Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповое обсуждение вопросов





1. Классы неполнознаменательных слов, их общие свойства.

2. Понятие о служебных словах.

3. Понятие о союзе как служебной части речи; его значение и функции.

4. Сочинительные союзы, их разряды.

5. Подчинительные союзы, их разряды.

6. Союзные слова в русском языке.

7. Правописание союзов.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте определения союза в разных учебных пособиях. Сравните их. Дайте свою формулировку.

1. Союзы – это служебные слова, выражающие отношения между синтаксическими единицами (членами предложений, предложениями) и являющиеся средством соединения синтаксических единиц (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. – С. 196.).

2. Союз – служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. (Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. М., 1989. – С. 330.).

3. Союзы – это часть речи, слова которой выражают логико-синтаксические отношения и связи между грамматически независимыми словоформами или частями сложных предложений. (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 580).

4. Союзы – это служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связного текста (Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М., 1979. – Ч. 1. – С. 286).

Задание 2. Существует несколько определений семантики (категориального значения) союзов. Прочитайте их, сравните. Дайте своё понимание этого вопроса.

1. Определяя категориальное значение союза (его общую семантику), следует отметить прежде всего то, что союз выражает синтаксические отношения между соединяемыми предложениями и их членами. Союз связывает предложения или члены предложения и выступает в роли аналитического показателя связи.

Предложения Зашло солнце. Стало темно совершенно автономны. Вставка союза и создает синтаксическое единство – сложносочиненное предложение, в котором предложения связаны между собой, и эта связь выражает причинно-следственные отношения или отношения последовательности (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой, М., 2001. – Ч. 2. – С. 196).

 

2. Каждый союз является носителем определенного квалифицирующего значения, то есть способен с той или иной степенью конкретизации характеризовать отношения между соединяемыми частями конструкции. (Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 390).

 

3....Союзы выражают логико-синтаксические отношения и связи между грамматически независимыми словоформами или частями сложных предложений. (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 580).

Задание 3. Прочитайте положение: «Сложность выделения союзов из предложения обусловливается двумя активными процессами, которые происходят в языке. Первый процесс – это интенсивное увеличение количества союзов... за счет слов из других частей речи. Второй процесс – это увеличение объема некоторых союзов за счет расширения их состава путем подключения к союзу наречий или предлогов с существительными: а именно, а также, как только и др.». (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М. – 2001. Ч. 2. – С. 198).

 

Назовите части речи, от которых образованы данные союзы:

впрочем, зато, притом, лишь, однако, ведь; а также, как только, лишь только; кроме того, что, подобно тому, что; по причине того, что; при том условии, что; вплоть до того, что.

 

Задание 4. Прочитайте определения союзных слов в разных учебных пособиях. Какие основные признаки отражены в этих определениях? В чем проблема разграничения союзов и союзных слов? Отвечая на эти вопросы, используйте Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. 2. – С. 199.

 

1. Союзные слова – это разряд местоименных вопросительных слов, совмещающих свойства знаменательной и служебной части речи и служащих для связи предложений. Связь, осуществляемая с помощью союзных слов, является подчинительной; знаменательность обеспечивает союзным словам роль члена придаточного предложения. (Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 335).

 

2. Союзные слова кто, что, какой, чей, который, каков,где,когда,откуда, куда, зачем, почему и др. традиционно относятся к относительным местоимениям (иногда используется термин «вопросительно-относительные местоимения»). В последнее время появилась тенденция выделять их в особый класс слов, синкретичный по своей грамматической природе, совмещающий как признаки местоимений, так и признаки союзов. (Современный русский язык. / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. Ч. 2. С. 198).

 

Письменное задание

Упр. 1. Прочитайте предложения из произведений Д. С. Лихачева. Найдите сочинительные и подчинительные союзы. Определите их значение.

а) Сочинительные союзы: соединительный; противительный; разделительный; присоединительный; пояснительный; б) подчинительные: функциональный; семантический (места, времени, цели, условия и т. д.).

 

1. Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. 2. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение. 3. Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. 4. Про знаменитостей можно рассказывать анекдоты - даже плохие, но обычный анекдот должен быть обязательно со смыслом. 5. Ребенок живет в ожидании будущего. В ожидании будущего живет и подросток, меньше – юноша. Но если это «ожидание будущего» захлестывает вполне взрослого мужчину, то оно становится карьеризмом. 6. Юмор в больших дозах утомителен. Не больше трех анекдотов – и то, если уверены, что эти анекдоты неизвестны. Но настоящий юмор не в анекдотах. 7. Удивительное ощущение – слушать свой голос через микрофон. Первый раз я думал, что это вообще не мой голос. 8. Если книга не породила у вас ни одной самостоятельной мысли, значит, она напрасно прочитана. 9. Читать, но не перечитывать! Если при перечитывании книга позволяет открыть в ней нечто новое, значит, это полезная книга. 10. Кто-то сказал: предметы тяготеют к центру земли добровольно, так как боятся одиночества. 11. Родители Эйнштейна говорили о нем в детстве: «Профессора из него не выйдет, ну а часового мастера мы как-нибудь из него сделаем». 12. «Эталонная личность», – то есть личность с определенной системой званий, степеней, должностей и хорошими анкетными данными.

 

Упр. 2. Сравните предложения с союзами и союзными словами. Установите, в чем различие союзов и союзных слов. Укажите функцию и значение союзных слов.

1. Тишина звучит. Все знают, как выражает ночную тишину скрип половицы в деревянном доме (Д. Лих). 2. Когда легче полоть грядку? После дождя, когда сорняки сыты водой и «довольны» (Д. Лих). 3. Мы не должны забывать, что за широкой листвой скрывается прочный ствол источников, работы над источниками (Д. Лих). 4. В каменном веке, когда еще люди не знали, что такое металл, они уже сеяли хлеб (В. Песков.). 5. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг (Пушкин). 6. Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть (М. Г.). 7. Он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы (Л.). 8. Им казалось, что то, что они перенесли и перечувствовали, не могло быть выражено словами (Л. Т.). 9. Мы не знали, что такое «омулевая бочка». Мы думали, что это размалеванная, расписанная бочка (В. Песков).

 

Упр. 3. Дайте полный анализ союзов по схеме.

1. Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью (Д. Лих.). 2. Я сам могу возмущаться тем, что может меня не устраивать в моем Пушкинском Доме, где я проработал уже больше полувека, или теми, что случается в моем городе, в моей стране, но если это делают посторонние, то мне это тем неприятнее, чем шире и серьезнее родной мне «объект нападения». Я сложно выражаюсь, но так записалась мысль и не буду ее изменять (Д. Лих.).

 

Date: 2015-11-13; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию