Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала интенсивности агрессивного поведения личности





0-й уровень — субнормальная агрессия — полное отсут­ствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;

1-й уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использо­вание агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащи­ты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;

2-й уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие во­ображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без ре­альной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивно­сти, в том числе в форме аутодеструкции;

3-й уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции — опасности для окружающих;

4-й уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающи­еся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека. В данном случае агрессивное поведе­ние различается по своей интенсивности, которая оценива­ется преимущественно по частоте, силе и степени деструк­тивности. Деструктивность связана с разрушением кого- либо или чего-либо, оценивается по тяжести последствий поведения.

Таким образом, при неблагоприятном воздействии вну­тренних и внешних факторов агрессивное влечение, дейст­вительно, приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отри­цательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — биз­несе, учебе, спорте, лидерстве и т. д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источ­ником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, наконец, уходить от наси­лия над другими или над собой. Агрессивное поведение — дело личного выбора каждого взрослого человека, задача же овладения своей агрессией — одна из труднейших психоло­гических задач.

В целом мужскому полу приписывается большая склон­ность к агрессии и физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологичес­кому варианту. Более высокая агрессивность мужчин обу­словлена влиянием половых хромосом и гормонов. В крови мужчин в десять раз больше тестостерона, который обуслов­ливает не только вторичные половые признаки, но и спон­танную агрессивность, а также склонность к доминирова­нию. Связь тестостерона с антиобщественным поведением особенно проявляется у молодых мужчин с низким образо­ванием. Это свидетельствует о том, что усвоенная культу­ра поведения в значительной степени снижает склонность к насилию. С другой стороны, возрастное повышение уровня тестостерона у подростков способствует усвоению моделей агрессивного реагирования. У женщин, совершивших не­спровоцированные насильственные преступления, регист­рируется более высокий уровень тестостерона, чем у жен­щин, осужденных за кражу или преступления при самообо­роне (Dabbs & others, 1988).

Физиологическая основа контроля за агрессией связана с лимбической системой и корой головного мозга. Контроль основных влечений и эмоций осуществляется благодаря дей­ствию нейромедиаторов лимбической системы. Если их функ­ция ослаблена, то человек неспособен сдерживать агрессив­ные побуждения. Повреждения лобной доли коры оказывают сходное действие, т. к. ослабляются социальные навыки. С по­зиций прогноза агрессивного поведения, у подростков имеют значение черепно-мозговые травмы, которые обусловливают импульсивность поведения, вспышки насилия и трудность обучения новым формам реагирования.

Криминальная агрессивность связана также с физиоло­гией стресса. Для инициативно агрессивных личностей ха­рактерна более спокойная реакция на стресс и пониженный уровень адреналина. Они проявляют меньше тревоги, чем обычно. Хладнокровные люди при некоторых дополнитель­ных обстоятельствах становятся жестокими насильниками и убийцами чаще, чем тревожные и эмоциональные лично­сти, опасающиеся последствий противоправного поведения.

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущест­венно индивидуальными особенностями.

В качестве индивиуально-личностных характеристик, по­тенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматрива­ют такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раз­дражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство сты­да вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отноше­ние к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

Можно говорить об особой категории людей — экстре­мистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетли­во подразделяются на две группы — со сниженным и повы­шенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному прояв­лению агрессии, вторые способны длительно воздерживать­ся даже от сильных провокаций, но проявлять крайние фор­мы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ре­сурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью уси­ливается в соответствии с законами научения. К тому же про­блемы могут возникать в том случае, если человек имеет повы­шенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации.

Большинство исследований личностных причин агрес­сивного поведения связано с измерением агрессивности осужденных, совершивших насильственные преступления.

Так, склонность к антисоциальному поведению связана с такими базовыми чертами личности, как экстраверсия, психотизм (независимость), нейротизм (эмоциональная не­уравновешенность), добросовестность, сговорчивость, враж­дебность, импульсивность, склонность к риску, самооценка и уровень интеллекта.

Люди с высокими оценками психотизма, по тесту Айзенка, агрессивны, недисциплинированны, жестоки, невнима­тельны к потребностям и чувствам других, импульсивны и не склонны к сотрудничеству. Они проявляют безрассуд­ную смелость, предпочитают все необычное, не испытывают чувства вины. Психотизм усиливает все неблагоприятные влияния на личность, в том числе роль семейного неблаго­получия и бедности. Связь психотизма с криминальным по­ведением обнаружена во всех возрастных группах. Психо­тизм ярче выражен у мужчин и в положительном аспекте проявляется как независимость, самостоятельность и лидер­ство, необходимые для социальных и профессиональных до­стижений.

Экстраверты, предпочитающие внешние впечатления одиночеству, часто томятся от скуки, испытывают сенсор­ный голод, ищут новых острых ощущений. Экстраверсия толкает на преступления, которые выступают как средство испытать себя и выйти победителем в рискованной деятель­ности. Для экстраверта преступление — это опасное при­ключение, в котором можно получить приз и первенство. Такая мотивация более характерна для подростков и моло­дых людей.

Исследования показывают, что нейротизм, тревожность обусловливают криминогенность у рецидивистов, у людей старшего возраста. Высокая тревожность контролируется бла­годаря поддержанию привычного стиля жизни. Девиантная личность с выраженным нейротизмом склонна продолжать криминальную деятельность, несмотря на пройденное тюрем­ное заключение. Сговорчивость, мягкосердечие, организован­ность, пунктуальность, надежность связаны с просоциальным поведением, в то же время недоверчивость, манипулятивность, раздражительность, беспечность, слабоволие, несобран­ность, наоборот, коррелируют с отклоняющимся поведением у подростков. Межличностное насилие среди молодежи особенно связано с такими качествами личности, как поиск ост­рых ощущений (экстраверсия) и недоверчивость [29].

Кроме того, агрессивное поведение свойственно вспыль­чивым, обидчивым, мстительным людям. Нередко крими­нальное насилие и нарушения поведения в общественных местах мотивированы скрытой местью. Злость и неудовле­творенность проявляются в любых ситуациях, особенно при ограничении свободы административными нормами. При за­стревающем аффекте мстительность может стать чертой ха­рактера. Возбудимость и демонстративность также способ­ствуют агрессии [72].

Изучение мотивации обвиняемых в совершении агрес­сивных преступлений позволили выделить следующие при­чины криминальных действий:

1. Высокая базовая агрессивность и/или неспособность контролировать агрессивные побуждения (вспыльчи­вость, возбуждение, алкоголизация, физиологический аффект, накопленное эмоциональное напряжение).

2. Антисоциальные ценности и образ жизни (инструмен­тальная агрессия, планомерное мщение, терроризм).

3. Состояние декомпенсации у аномальной личности (психотическая агрессия).

4. Влияние группы и агрессивной идеологии (группо­вые агрессивные действия — вандализм подростков, хулиганство футбольных болельщиков).

5. Криминальная агрессия как неадекватный способ ре­шения проблемы (убийство нежеланных младенцев, жестокого родственника; агрессия вследствие невер­ной оценки ситуации).

На личностном уровне агрессивные преступления совер­шаются асоциальными, конформными, агрессивными лич­ностями, а также социально неблагополучными людьми с неразвитой системой социальных взаимодействий. Ан­тисоциальные ценности как устойчивые надситуативные мотивы связаны с характерологическими чертами агрессо­ра и, как правило, основаны не только на асоциальном вос­питании, но и на пограничных психофизиологических от­клонениях. Садистические действия не вызывают у пред­ставителей данной группы укоров совести и негативного самоотношения. Вменяемость представителей этой группы не нарушена, а интеллект достаточно развит, чтобы осозна­вать значение собственных насильственных действий.

Н. А. Ратинова назвала непосредственную реализацию асоциальных ценностей смысловой агрессией. Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — пси­хически здоровые [65].

Большинство преступлений в состоянии алкогольного опьянения совершается лицами с органическими повреж­дениями головного мозга или с хроническим алкоголизмом. Алкогольное опьянение снижает самоконтроль и усилива­ет агрессивные побуждения. Под влиянием алкоголя на фо­не мозговой патологии даже неагрессивные лица соверша­ют криминальные агрессивные действия часто по отноше­нию к знакомым.

Значительная доля агрессивных преступлений соверша­ется под влиянием групповых воздействий. На групповые преступления приходится около 40% всех регистрируемых уголовных деяний, совершаемых молодежью. Обвиняемые часто характеризуются ведомостью, подчиненностью лидеру. В этих случаях агрессор снимает с себя личную ответствен­ность за свои действия, неосознанно делегируя ее субъектив­но значимому авторитету. Частичная идентификация с лиде­ром сопровождается подчинением ему и восприятием прямо­го контроля над собой как законного.

Инструментальная агрессия характерна для психически здоровых лиц со средним уровнем агрессивности и сформи­рованной способностью к самоконтролю. Источником криминальной инструментальной агрессии является асоциаль­ная социализация.

Психогенетические исследования выявили наследуемую склонность к совершению преступлений. Наследственность определяет порог возбудимости нервной системы и актива­ции агрессии. Человек с биологически выраженной агрес­сивностью в стрессовых ситуациях склонен выражать гнев и враждебность.

Наиболее существенными личностными особенностями криминальных агрессоров являются психопатия в сочетании с низким уровнем интеллекта. Психопаты с низким интел­лектом плохо социализированы и не обладают когнитивны­ми возможностями для саморегуляции и для выбора более приемлемого, менее импульсивного поведения.

Еще со времен Ч. Ломброзо асоциальных психопатов счи­тали «прирожденными преступниками». При антисоциаль­ной психопатии наблюдаются такие эмоциональные нару­шения, как отсутствие эмпатии, сочувствия, стыда, а также леность, лживость, жестокость, неспособность переносить ограничения в свободе. В современной литературе в качест­ве синонимов термина «антисоциальная психопатия» исполь­зуются понятия диссоциальной и антисоциальной личности. Мак-Вильяме отмечает в качестве основных характеристик антисоциальной личности неспособность к человеческой привязанности (антисоциальная эмоциональность), стрем­ление сознательно манипулировать другими, непризнание личной ответственности за преступление либо минимизация ответственности («вышел из себя», «плохо подумал») [45].

В то же время специалист должен осознавать, что для большинства людей нормально и естественно испытывать агрессию, поскольку она является видовой характеристи­кой. Запретить и искоренить агрессивные импульсы нель­зя. Но возможно и необходимо предотвратить деструктив­ные агрессивные действия. Ведущая цель психологической работы — повышение индивидуальной способности управ­ления агрессией. Задачи психологического развития лич­ности в отношении агрессии можно сформулировать следу­ющим образом:

1) научиться распознавать агрессивные импульсы и чувства;

2) стараться выражать их адекватными и безопасными способами;

3) уметь перераспределять агрессию в позитивные фор­мы активности.

Date: 2015-11-13; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию