Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Прочитайте определения причастияиз разных учебных пособий
Задание 1. Прочитайте определения причастия из разных учебных пособий. Сравните их. Почему некоторые авторы считают причастие самостоятельной частью речи? Правильно ли это? 1. Причастие – это неспрягаемая форма глагола, выражающая действие как наличный атрибутивный признак предмета, проявляющийся во времени: читающий ученик, прочитанная учеником книга (Современный русский язык / Под общей редакцией Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 557). 2. Причастие – это знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. II. – М., 2001. – С. 157). 3. Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1979. – Ч. I. – С. 264).
Задание 2. Почему причастия действительного залога образуются от глаголов как переходных, так и непереходных, а причастия страдательного залога – только от переходных? Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида? Свои ответы подтвердите примерами, образовав все возможные формы причастий от глаголов: читать, работать, лежать, выпускать. Задание 3. Прочитайте положение: “Хотя в принципе от каждого переходного глагола возможно образование причастий страдательного залога наст. времени, продуктивность их сильно ограничена” (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 3 – 39). Объясните причину.
Задание 4. Прочитайте положение: «В процессе перехода причастий в класс прилагательных следует различать два явления. Во-первых, переход причастий в прилагательные с приобретением омонимичного значения при переносном употреблении причастия. Ср. блестящий в ночной тьме огонек (причастие) и блестящий талант (прилагательное). Во-вторых, переход причастий в прилагательные без приобретения нового омонимичного значения, но с приобретением на основе категорий вида, времени и залога дополнительных семантических признаков, свойственных отглагольным прилагательным: мыслящее существо, торгующая организация, изменяемые слова, засохший цветок» («Современный русский язык» / Под ред. Л. А. Новикова. Санкт-Петербург, 2001. – С. 364). Подберите примеры перехода причастий в прилагательные, подтверждающие это положение. Почему такой переход можно назвать лексическим и функциональным?
Задание 5. Могут ли адъективизироваться причастия блестящий в ночной тьме огонек, потерянный в транспорте кошелек, любимый всеми, исследовавший этот район, отработавший смену?
Задание 6. Как отражается процесс адъективизации причастий на правописании? При ответе используйте справочник по орфографии.
Задание 7. Как известно, причастия могут переходить в имена прилагательные и существительные. Найдите в предложениях такие причастные формы и объясните, в значении какой части речи вы их воспринимаете и почему. 1. Хозяином квартиры был управляющий Трубочного завода (Ю. Триф.). 2. Девушка вызвалась разделить судьбу любимого (Л. Леон.). 3. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (М. Шол.). 4. Он наденет чёрный тесный костюм, накрахмаленную рубашку, нацепит галстук-бабочку (В. Лип.). 5. – Ходишь? – с неприкрытой иронией спрашивает она (В. Лип.). 6. Зал был полон танцующими, сидели только те, кто никогда не танцевал (В. Лип.). 7. Наша заведующая сидела сейчас, опустив голову, не смотрела на меня (А. Рекемч.). 8. Таинственной жизнью в тиши кабинетов живут управляющие делами (М. Св.). 9. Заведующая отделением продолжала объяснять, что инфаркт третий и крайне тяжёлый (К. Сим.). 10. Приезжих отвели в номера, туда же доставили их небольшой багаж (Ю. Наг.). 11. На смену казнённым придут другие. Смелые всегда найдутся (В. Бык.). 12. Собралось с полсотни приглашенных (В. Сафон.). 13. Уполномоченный стал рассказывать о последнем ночном бое (К. Сим.).
Date: 2015-11-13; view: 598; Нарушение авторских прав |