смерти (аспирин, машинное масло, прыжки с первого этажа и т. п.). Таким образом, аутодеструктивные тенденции не проникают в сознание ребенка глубоко, они чаще всего ситуативны и поверхностны. Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов: 1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм. Безпризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься ребенком. 2. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком; ненормальное подавление самостоятельности, несвобода; бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему. 3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии детской группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию и т. п. 4. Психофизиологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата. Отметим ряд признаков тяжелого течения пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими акцентуациями характера: агрессивный тип, эмотивный, сенситивный, истериодный, астенический [62]. 5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенности их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и межличностных отношениях. Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания: • безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение; • беспомощность, бессилие, невозможность направлять события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами; • чувство неполноценности, никчемности, незначимости; • чувство одиночества и изоляции: никто не поможет, не интересуется, не понимает. Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении: • противоречивости, двойственности намерений. Выказывается желание умереть, но это может быть зов о помощи; • быстрой смене чувств, изменчивость настроения. Надежды быстро вспыхивают и гаснут. Синдром тревож-но-ажитированного поведения: внешне — подъем, однако с признаками суеты и спешки; • апатия, отсутствие интереса к чему-либо. Бесполезное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении оцепенение и сонливость; • неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; • внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, зловещее успокоение, отрешенность от забот и тревог. Уход в мир аутических фантазий, признаки бегства из реальности; • низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности. Высокая ранимость и бурные реакции на неудачи; • выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой. Признаки невротического развития. Может маскироваться нарочитой бравадой, дерзостью, вызывающим поведением; • употребление алкоголя, наркотиков, токсикомании. Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни. Внутренние формы суицидальной активности: • суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться, если бы я умер» и т. п.); • суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время; • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на определенное действие. Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы. 1. Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью. 2. Завершенный суицид — действия заканчиваются гибелью человека. У детей, в отличие от взрослых, часты не столько завершенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. В этом смысле говорят скорее о демонстративно-шантажном поведении, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц, травмирующую ситуацию. При таком поведении личность не хочет умереть, но избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий. В практической работе эта особенность детской аутодеструктивности имеет важное значение; так как дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе. Поэтому с ними необходима как коррекционная работа (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилактическая работа (выявление детей группы суицидального риска). Профилактическая программа должна включать в себя детей: - из семей неблагополучных в социальном и психологическом смысле; - с тяжелым течением пубертата; - акцентуированных и психологически изолированных и отверженных в различных детских и подростковых группах; - с признаками замышляемого суицида. Выявление указанных признаков возможно как методом наблюдения, бесед, опроса значимых взрослых, так и при помощи комплекта методик, включающих в себя: 1) анкету, направленную на выявление социальных характеристик семьи; 2) социометрический опрос в детской группе, в которой учится ребенок; 3) опросник родительского отношения А. Столина-Вар-га, тип воспитания по Э. Эйдемиллеру [60]; 4) тест Люшера [4]; 5) патохарактерологический детский опросник (ПДО), направленный на установление акцентуаций; 6) опросник риска суицида. Date: 2015-11-13; view: 2184; Нарушение авторских прав |