Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющегося поведения детей и подростков





Приведение основных принципов и содержания превен­тивной практики в нашей стране в соответствие с положе­ниями Конвенции о правах ребенка не может быть осуще­ствлено без изучения и критического осмысления междуна­родного опыта развития демократических стран. Несмотря на разнообразие существующих организационно-управлен­ческих подходов к профилактическим программам в разных странах, можно выявить основные тенденции в организации и функционировании системы социальной профилактики. Это прежде всего:

• гуманизация превентивной практики, преоблада­ние охранно-защитных мер над мерами наказания и при­нуждения;

• профессионализация воспитательно-профилактичес­кой работы и охранно-защитной деятельности, ведение и подготовка социальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов. Подго­товка практических психологов, специализирующихся по коррекции различных форм отклоняющегося, в том числе и агрессивного, поведения детей и подростков и оздоровле­нию условий их семейного и общественного воспитания;

• создание сети специальных структур, призванных осу­ществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству: психологические службы и консуль­тации, центры доверия, досуговые и реабилитационные цент­ры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию;

• психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции откло­няющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

• признание семьи как ведущего института социализа­ции детей и подростков, осуществление специальных мер со­циально-правовой, социально-педагогической и медико-пси­хологической помощи семьям и в первую очередь семьям группы социального риска, не справляющимся самостоятель­но с проблемами воспитания.

В настоящее время можно наблюдать постепенный про­цесс перестройки с учетом вышеизложенных положений как деятельность всей системы профилактики отклоняю­щегося поведения несовершеннолетних, так и отдельных ее звеньев.

Отличительной особенностью современной отечествен­ной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообраз­ными методами и средствами. Многочисленные органы соци­альной профилактики отклоняющегося поведения несовер­шеннолетних криминологи делят на общие и специальные.

Общие органы ранней профилактики (учебно-воспита­тельные, культурно-развлекательные, спортивно-оздорови­тельные и другие учреждения, действующие в системе на­родного образования, культуры, комунхоза и т. д.) осуще­ствляют воспитательно-профилактическую работу в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения твердых моральных принци­пов, правопослушного общественного поведения.

Специальные органы ранней профилактики (правоохра­нительные органы, инспекции и комиссии по делам несовер­шеннолетних органы опеки и попечительства и др.) непо­средственно ведут работу с детьми, подростками, семьями группы социального риска, с несовершеннолетними право­нарушителями и преступниками, вернувшимися из ВТК и специальных учебно-воспитательных учреждений, осуж­денными судом к различным мерам наказания, не связан­ным с лишением свободы.

Следует отметить, что грань между общими и специаль­ными органами профилактики довольно относительная. Так, воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками с разного рода формами психической и со­циальной дезадаптации и с семьями, характеризующимися теми или иными факторами риска, ведется не только спе­циальными, но и общими органами ранней профилактики.

Учитывая, что социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ее охранно-защитной моди­фикации носит комплексный характер и представляет собой систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, юношеству и в первую очередь семьям и детям группы социального риска, то ведущая роль здесь отводится созданию многопрофильной государственной социальной службы семьи и детства.

Эта многопрофильная государственная социальная служба также носит разноведомственный, разветвленный характер и представлена с учетом собственной специфики в разных сферах: в народном образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, органах соцобеспечения и т. д.

В сфере социальной профилактики отклоняющегося по­ведения несовершеннолетних отделы социальной защиты семьи и детства имеют следующие задачи:

• через медико-социальный патронаж, социальных пе­дагогов, правоохранительные органы, органы местного са­моуправления — изучение проживающего в районе, микро­районе контингента детей, семей; составление социально-демографической характеристики района; выявление и описание социальной инфраструктуры; выявление соот­ветствия ее реальным потребностям разновозрастного на­селения, проживающего в районе;

• разработка предложений о мерах социально-экономи­ческого и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и потребностей семьи, детей, мо­лодежи, организацией труда, учебы, быта, досуга несовер­шеннолетних и молодежи;

• своевременное выявление с помощью и при участии других ведомств семей и детей группы социального риска, осуществление социального патронажа над этой категорией семей и несовершеннолетних, оказание им необходимой со­циально-правовой, социально-педагогической и медико-пси­хологической помощи, привлечение, по мере необходимос­ти, других органов и социальных институтов для поддерж­ки и помощи детям и семьям группы социального риска;

• создание сети служб социально-правовой, медико-пси­хологической и социально-педагогической помощи и под­держки семье, детям, подросткам (психологические и юриди­ческие консультации, социальные приюты и убежища, теле­фоны и службы доверия, реабилитационные центры и т. д.).

Помимо центрального звена социальной защиты семьи и детства в других ведомствах также создается собственная система государственно-общественной социальной помощи населению со специфическими задачами, функциями и объ­ектами.

Так, медико-социальная служба выполняет следующие функции:

• организация медицинского социального патронажа над семьями;

• создание медико-психологической службы, занимаю­щейся профилактикой и пропагандой здорового образа жиз­ни, в первую очередь среди детей, подростков, юношества, семей, имеющих несовершеннолетних детей;

• участие психоневрологов, психотерапевтов и психиа­тров в работе реабилитационных центров для несовершен­нолетних детей с отклонениями в психическом и социаль­ном развитии;

• оказание социальной помощи семьям, имеющим боль­ных детей, родителей-инвалидов, хроников.

Деятельность социально-педагогической службы свя­зана с диагностикой социально-педагогической ситуации в семье, по месту жительства, с оказанием психолого-педа­гогической помощи родителям в воспитании детей, в оздо­ровлении условий семейного воспитания, в организации се­мейного досуга и т. д.

Социально-правовая служба выполняет функции соци­ального контроля и социальной охраны несовершеннолет­них от криминальной среды, включая криминальные семьи, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную дея­тельность, проявляющих жестокость, насилие.

Социальная служба молодежи обеспечивает решение про­блем занятости и трудоустройства молодежи, выпускников общеобразовательных школ, ПТУ, высших учебных заведе­ний, создание рабочих мест для молодежи и несовершенно­летних в условиях рыночной экономики, решение проблем их профессионального обучения и роста и т. д.

Общая и социальная профилактика девиантного пове­дения несовершеннолетних, возложенная на систему обра­зования, осуществляется как в рамках непосредственного учреждения образования, так и во взаимодействии органов образования с другими социальными институтами и ведом­ствами (см. рис. 2).

Рис. 2. Внутриведомственная структура образовательных учреж­дений общей и социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Кроме того, широкий круг вопросов социальной профи­лактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних решается во взаимодействии органов народного образования с другими государственными органами, общественными объ­единениями и трудовыми коллективами, причем ведущая роль здесь принадлежит социальному работнику. В самом об­щем, интегрированном виде взаимодействие органов народ­ного образования призвано решать следующие проблемы:

с органами здравоохранения — осуществление меди­ко-социального направления, выявление родителей, детей, подростков групп социального риска, организация обследо­вания их специалистами (когда в этом есть необходимость), консультирование, лечение, коррекция и другие формы ока­зания социальной и медико-психологической помощи. При­стального внимания заслуживают вопросы повышения эф­фективности работы школьных врачей и медицинского пер­сонала учреждений и учебных заведений органов народного образования: выявление и искоренение вредных привычек (алкогольное, наркотическое и токсикоманическое потреб­ление одурманивающих средств и веществ, курение, амора­лизм в сфере полового поведения и т. д.);

с органами социального обеспечения — развитие ра­бочих мест для подростков-инвалидов путем создания в си­стеме социального обеспечения специализированных пред­приятий, участков, цехов для данной категории несовершен­нолетних; устройство на работу и т. п. Службе социальных работников учреждений и учебных заведений органов народ­ного образования, здравоохранения и социального обеспече­ния предстоит оперативно решать ряд вопросов по оказанию таким детям медицинской, социальной и правовой поддерж­ки и помощи;

с органами внутренних дел — организация обмена вза­имной информацией о семьях и детях, подростках, группах социального риска, совместная разработка и реализация про­филактических мероприятий по защите детей, подростков, семей от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, нравственное развитие. Представляется крайне важной глубокая проработка и решение вопросов о передаче обязанно­стей от органов внутренних дел государственным социаль­ным службам функций по предупреждению детской безнад­зорности. В современных условиях утратили противоправ­ный характер и переведены в морально неодобряемые виды отклоняющегося поведения (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, наркотизация). В деятельности правоохра­нительных органов усиливается роль социально-правовой за­щиты несовершеннолетних от криминальной среды, от лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную ан­тиобщественную деятельность, посягающих на жизнь и здо­ровье детей и подростков;

• с комиссиями по делам несовершеннолетних — по организации комплексных мероприятий, осуществляемых применительно к семье и ребенку. В частности, право при­нятия решения о помещении в специальные школы и спец-ПТУ целесообразно передать семейным и ювенальным су­дам. В то же время целесообразно за комиссиями сохранить вопросы координации объединения усилий органов и уч­реждений народного образования, здравоохранения, соци­ального обеспечения, культуры, внутренних дел, других предприятий, организаций, учреждений, общественных ор­ганизаций, новой государственной службы социальной по­мощи семье и детству, а также расширить их возможнос­ти в социально-правовой защите несовершеннолетних и их семей.

В целях повышения эффективности функционирования системы профилактики и более четкого взаимодействия всех ее звеньев необходимо определить некоторые общие принципы, регламентирующие деятельность воспитатель­но-профилактических и охранно-защитных социальных ин­ститутов.

Деятельность воспитательно-профилактической систе­мы необходимо строить из концепции социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической по­мощи, оказываемой обществом и его воспитательно-профи­лактическими институтами несовершеннолетним, оказав­шимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

• Основной упор в воспитательно-профилактической ра­боте должен быть сделан на своевременном выявлении небла­гоприятных психолого-биологических, психолого-педагоги­ческих, социально-психологических факторов, обусловлива­ющих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков, а также невыявлении криминальной сре­ды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, что требует оказания не­совершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты.

• От методов «поточной» профилактики (ситуации игно­рирования личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его воспитания, особенностей социальной ситуации его жизни, предшествующей правонарушению) перейти к ме­тодам сугубо индивидуального подхода, т. е. выяснения всего комплекса причин, обусловливающих отклонения в поведе­нии подростка, особенности его личности, состояние здоровья, с тем чтобы, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, могли быть применены адекватные воспита­тельно-профилактические меры.

• Критерии дифференциации общих и специальных ор­ганов ранней профилактики должны выступать типологи­ческие социально-психологические характеристики лично­сти социально дезадаптированных несовершеннолетних, а также характеристики неблагоприятных условий семей­ного воспитания, характер социальной направленности не­формальных подростковых групп и взрослого окружения.

• Профилактика девиантности детей и подростков должна строиться на выборе методов воздействия, которые способствуют снижению агрессивности. В случае же обнаружения у ребенка признаков эмоциональных расстройств необходимо проводить курс соответствующего психотера­певтического лечения. Детям и подросткам группы риска необходимо оказывать помощь в самоизбавлении от нега­тивных привычек, обновлении позитивного отношения к окружающей среде, а также в стремлении к здоровому об­разу жизни.

Date: 2015-11-13; view: 1288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию