Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков в опыте работы телефона доверия





В последнее время все больше появляется детей друго­го типа: дети, проявляющие саморазрушительное поведе­ние. В эту категорию внешне не трудных, часто спокойных и углубленных в себя детей относят тех, чьи поведение и ак­тивность не приносят вреда другим, но наносит вред им са­мим, их физическому и психическому здоровью.

Принятое в практике определение относит к самодеструк­тивному поведению те осознанные акты действий, которые направлены на нанесение ущерба своей жизни. При этом лишь в части случаев действия прямо направлены на лише­ние себя жизни, в остальных — личность воздействует на свою жизнь негативным способом, пытается ее сократить, по­давить, исказить и т. п.

В таком толковании саморазрушительное поведение рас­сматривается как акт отчаяния, неудачное самоуправление, неспособность дальше руководить своей жизнью и т. д. В сво­ем крайнем выражении саморазрушительное поведение ве­дет к суициду. Детский и подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но у него есть специфика, обу­словленная возрастными особенностями.

Так, практически нет самоубийц до 5 лет. В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет около 4% от всех возрастных групп. Однако за последние годы процент подро­стковых самоубийств и демонстраций возрастает. Риск само­разрушительного поведения возникает чаще всего в возрасте 10-12 лет. Особую опасность представляет пубертатный воз­раст, когда ребенок — ко всем прочим трудностям — обременен проблемами развития, физически и психически неустойчив.

У детей и взрослых общей причиной суицида является со­циально-психологическая дезадаптация в значимых сферах отношений, возникающая под влиянием острых психотрав-мирующих ситуаций. Однако для детей это чаще не тоталь­ные нарушения (крах жизни, профессиональный провал и т. д.), но объективно нетяжелые нарушения общения в близком окружении (в семье, в школе, в среде сверстников).

Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты «героического» или романтического поведения с элемента­ми игры и демонстрации. Нередко именно игровой компо­нент, театрализация и карнавализация суицида являются привлекательными для ребенка.

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страда­нию. Настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть пред­ставляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать обидчиков.

Суициду предшествуют кратковременные, объективно не­тяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис и драматиза­цию состояния. Суицидальное поведение регулируется ско­рее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснова­нием. Для детского суицида характерен неумелый выбор средств смерти (аспирин, машинное масло, прыжки с перво­го этажа и т. п.).

Таким образом, аутодеструктивные тенденции не про­никают в сознание ребенка глубоко, они чаще всего ситуа­тивны и поверхностны. Риск суицида у подростков прово­цируется рядом факторов:

1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяже­лый психологический климат в семье, утрата родителей, кон­фликты родителей, алкоголизм. Безпризорность, заброшен­ность подростка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься ребенком.

2. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым прояв­лениям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадек­ватные стили воспитания и обращения с ребенком; ненор­мальное подавление самостоятельности, несвобода; беско­нечное морализаторство, поучения; несправедливые наказа­ния и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.

3. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учеб­ной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии детской группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию и т. п.

4. Психофизиологическая неустойчивость на фоне труд­но протекающего пубертата. Отметим ряд признаков тяже­лого течения пубертата: ранний старт, морфологические дис­гармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Исследо­вания показывают, что к суициду более склонны подростки со следующими акцентуациями характера: агрессивный тип, эмотивный, сенситивный, истериодный, астенический [62].


5. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое на­пряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подро­стков с пониженным фоном настроения, неудовлетворенно­сти их запросов, с признаками невозможности самовыраже­ния, неудачами в учебе и межличностных отношениях.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

• безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способнос­ти справиться с проблемами, найти их решение;

• беспомощность, бессилие, невозможность направлять события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;

• чувство неполноценности, никчемности, незначимости;

• чувство одиночества и изоляции: никто не поможет, не интересуется, не понимает.

Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:

• противоречивости, двойственности намерений. Выка­зывается желание умереть, но это может быть зов о помощи;

• быстрой смене чувств, изменчивость настроения. На­дежды быстро вспыхивают и гаснут. Синдром тревож-но-ажитированного поведения: внешне — подъем, од­нако с признаками суеты и спешки;

• апатия, отсутствие интереса к чему-либо. Бесполез­ное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бес­силия, безволия; подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в пове­дении оцепенение и сонливость;

• неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия;

• внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, зловещее успокоение, отрешен­ность от забот и тревог. Уход в мир аутических фан­тазий, признаки бегства из реальности;

• низкая толерантность к конфликтам, нарастание не­мотивированной агрессивности. Высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;

• выраженное чувство вины, стыд за себя, отчетливая неудовлетворенность собой. Признаки невротическо­го развития. Может маскироваться нарочитой брава­дой, дерзостью, вызывающим поведением;

• употребление алкоголя, наркотиков, токсикомании.

Большинство специалистов рассматривают суицид как предельную форму аутодеструктивного поведения, вклю­чая любую осознанную внешнюю или внутреннюю актив­ность, направленную на устранение себя из жизни.

Внутренние формы суицидальной активности:

• суицидальные мысли, фантазии на тему смерти («за­снуть и не проснуться, если бы я умер» и т. п.);

• суицидальные замыслы: продумываются способы са­моубийства, планируются средства и время;

• суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на опре­деленное действие.

Внешние формы суицидальной активности принято раз­делять на две группы.

1. Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закон­чившиеся смертью.

2. Завершенный суицид — действия заканчиваются ги­белью человека.

У детей, в отличие от взрослых, часты не столько завер­шенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. В этом смысле говорят скорее о демонстративно-шантажном поведении, которое предполагает не столько смерть, сколь­ко воздействие на значимых лиц, травмирующую ситуацию. При таком поведении личность не хочет умереть, но избира­ет суицид как способ влияния на жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий.


В практической работе эта особенность детской аутодеструктивности имеет важное значение; так как дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе. Поэтому с ними необходима как коррекционная работа (исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности), так и профилак­тическая работа (выявление детей группы суицидального риска).

Профилактическая программа должна включать в себя детей:

- из семей неблагополучных в социальном и психоло­гическом смысле;

- с тяжелым течением пубертата;

- акцентуированных и психологически изолированных и отверженных в различных детских и подростковых группах;

- с признаками замышляемого суицида.

Выявление указанных признаков возможно как методом наблюдения, бесед, опроса значимых взрослых, так и при помощи комплекта методик, включающих в себя:

1) анкету, направленную на выявление социальных ха­рактеристик семьи;

2) социометрический опрос в детской группе, в которой учится ребенок;

3) опросник родительского отношения А. Столина-Вар-га, тип воспитания по Э. Эйдемиллеру [60];

4) тест Люшера [4];

5) патохарактерологический детский опросник (ПДО), направленный на установление акцентуаций;

6) опросник риска суицида.







Date: 2015-11-13; view: 2184; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию