Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Сравните определения синтаксиса из разных источников
Задание 1. Сравните определения синтаксиса из разных источников. «Синтаксис (от греч. syntaxis – построение, сочетание, порядок) – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов (словоформ) в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 289).
«Синтаксис как наука – это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 249).
«Синтаксис представляет собой высший грамматический уровень, стоящий над морфологическим уровнем и использующий элементы морфологии как «стандартные детали для сборки различных механизмов речи, осуществляющих коммуникацию» (А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 315).
«… синтаксис (греч. syntaxis – составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи» (Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 6).
Задание 2. Как вы понимаете значение терминов: «синтаксические связи», «синтаксические отношения»? (См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 252).
Задание 3. Почему синтаксические связи и отношения между компонентами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических отношений? (См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – М., 2001. – С. 252; В. А. Белошапкова. Современный русский язык. – М.,1977. – С. 16).
Задание 4. Проиллюстрируйте примерами положения: «Основные виды синтаксической связи – сочинение и подчинение. При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый. Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочинённых предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчинённых предложений».
Задание 5. Что считать исходной синтаксической единицей: предложение, словосочетание, словоформу? Почему?
Задание 6. Прочитайте следующее положение: «Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформления синтаксических связей и отношений» (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 254 – 255). Охарактеризуйте каждое средство, приведите примеры.
Задание 7. Объясните положение: «В придуманном Л. В. Щербой примере Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка почти исчерпывающе представлены все виды собственно синтаксических отношений на уровне подчинительной связи формы слова» (В. А. Белошапкова. – С. 30). Каковы эти связи?
Задание 8. Как вы понимаете положение: «Завершая «здание языка», синтаксические единицы не могут существовать без опоры на другие этажи: без нижних этажей здание рассыплется. Сверху, с этажа синтаксического уровня, лучше просматривается взаимосвязь и взаимозависимость отдельных ярусов, поэтому синтаксис позволяет показать органические связи между лексикой, морфологией, синтаксисом и др.? (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 259).
Задание 9. В чём заключается связь синтаксиса и лексикологии? («Синтаксис пронизан лексикой» – Грамматика АН – 80. Т. II – С. 11). Проиллюстрируйте это положение примерами.
· Приведите примеры связи морфологии и синтаксиса.
· В чём заключается связь синтаксиса и словообразования?
· Какую роль играет синтаксис в образовании слов, выражении их значений: служащий, нижеподписавшиеся, всезнайка, провожатый, весной?
Date: 2015-11-13; view: 447; Нарушение авторских прав |