Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По современному русскому языку в IV семестре





(раздел грамматики «Синтаксис»)

 

При изучении синтаксиса студенты сориентированы на усвоение таких тем, как «Синтаксис слова», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого». Усвоив теоретические вопросы и выполнить предложенные ему упражнения, студент должен научиться анализировать тексты современной периодики, тексты литературных произведений с точки зрения нормативности их построения, а также с точки зрения стилистической целесообразности.

 

Сроки занятий (по неделям) Темы занятий Виды занятий Виды контроля Примечание
Лекции (10 часов) Практи-ческие занятия (20 часов) КСР (4 часа) Индивид. консультации со студентами   Индивидуальные консультации не входят в расчет часов учебного плана, но могут быть учтены при условии включения их в расписание занятий
I Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы языка: словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Синтаксис словосочетания           Лекция носит обзорный характер
II Словосочетание как грамматически оформленное соединение соотносительных по смыслу слов         Дискуссия. Построение схемы простых словосочетаний из текста, их характеристика  
ІІІ Контрольная работа по теме «Синтаксис словосочетания»           Контрольная работа включает задание на различие понятий «сочетание слов» и «словосочетание», на построение схем простых словосочетаний, их характеристику. При этом обращается внимание на свойства опорного слова, на порядок расположения компонентов словосочетания, что способствует умению студента правильно конструировать предложение
IV Предложение как предикативная единица. Простое предложение. Классификация простых предложений в русском синтаксисе           Лекция носит обзорный характер
V Синтаксическая природа предложения. Классификация простых предложений         Дискуссия. Проверочный диктант Особое внимание обращается на структурный, семантический, коммуникативный аспект предложения
VI Типология односоставных предложений. Типология неполных предложений         Синтаксический и стилистический анализ публицистических и художественных текстов Наряду с анализом текстов студент должен объяснить и пунктуацию в простом предложении, предварительно выполнив необходимый набор упражнений
VII Контрольный тест по синтаксису простого предложения           В тест включены и задания по пунктуации
  VIII Простое осложненное предложение           Лекция носит обзорный характер
IX – Х Способы осложнения простого предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с вводными и вставными конструкциями. Предложения, осложненные обращениями         Синтаксический и стилистический анализ текстов. Рецензия на один из фильмов с использованием простых осложненных предложений Студенты выполняют ряд заданий, связанных с пунктуацией в простом осложненном предложении
XI Синтаксис сложного предложения. Структурно–семантические признаки сложного предложения           Лекция носит обзорный характер
XII Сложносочиненные предложения. Значение и употребление сочинительных союзов в различных типах сложносочиненных предложений. Стилистическое употребление союзов в сложносочиненных предложениях.         Синтаксический и стилистический анализ текстов. Проверочный диктант Синтаксический анализ сложносочиненных предложений проводятся по предложенной в ПЗ схеме
XIII Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры. Стилистические особенности союзов в сложноподчиненных предложениях.         Диктант. Синтаксический и стилистический анализ текстов с различными видами сложноподчиненных предложений Студент выполняет ряд пунктуационных заданий, позволяющих ему приобрести пунктуационные навыки
XIV Бессоюзное сложное предложение. Структурные и семантические типы бессоюзных предложений. Синонимия бессоюзных и союзных предложений         Диктант. Полный грамматический анализ бессоюзного сложного предложения в связном тексте При анализе текста (публицистического или художественного) студент должен показать мотивированность использования сложных предложений, а также объяснить знаки препинания
XV Сложные предложения усложненной структуры.           Диктант. Полный грамматический анализ сложных предложений с однотипной и разнотипной связью в тексте Грамматический анализ сложных предложений проводится по схеме, заданной в ПЗ. Студент выполняет задания пунктуационного характера
  Контрольная работа по теме «Сложное предложение»         Грамматический ми стилистический анализ различных типов сложных предложений в тексте Работа выполняется во внеаудиторное время. При анализе текста студент должен указать на мотивированность использования сложных предложений, а также объяснить знаки препинания.
XVI Сложное синтаксическое целое           Лекция носит обзорный характер
XVII Типы сложного синтаксического целого. Межфразовая связь в ССЦ         Диктант. Грамматический и стилистический анализ ССЦ Студен должен уметь анализировать лексические, грамматические средства межфразовой связи в ССЦ, определить типы ССЦ, а также объяснять функции этих ССЦ в построении текста

 


 


2.2. ПРАКТИКУМ

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ СИНТАКСИСА

 

План лекции

— Предмет синтаксиса.

— Основные синтаксические единицы языка: словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

— Слово как единица синтаксиса, его синтаксические свойства.

— Типы синтаксического соединения слов (сочинительные и подчинительные).

— Синтаксические отношения между компонентами синтаксических единиц.

— Средства синтаксической связи в словосочетании и предложении.

— Связь синтаксиса с другими разделами языка (с фонетикой, с лексикой, с морфологией, со словообразованием).

 

Основные понятия

Синтаксис языка – это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 249).

Синтаксис как наука – это раздел грамматики, который изучает синтаксические свойства слов (словоформ); словосочетаний, образующихся на основе подчинительных отношений; типы простых предложений и закономерности их построения; типы и закономерности построения сложных предложений; сложные синтаксические целые как компоненты связного текста.

Словоформа – это способность слова входить в семантико-синтаксические контакты с другими словами и на основе синтаксической связи образовывать словосочетания и предложения.

Типы соединения слов: предикативные – соединение подлежащего и сказуемого, образующих предикативный центр; непредикативные соединения: сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные).

Подчинительные словосочетания – это соединения двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, употребляющиеся как вспомогательный элемент для построения предложения.


Предложение – «это грамматически оформленная по законам данного языка целостная (т. е. неделимая) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» (В. В. Виноградов. Русский язык. – М., 1978. – С. 65).

Простое предложение – центральная грамматическая единица синтаксиса, предназначенная для передачи относительно законченной информации, участвующая в формировании сложного предложения, а также любого развёрнутого текста.

Сложное предложение – «… предложение, представляющее единое интонационное и смысловое целое, но состоящее их таких частей (двух или более), которые по своей внешней, формальной грамматической структуре более или менее однотипны с простыми предложениями» (Грамматика русского языка. – М., 1980).

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание нескольких предложений, выступающих как интонационное, структурное, смысловое единство и характеризующаяся относительной завершённостью темы (микротемы).

 

 

Литература

1. А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 315– 319.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 2. – М., 2001. – С. 249 – 263.

3. Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., – С. 6 – 10.

 

Дополнительная литература

1. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 278 – 280.

2. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 404 – 415.

 

 







Date: 2015-11-13; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию