Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа агрессии





Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимается сильная актив­ность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Ben­der L, 1963) говорит об агрессии как тенденции приближе­ния к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противо­стоять внешним силам.

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado H., 1963) утверж­дает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая ре­акция, характеризующаяся проявлением силы в попытке на­нести вред или ущерб личности или обществу».

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психи­ческих свойств человека.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремят­ся сделать это на основе изучения поддающихся объективно­му наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов по- ведения. Например, А. Басе (Buss A., 1961) определяет агрес­сию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон (Uilson, 1964) как «фи­зическое действие или угрозу такого действия со стороны од­ной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Наиболее общим определением агрессии является пове­дение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение по­рочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или лич­ностную склонность к разрушительному поведению. Н. Д. Ле­витов (1990) описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме агрессия подразделяется на физическую (из­биение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбле­ние, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную.

А. Басе (Buss A., 1961) ввел понятия враждебной и инст­рументальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются це­ли, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия стано­вится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.

Додж и Койе (Dodge, Coie, 1987) выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является от­ветом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициирует­ся зачинщиком для удовлетворения собственных потребно­стей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия мо­жет быть враждебной (месть за неудачи случайно встретив­шемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе; наемное убийство).

Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкаче­ственную агрессию. Так, доброкачественная агрессия спо­собствует поддержанию жизни и является адаптивной. Ра­ботники милиции, военнослужащие во время боевых дейст­вий, а также ряд других специалистов нередко прибегают к агрессивным действиям, имеющим целью выполнение про­фессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фех­тование, борьба) и агрессию как социально приемлемое само­утверждение в условиях конкуренции.

В современной литературе последний вид поведения при­нято называть напористым, ассертивным, а не агрессивным. Разделение терминов «напористость» и «агрессивность» поз­воляет избежать неправильной оценки успешного уверенно­го поведения. Однако граница между напористостью и агрес­сией не всегда является очевидной./Более логичную карти­ну агрессии, чем многие другие авторы, предлагает Э. Фромм. Агрессия как эволюционно закрепленное поведение не может не быть адаптивной, поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жерт­венности. Доброкачественная агрессия необходима для раз­рушения устаревших образцов, норм, для проведения инно­ваций. Любая творческая деятельность подразумевает отри­цание сложившегося порядка и установление новых правил, теорий, законов.


Злокачественную агрессию Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Он опи­сывает виды деструктивности в более широком социальном и культурном контексте, чем в большинстве современных монографий. Кроме мстительности и специфического ха­рактера, Э. Фромм выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями, а также оргиями, которые растормаживают подавленные влечения. Последний вид агрессии приводит к служению идеалу разрушения и к хро­нической ненависти.

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамерен­ное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аф­фекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая мо­жет быть следствием психотического состояния и требует ме­дицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия — все это может выступать как патологический стимул к агрессии. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство само­защиты, воплощение идей мессианства, проявления героиз­ма и т. д. Однако наличие диагностированной психической аномалии еще не является достоверным прогнозом соверше­ния деструктивных актов.

А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Ю. Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии — психотическую и трансформированную. Психо­тическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных по­ступков. Жестокое поведение при трансформированной агрес­сии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в ка­кой-то момент трансформируется в агрессивно-патологичес­кие действия с признаками немотивированного садистского насилия. По данным Ю. Б. Можгинского, среди подростков, совершивших убийства, максимально жестокие агрессивные действия, — 82% здоровы, 12% невменяемы, т. е. характеризу­ются патологической агрессивностью. Из последних 6% дей­ствовали под влиянием бреда и галлюцинаций (психотичес­кая агрессия) и 6% проявили трансформированную агрессию. Трансформированная агрессия часто является патологичес­кой компенсацией комплекса ущербности и обиды, результа­том длительного стресса и глубинного кризиса личности.


В педагогической, клинической и пенитенциарной прак­тике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т. е. приближено к прикладному пониманию этого термина: «Агрессивное действие — это на­меренное поведение, направленное на причинение физичес­кого или психологического вреда» [1], Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней — снижать­ся благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

В психоаналитическом подходе агрессия рассматривает­ся как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат 3. Фрейду, который предпо­ложил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения [81]. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого прояв­ления агрессии прошло много времени, раздражителя вооб­ще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно. Дан­ный механизм впервые описан 3. Фрейдом в гидравлической теории, согласно которой чувство досады, враждебности, же­лание разрушать и причинять боль постепенно накаплива­ются в человеке. Внешнее проявление эмоций, сопровожда­ющих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшать вероятность более опас­ных действий.

В этологическом подходе положение о врожденной при­роде агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врож­денные сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [43]. Согласно инстинктивистским теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. В психоанализе и этологии не придается большого значения ситуативным переменным. Ак­цент делается на характерном для личности уровне агрессив­ности [100].

Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде все­го, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, так же как у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организ­ме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

Несмотря на то, что К. Лоренц, как и 3. Фрейд, считал агрессию неизбежной, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и та­ким образом снизить вероятность вспышек насилия.

В социобиологическом подходе основной акцент в изу­чении природы агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособ­лены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и са­мопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отноше­нию к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов.


К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следст­вие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стиму­ляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раз­дражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда яв­ляется следствием фрустрации.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фруст­рацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых слу­чаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препят­ствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истин­ного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к ко­торым агрессивные действия могут совершаться беспрепят­ственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Н. Е. Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предположил, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по от­ношению к своим фрустраторам, а по отношению к совер­шенно другим людям, выбор агрессором жертвы в значитель­ной степени обусловлен тремя факторами:

1. Силой побуждения к агрессии.

2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.

3. Стимульным сходством каждой потенциальной жерт­вы с фрустрировавшим фактором.

Кроме того, Н. Е. Миллер полагал, что барьеры, сдержива­ющие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к этому поведению, по мере увеличения сходства с фрустри­ровавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения явля­ется незначительной, но у которых относительно высокое сходство с фрустратором.

Л. Берковиц дополнил теорию фрустрации положением, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать агрессивно; однако открытая агрессия может не проявиться. Для актуализации агрессии необходимы сигна­лы (посылы), разрешающие агрессию. Роль посылов к агрес­сии могут играть провоцирующие реплики, наличие оружия, чрезмерный страх и податливость «жертвы».

Теория социального научения агрессии А. Бандура посту­лирует, что агрессивное поведение представляет собой слож­ную систему навыков, требующую длительного и всесторон­него научения. Чтобы усвоить способы разрушительных дей­ствий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одо­брять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдержива­ние деструктивных тенденций. Бандура выделял три вида по­ощрений и наказаний:

1. Подкрепление собственного поведения окружающими.

2. Отношение к самому себе.

3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого че­ловека (викарный опыт) [5].

Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения, т. к., по мнению многих практиков, поведенческий подход в разви­тии просоциального поведения является наиболее эффектив­ным, методически универсальным и быстрым.

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в осно­ве этого типа поведения. Согласно теориям данного направ­ления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например как угрожающих или провока­ционных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального воз­буждения или негативной аффектации, переживаемой ин­дивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в опре­делении степени угрожающей ему опасности.

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

• негативные — позитивные (деструктивные — конст­руктивные);

• явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия -скрытая агрессия);

• вербальные — физические (словесное нападение -физическое нападение);

• прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты);

• враждебные — инструментальные (с целью причине­ния вреда/боли другому человеку — с иными целями);

• эго-синтонные (принимаемые личностью) — эго-дистон-ные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрес­сивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление нега­тивных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые фор­мы агрессивного поведения выражаются в уходе от контак­тов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессия может быть направлена:

• на окружающих людей вне семьи (например, на вра­чей, педагогов или сверстников);

• только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку или на сибсов);

• на животных (птиц, кошек, насекомых);

• на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

• на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, пор­чу имущества и т. д.);

• на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирова­ния оружия, увлечения компьютерными играми агрес­сивного содержания).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р. Уолтере на­зывают ее «асоциальной агрессией» и связывают с «дейст­виями социально-деструктивного характера», в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1].

Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведе­ния на две группы:

1. Несоциализированные формы агрессивного поведе­ния (не носят враждебного характера и не имеют сво­ей целью причинение ущерба другому человеку).

2. Социализированные формы агрессивного проведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).

Ведущая задача специалиста — определить индивидуаль­ную направленность агрессивного поведения — его домини­рующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Инди­видуальную мотивацицию агрессивного поведения можно сформулировать как психологическую цель или функцию.

Психологической целью агрессии может быть как собст­венно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа дости­жения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

Наиболее распространенными целями агрессивного по­ведения, не связанного с психическим расстройством, в пе­реходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

• причинение боли жертве, ее страдания;

• месть за перенесенное страдание;

• причинение ущерба;

• доминирование, власть над другим человеком;

• получение материальных благ (например, денег);

• аффективная разрядка, разрешение внутреннего кон­фликта;

• самоутверждение (повышение самооценки, сохране­ние самоуважения);

• защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

• отстаивание автономии и свободы;

• завоевание авторитета в группе сверстников;

• удаление препятствий на пути к удовлетворению по­требностей;

• привлечение внимания.

Психологическая цель определяется в процессе поведен­ческого анализа, включающего следующие моменты:

• ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение;

• ситуации, в которых агрессивное поведение проявля­ется в настоящее время;

• люди, в присутствии которых проявляется агрессив­ное поведение;

• что обычно предшествует агрессивному поведению (каковы запускающие механизмы);

• последующие события (состояние, мысли, действия);

• реакция окружающих;

• что исключает данное поведение (когда и благодаря чему его не бывает);

• отношение к агрессивному поведению самой личности.

Растормаживают поведенческий самоконтроль любые сти­муляторы, а также виды деятельности, вызывающие возбуж­дение на фоне измененного состояния сознания. Это могут быть препараты и деятельность, меняющие восприятие дей­ствительности и повышающие уровень активности. Наиболее изученным в данной группе является влияние алкоголя на агрессивность. Сам по себе алкоголь не является непосредст­венной причиной агрессии. Алкоголизация разрушает способ­ность к сложной интеллектуальной деятельности; вследствие этого человек не может сформировать неагрессивный тип ре­акции и прибегает к простейшему ответу на угрозу — разру­шению источника опасности. Причем в состоянии опьянения преувеличивается степень угрозы, резко снижается способ­ность учитывать все параметры ситуации. По данным Ф. С. Са-фуанова, лица с невысоким уровнем базовой агрессивности в 90% случаев совершают слабомотивированные преступле­ния в состоянии алкогольного опьянения [20].

Однако чаще всего агрессия вызывается словами и по­ступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к аг­рессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего [8]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции — страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования — бегство (уклоне­ние) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

Наиболее сильной детерминантой агрессии является про­вокация. Обвинения, издевки, насмешки пробуждают интен­сивный гнев. Люди обычно отвечают на атаку контратакой. Месть служит не только самозащите, но и является средст­вом не уронить свое достоинство, особенно в глазах окружа­ющих. Нередко только предположение о враждебных наме­рениях вызывает «ответную» агрессию.

Особый вид агрессивных действий представляют собой не вызванные фрустрацией нападения на незнакомых и малозна­комых людей. Начавшись с намеренного оскорбления, диалог с потенциальной жертвой переходит в ссору, угрозы и может завершиться физической агрессией. Подобная динамика мо­жет специально провоцироваться подростками, которые раз­влекаются избиением объекта провокации. Чаще всего ини­циативное нападение осуществляется группой по отношению к лицам другой национальности, другого социального слоя, непохожим на агрессора.

Агрессия как следствие подчинения авторитету, власти также не является следствием враждебных эмоций по отно­шению к жертве. Классические эксперименты С. Милграма показали, что даже в условиях минимальных полномочий от­ветственное лицо может стимулировать многих людей на совершение агрессивных действий. Уровень ответственности за насилие резко снижается в ситуации подчинения. Эффектив­ным средством против слепого повиновения приказам явля­ется демонстрация примера неподчинения. Другой фактор, ограждающий общество от агрессии — следствия повинове­ния авторитету, — возложение личной ответственности за причиняемый вред на исполнителя. Влияет также отношение сторонних наблюдателей. Их одобрение и поощрение усили­вают агрессию, а осуждение — снижает.

Спорт создает редкую возможность выражения межлично­стной агрессии, разрешенной обществом. Болельщики, наблю­давшие за спортивными состязаниями, проявляют более высо­кую агрессивность после игры. Это объясняется возбуждени­ем, растормаживанием, деиндивидуализацией, заражением агрессией игроков. Футбол особенно массовый вид спорта, вы­зывающий враждебное поведение зрителей. Однако агрессив­ные виды спорта не только подкрепляют склонность к разру­шению, но и служат средством разрядки напряжения и злости посредством катарсиса от наблюдения насилия.

Навязывание моделей агрессивного поведения реализу­ется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающи­ми, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассо­циирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных на­строений у раздраженной личности.

Раздражение и, как следствие, разрушительное поведение усиливается вследствие таких физических характеристик сре­ды, как теснота, жара, холод, духота, неприятные запахи, шум, вызывающие физический дискомфорт. Чем больше внима­ния человек придает неприятным условиям, чем сильнее же­лание избавиться от них, тем выше его раздраженность. При отвлечении на другие стимулы и занятия, несовместимые с агрессией, гневливость не проявляется. Личность, не склон­ная переживать чувство враждебности, на дискомфортные условия реагирует подавленностью и снижением агрессивно­сти. Так, Р. Бэрон выявил, что слишком дискомфортные усло­вия снижают агрессию у большинства испытуемых вследст­вие упадка сил [12].

Таким образом, умеренно трудные условия среды обычно вызывают раздражительность, а при усилении негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности. В самые жаркие годы и месяцы совершает­ся значительно больше насильственных преступлений, т. е. ко­личество агрессивных преступлений существенно более свя­зано с жарким климатом города по сравнению с холодными местностями, чем даже с безработицей, доходами, средним возрастом и образованием (Anderson, 1987).







Date: 2015-11-13; view: 1020; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию