Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменное задание. Упр. 1.В данном тексте найдите причастия





Упр. 1. В данном тексте найдите причастия. Назовите глагольные признаки (вид, возвратность / невозвратность, переходность / непереход­ность, залог, время, управление), а также именные (род, число, падеж). Определите синтаксическую функцию. Обратите внимание на правописание причастий.

 

Снег, не перестававший сыпаться, казалось, со всех сторон, слепил глаза и словно хотел остановить Василия, но он непрестанно всматривался в даль, где, казалось, по временам на миг мелькал брезжущий свет, и гнал лошадь не переставая.

Он ехал, как ему казалось, все прямо, ничего не видя перед собой, кроме головы лошади, пока не зачернелось что-то перед ним. Сердце радостно забилось в нем, и уже видя не заметенный снегом заборишко и даже скворечник над домом, он быстрее погнал лошадь.

Но черное это было не стоящее, а шевелилось и было не деревня, а обвешанный комьями снега и стелющийся под ветром обындевевший куст.

(По А. С. Серафимовичу)

 

Упр. 2. В данных предложениях найдите причастия действительного и страдательного залога настоящего времени. Сначала назовите глаголы, от которых образованы причастия, а потом образующую (производящую) основу.

1. Прошлым летом мне пришлось побывать в одном заволжском селе, затерянном в дремучем смешанном лесу, простирающемся на много километров (В. Песк.). 2. При самом въезде в село вас встречает не стихающий ни днем, ни ночью шум лесопильного завода (В. Песк.). 3. Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Т.). 4. Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми (И. Сок.-Мик.). 5. Зной, по-прежнему невыносимый, неподвижно висит над морем, в котором на недосягаемой глубине, недоступное самому лучшему пловцу и ныряльщику, синеет опрокинутое небо (Е. Грошева). 6. Задумчивая улыбка, не нарушаемая присутствием человека, лежит на всем: на синеве неба, на лениво-ласковой реке, зыблющейся под ветром, – и кажется, что эта улыбка так же таинственна, как и вся жизнь природы (А. С. Серафимович).

 

Упр. 3. В данных предложениях найдите причастия действительного и страдательного залога прошедшего времени. Сначала назовите глагол, от которого образовано причастие, а потом образующую (производящую) основу. Обратите внимание на правописание причастий.

1. На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и побежишь умываться на озеро (И. Бун.). 2. В поросшей жалкой растительностью тундре есть свои чудесные ароматы (Сок.-Мик.). 3. В центре – керосиновая висячая лампа с бронзовым шаром, наполненным дробью, переделанная на электрическую (В. Кат.). 4. Здесь же сложены стопками брусья, навалены бревна, желтеют кучи еще не улежавшихся опилок (Е. Грошева). 5. Ветер, настоянный на полевых травах, едва приметно колеблет молодую поросль, стелющуюся по карнизам крутого берега (А. С. Серафимович).

 

Упр. 4. Образуйте причастия действительного залога наст. и прош. времени от данных глаголов:

Колоть, любить, брезжить, мучить, бороться, стлать, махать, дремать, стелиться, тащить.

 

Упр. 5. Образуйте причастия страдательного залога наст. и прош. времени от данных глаголов.

Гнать, электрифицировать, организовать, любить, поражать, насаждать, ранить, уважать, исследовать, читать.

 

Упр. 6. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от глаголов сов. вида.

Вывалять, настоять (лекарство), просмолить, завешать, взвесить, обессилить, расстрелять, застрелить, выкатить, выкачать.

 

Упр. 7. В русском языке широко распространено употребление причастий с утратой грамматических категорий глагола, при котором причастия переходят логически или функционально в класс прилагательных. Учитывая это явление, найдите такие случаи в данных ниже текстах и объясните их. Обратите внимание на правописание этих форм.

1. У самой воды, где пена рисует сложный орнамент на песке, люди сгребают выброшенные на берег морские плавучие водоросли на топливо. Ведь не всегда солнечные лучи будут так горячи, стеклянными станут ручьи, клен потеряет свою ярко-красную листву и будет стучать своими обледенелыми ветками, когда подует студеный январский ветер (Н. Н. Лесков). 2. А вокруг шумит рожь. Сорвите колосок, рассмотрите его повнимательнее. Не ради ль такого колоска умирали бунтующие мужики, целые деревни, скрипя немазаными телегами, тащились на чужбину? Шуми, шуми рожь! (В. Тендряков) 3. Заведующая продолжала объяснять, что инфаркт третий и крайне тяжелый (К. Сим.). 4. На вершинах кристаллических скал, укрытые охапками стелющихся растений, едва зыблющихся на ветру, расположились наблюдатели, буквально не сводящие глаз с оврага (В. Закруткин). 5. Приветливый старик с несвойственной ему торопливостью разжигает печурку, ставит на стол топленое молоко, печеную в золе картошку, сушеные на солнце ягоды (В. Закруткин).

 

Упр. 8. Дайте полный морфологический анализ причастий в следующих предложениях по схеме.

1. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко (А. Чех.). 2. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи (И. Тург.). 3. Он, не хотевший и не умевший работать, не хотел верить тому, что он беден, и выходил из себя, если его заставляли мириться с обстоятельствами и по возможности умерять свои прихоти. (А. Чех.).

 

Date: 2015-11-13; view: 1453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию