Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории психологической защиты





Изначально исследование механизмов психологической защиты осуществлялось в рамках психоанализа. Впервые термин «защита» появился в 1894 году в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его по­следующих работ для описания борьбы «Я» против болез­ненных или невыносимых мыслей и аффектов. Во фрейдиз­ме психологическая защита была истолкована исходя из при­мата бессознательного, инстинктивного, главным образом сексуального начала, которое в результате столкновения с за­щитными механизмами сознательного «Я» подвергается раз­личным преобразованиям (вытеснение, сублимация и т. д.). С точки зрения психоанализа, возможно, вытеснение исполь­зуется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодными для борьбы против инстинктивных импульсов. Эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вы­теснение, или имеют дело с нежелательными мыслями, воз­вращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. А. Фрейд указывала, что каждый защитный механизм внача­ле формируется для овладения конкретными инстинктивны­ми побуждениями и связан, т. о. с конкретной фазой детско­го развития. Возможно, что до расщепления на «Я» и «Оно» и до формирования «Сверх-Я» психический аппарат исполь­зует разные способы защиты из числа тех, которыми он поль­зуется уже после достижения этих стадий организации. По мнению А. Фрейд, защитные механизмы вытеснения и сублимации могут быть использованы относительно позд­но в процессе развития, тогда как время использования про­екции зависят от принятой теоретической точки зрения. Та­кие процессы, как регрессия, по-видимому, не зависят от ста­дии, достигнутой психической структурой, и являются столь же древними, как сами инстинкты, или «по меньшей мере столь же древними, как конфликт между инстинктивными импульсами и любыми препятствиями, с которыми они мо­гут встретиться на пути к удовлетворению». По мнению А. Фрейд, источником защитных процессов на ранней стадии развития являются защитные физиологические рефлексы. Психологическая защита — это идеаторная форма первич­ных сенсомоторных актов, выполняющих защитную функ­цию. А. Фрейд приводит следующие предположительные этапы развития защиты;

• предстадия защиты — конец первого года жизни;

• проекция и интроекция — от одного года до двух лет;

• реактивное образование и сублимация — от трех до пяти лет.

Можно сделать предположение, что в случае нормально­го развития личности ребенка наблюдается определенная гетерохронность функционирования конкретных видов пси­хологической защиты. Так, например, проекция и отрицание играют решающую роль в раннем детстве, причем влияние отрицания сказывается в более раннем возрастном периоде. Идентификация включается при сформированном сознании с участием вербально-логического мышления. В отличие от отрицания и проекции, формирование зрелой формы иден­тификации возможно при наличии модели, снятой со значи­мого другого. Поэтому очень важно в детстве и в подростко­вый период общение с более старшими людьми. Дефицит или отсутствие такого общения может привести к недораз­витию этого вида защиты и, как следствие, к большей выра­женности примитивных форм защиты. С. Р. Мадди, сравни­вая различные теории психологической защиты, отмечал, что большинство связывают психологическую защиту с чувст­вом тревоги, которая могла бы возникнуть из-за боязни на­казания, чувства вины или понижения самооценки. Основы такой тревоги лежат в конфликтных детско-родительских от­ношениях. Р. А. Зачепицкий также указывал, что неправиль­ное воспитание (полное удовлетворение всех потребностей или воспитание в духе полных запретов) подавляет поиско­вую активность и определяет в дальнейшем пассивно-оборо­нительные формы защиты. В настоящее время большинство психологов, изучающих проблему психологической защиты, разделяют мнение о том, что защитное поведение индивида зависит от того, сумел ли он на определенных этапах онтоге­неза реализовать свои базисные потребности, или они были блокированы.

В. Ф. Бассин отмечал, что основным недостатком трак­товки психологической защиты в психоанализе является рассмотрение ее как средства предотвращения клинических последствий конфликта между «Я» и «бессознательного». Взгляд В. Ф. Бассина на природу возникновения психо­логической защиты отличается от взгляда Ю. С. Савенко, который считал, что защитные механизмы возникают в про­цессе самоактуализации в ситуациях, осложняющих этот процесс, и Ф. Е. Василюка, который говорил о включении психологической защиты в «ситуациях невозможности». По мнению Ф. В. Бассина, психологическая защита является нормальным механизмом, который служит для предупреж­дения расстройств поведения не только в рамках конфликта между осознаваемым и неосознаваемым, но и в рамках кон­фликта между разными эмоционально окрашенными уста­новками. Он предлагает рассматривать психологическую за­щиту как «специфическое преобразование системы устано­вок». Эта система включает отношения субъекта к самому себе и к окружающему миру и выражается в форме оценок, намерений, влечений, истолкований. Это преобразование возникает как реакция на психическую травму и нейтрали­зует тягостные эмоциональные переживания. В результате восприятие окружающего изменяется, и значимость психи­ческой травмы снижается. Такое толкование психологичес­кой защиты представляется нам весьма обоснованным, и мы на него также ориентировались в своей работе.


Э. А. Костандов предложил интересное и убедительное представление физиологического компонента психологиче­ской защиты. Он считает, что отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлекторную связь в коре головного мозга. Она повышает пороги чувствитель­ности и тормозит сигналы, связанные с отрицательно значи­мыми событиями, препятствуя их осознанию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатле­ваться в долговременной памяти. Э. А. Костандов признает существование в мозге «чувствительного механизма, реаги­рующего на физически очень слабые, но психологически для данной личности весьма значимые раздражители» (Костан­дов Э. А., 1978). Несмотря на то, что эти раздражители не осо­знаются человеком, они могут вызывать у него вегетативные реакции, приводящие к изменению психологического и фи­зиологического состояний. В то же время, как нам представ­ляется, рассматривая это «бессознательное», может быть, сле­дует учитывать, что когда-то, в предшествующей деятельно­сти, оно могло осознаваться с разной степенью глубины. Отсюда и механизмы психологической защиты даже у под­ростков одного возраста часто проявляются по-разному. Кро­ме того, несмотря на то, что механизмы развиваются в обла­сти бессознательного, их использование не остается полно­стью неосознаваемым. Многим людям удается различать свои типичные защитные стратегии при помощи психотера­певта или путем собственного жизненного опыта.

В экспериментах было показано, что мозг даже у полно­стью бодрствующего человека способен изменить порог вос­приятия: все зависит от того, важна ли для него получаемая информация или нет. Испытуемым предлагалось опознать и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявляе­мых в написанном виде с помощью тахистоскопа. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Было отмечено, что слово-табу распознавалось труднее, чем нейтральное слово, хотя в них одинаковое количество букв и их общая структура сходна. Можно предположить, что не­которые слова просто менее употребительны и потому вос­принимаются труднее, чем другие. Исходя из этих позиций, трудно объяснить явную физиологическую реакцию: учаще­ние ритма сердца, капельки пота, изменение кожно-гальванической реакции. У некоторых испытуемых эти слова узнают­ся намного раньше, чем другие. Это явно говорит о наличии в мозге какого-то механизма защиты.


В. К. Мягер предлагает делать различие между нормаль­ной защитой, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни и патологической защитой.

До сих пор не существует единого мнения по поводу об­щего числа механизмов защиты (оно колеблется от 10 до 23). Наряду с внутриличностными защитами выделяются также межличностные защиты. Интересное рассмотрение видов психологических защит (эго-защит) предложили Р. Плутчик, X. Келлерман, X. Р. Конте (Плутчик Р., Келлерман X., Конте Х.Р., 1979). Рассмотрев всю историю развития видов психологических защит, обнаружили, что, несмотря на осо­бую важность теории психологической защиты, существует мало попыток дать теоретическую базу для понимания не­которых особенностей, которые они установили, работая над теориями психологической защиты. Эти авторы установи­ли, что существуют связи между определенными видами психологической защиты; существуют также отношения между видами психологической защиты и определенными эмоциями. Эти отношения способствуют приспособлению индивида к окружающей среде, способствуют разрешению эмоциональных конфликтов.

Некоторые авторы указывают на связь видов защиты и личностных характеристик, которая представлена в таб­лице 1.

Таблица 1 Взаимосвязи личностных черт, эмоций и механизмов защиты

Плутчик, Келлерман и Конте предложили строить модель механизмов защиты, основываясь на модели эмоций, пред­ложенной Плутчиком. Он предложил модель из 4 пар бипо­лярных эмоций, которые являются основными: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежда-удивле­ние. Он предполагает, что все остальные эмоции — лишь смесь базисных. Плутчик, Келлерман и Конте полагают, что базисные эмоции связаны с отдельными защитными меха­низмами, в свою очередь зависящими от некоторых личност­ных черт. Эти авторы предположили, что индивид с сильны­ми характеристиками личности имеет тенденцию выбирать определенные защитные механизмы.

Далее авторы предположили, что, так же как и среди эмо­ций, среди видов психологической защиты существует лишь небольшое число базисных защитных механизмов и что раз­личные другие механизмы являются либо разными названи­ями одних и тех же, либо комбинацией базисных.

На основании экспериментальных данных эти авторы делают несколько выводов:

• конкретные виды психологической защиты служат для уменьшения тревожных чувств, связанных с опре­деленными эмоциями;

• существует 8 основных защитных механизмов, кото­рые служат для уменьшения тревожности, связанной с 8 основными эмоциями;

• среди 8 основных видов психологической защиты есть виды сходные между собой, а есть противоположные;

• главные диагностические личностные типы произво­дятся от особых защитных стилей;


• для уменьшения тревожности, устранения конфлик­та индивид может использовать любую комбинацию защитных механизмов.

Плутчик считает, что в течение жизни индивид сталкива­ется с большим числом ситуаций, которые вызывают определенные эмоциональные состояния, такие, как гнев, страх, уныние и т. д. Довольно часто выражение эмоционального состояния создает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. Результатом является то, что ребенок развивает защитные стратегии, которые представляют косвенные пути разрешения эмоциональных конфликтов. Однако специфи­ческие защитные стратегии развиваются в зависимости от специфических эмоций, вовлеченных в конфликт. Замеще­ние, например, представляет защитный механизм, применя­емый для разрешения конфликта, связанного с эмоцией гне­ва. Проекция — для совладания с чувством самоотвержения.

Аналогичную идею высказывают Э. Киршбаум и А. Ере­меева, которые считают, что целью защиты является снятие остроты психологического переживания. При этом эмоцио­нальная окраска ситуации всегда негативна, переживается как психологический дискомфорт. При использовании кон­кретной защитной техники происходит снятие негатива, не­которое облегчение. При переживании наступления облег­чения при действии определенного защитной техники эта техника закрепляется как навык поведения. После этого аналогичные ситуации решаются аналогичным способом, и с каждым разом минимизируется расход энергии. Посколь­ку эта защитная техника приобрела тенденцию к самовоспро­изводству и переносу на схожие ситуации и состояния, она начинает приобретать статус устойчивого образования. Та­ким образом, психологическая защита при нормальном фор­мировании позволяет уменьшить агрессивные проявления. Но защитные техники, которые использует ребенок, могут сами по себе являться агрессивными, тогда агрессивное по­ведение закрепляется в качестве устойчивой бессознатель­ной реакции.

Плутчик, Келлерман, Конте выделили 8 достаточно крупных видов психологической защиты, связанных с ос­новными эмоциями:

• отрицание;

• компенсация;

• регрессия;

• проекция;

• реактивное образование;

• рационализация;

• вытеснение;

• замещение.

По мнению этих авторов, защитные механизмы обладают своими характеристиками. Виды защиты имеют особое сло­весное выражение. Далее приводятся характеристики, пред­ложенные Плутчиком, Келлерманом и Конте, и то, как раз­личные виды психологической защиты могут скрыть или трансформировать некоторое чувство или эмоцию. Ситуация такова: подростка достаточно обидно отчитал учитель за не­выполнение задания (работа защиты идет с эмоцией гнева), вместо ответного агрессивного действия возможны следую­щие защитные реакции.

• Замещение — «Нападай на что-нибудь, что представ­ляет это». Реакция: «Вон идет дочь учителя, надо по­ставить ей подножку».

• Проекция — «Порицай это». Реакция: «Мой учитель просто ненавидит меня», «Мы все не в восторге от на­шего учителя».

• Компенсация — «Попытайся вновь приобрести это». Реакция: «Ничего, что я задание не выполнил, зато я вчера на спортивном соревновании победил».

• Идентификация — «Будь как это». Реакция: «По окон­чании школы я тоже буду учителем».

• Регрессия — «Плачь об этом или вернись к старому». Реакция: «Давайте подложим кнопку нашему учителю».

• Фантазия — «Мечтай об этом». Реакция: «Как было бы хорошо, если бы моего учителя уволили».

• Импульсивное поведение — «Делай что-нибудь». Ре­акция: «Я думаю, что угощу моего учителя яблоком».

• Вытеснение — «Не помни этого». Реакция: «Я попы­таюсь быть любезным с ним».

• Интроекция — «Не признавайся, где ты получил это». Реакция: «Учитель сам мне никогда не помогал».

• Изоляция — «Не чувствуй этого». Реакция: «Мне только кажется, что я сердит на него или что-то вроде этого».

• Отрицание — «Не замечай этого». Реакция: «Я вовсе не сердит на него».

• Реактивное образование — «Переверни это». Реакция: «Я думаю, что он действительно великолепен».

• Интеллектуализация — «Переопредели это». Реакция: «Эта ситуация напоминает мне то, как Ницше сказал, что гнев — это онтологическая безысходность».

• Рационализация — «Оправдай себя». Реакция: «Он так сердится, потому что у него плохое настроение».

• Уничтожение содеянного — «Отмени это». Реакция: «Попробую поговорить с учителем».

• Сублимация — «Трансформируй это». Реакция: «Я со­бираюсь написать поэму о гневе».







Date: 2015-11-13; view: 984; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию