Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не прячьтесь от любви. Утешении. Однажды в раннем детстве Анджела горько плакала из-за того, что ее подружка переезжала в другой город и им приходилось расстаться
утешении. Однажды в раннем детстве Анджела горько плакала из-за того, что ее подружка переезжала в другой город и им приходилось расстаться. Мать сказала ей: «Лапонька, только не плачь. Когда ты грустишь, мамочке тоже грустно». Отец сказал: «Большие девочки не плачут». В этой семье потребность в отделенности не признавалась вообще. Даже став взрослой, Анджела не смела произнести «нет». Она несла огромную ответственность, стараясь сохранить хрупкий и ненадежный мир в своей семье. Лишь несколько раз в жизни Анджела осмелилась сказать матери, что в данный момент не может поговорить с ней. нет времени. Но каждый раз мать ужасно обижалась, у нее дрожали губы, она замолкала и уходила прочь. Анджела с ужасом вспоминала об этом. Она не могла устанавливать границы, и это все портило. Кроме того, потребность в преодолении расщепления между плохим и хорошим также осталась недоразвитой. Анджела находилась под постоянным давлением, нужно было все делать таким образом, чтобы родители могли ею гордиться. Им требовалась идеальная дочь. Однажды Анджела принесла из школы плохие оценки, и отец до того расстроился, что в дальнейшем Анджела просто подделывала его подпись в дневнике. В колледже Анджела стала сознательной христианкой, но до тех пор она успела завязать роман и сделать аборт. Все устроила она сама с помощью своего парня, родители понятия ни о чем не имели. Постоянному натиску подвергалась и потребность Анджелы стать взрослой. Нелегко быть идеальной девочкой, но еще труднее оставаться маленькой девочкой. Отец все время давал Анджеле указания, определяя за нее все ценности и делая выбор: какие предметы изучать в старших классах, в какой колледж поступать, к какому студенческому братству присоединиться, за кого выйти замуж. Папа давал дочери неплохие советы, плохо было то, что к ее мнению он не прислушивался. Стоило Анджеле усомниться в каком-либо из его решений, отец начинал критиковать ее. Их отношения всегда строились сверху вниз, она так и не стала равной отцу 10. ВРЕДНЫЕ ПРЯТКИ: ШЕСТЬ КРИТИЧЕСКИХ ФАЗ 171 Конечно, в воспитании Анджелы было немало и хороших компонентов, иначе она не выросла бы таким любящим и многого добивавшимся человеком. Однако на этом примере мы видим, как многое в нашем детстве может оказаться неправильным и поспособствовать возникновению процесса вредных пряток. Когда наши законные Богом данные потребности остаются неудовлетворенными из-за небрежности или агрессивности старших, эта часть души испытывает шок. точно такой же. какой тело или часть тела испытывает при автокатастрофе. Эта часть души прячется, но если удается вновь вовлечь ее в отношения с родителями, то травма может быть излечена прощением. Важно запомнить, что травма не всегда ведет к возникновению схемы вредных пряток. Если мы находимся в отношениях с людьми, которые любят нас, не уклоняются от ответственности и могут признать свою неправоту, последствия травмы будут отнюдь не столь разрушительными. Представьте себе, что вы поссорились с близким человеком. Вы услышали какие-то грубые слова, задевшие ваши чувства, Если ничего не будет сказано или сделано, чтобы залечить эту обиду, останутся боль и горькие воспоминания, быть может, на долгие годы. Но иные ссоры, хотя и столь же яростные, завершаются примирением прежде, чем солнце зайдет «во гневе вашем». В таком случае отношения полностью восстанавливаются, и неприятный эпизод остается в прошлом, Чем быстрее наступает примирение, чем охотнее люди извиняются друг перед другом, признавая свою неправоту и выражая свою любовь, тем лучше затягивается рана, потому что травмированная часть души сразу же вовлекается в отношения и не остается в изоляции. Чем дольше длится изоляция и чем она глубже, тем больше риск, что сработает механизм вредных пряток. Чем дольше какая-то часть души пребывает в изоляции, тем более «плохой» она становится. Удаляясь от милости и истины, мы прерываем процесс роста. Что было бы. если бы мать Анджелы умела нормально и естественно обращаться с потребностями своей дочери, с ее 172 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ печалью и одиночеством? Она бы с распростертыми объятиями принимала эту сторону ее души, давала бы ей тепло и утешение, внимание и возможность идентификации. При таком раскладе, даже если у матери то и дело случались «плохие дни» и не хватало терпения на все потребности Анджелы, это можно было бы преодолеть и негативный эффект сводился бы к минимуму. Анджела могла бы простить свою мать и продолжать процесс роста. Ей это удалось бы с еще большим успехом, если бы мать «исповедалась», признала, что была не в настроении, взяла на себя ответственность за недостаток терпения, извинилась и попросила прощения. Так Анджела поняла бы. что значит быть любимой и как должны вести себя взрослые люди. Вот почему родители обязаны постоянно исследовать свои собственные духовные и эмоциональные проблемы: убрав «бревно из своего глаза» и признав перед детьми свои ошибки, родители сводят к минимуму последствия этих ошибок в воспитании. Ребенок понимает, что причинило ему боль, а не остается в смятении. Когда родители принимают всю вину или часть вины на себя, бремя их ошибок не наваливается всем весом на ребенка. Надо помнить, что не только другие люди причиняют нам боль, но и мы по своей греховной природе причиняем боль другим. Наше духовное и эмоциональное состояния обусловлены сочетанием и тех и других факторов. Так, когда Анджела обнаружила свою беременность, она могла обратиться к друзьям и найти у них любовь и поддержку, а не осуждение. Но она испытывала сильный стыд, и это заставило ее отказаться от имевшихся в ее распоряжении источников помощи. Третья стадия: эмоциональные потребности становятся «плохими» Мы убедились, что, когда в семье действуют устойчивые греховные схемы отношений, остающиеся неисповеданными, это оказывает чрезвычайно вредное влияние на ребенка. Поврежденная часть его души не может восстановиться, она не получает достаточно милости и истины в отношениях, что- 10. ВРЩЩЫЕ ПРЯТКИ: ШЕСТЬ КРИТИЧЕСКИХ ФАЗ 173 бы могло наступить выздоровление. В такой ситуации начинаются деструктивные процессы. На фоне хронической дисфункции схем отношений включаются иные механизмы: эмоциональная потребность отныне считается «плохой». Человек учится на опыте. Если законная потребность в на-дежности и утешении постоянно наталкивается на родительскую суровость или пустоту души, ребенок приучается не просить того, что ему нужно. Он привыкает к мысли, что такого рода просьбы навлекают на него неприятности, и ожидает, что в результате этого травмированная часть души снова будет ранена. Гораздо удобнее обвинить во всем свою потребность. отказаться от нее, чем снова подвергать себя риску. Может возникнуть вопрос: почему же мы обвиняем во всем свои потребности, а не людей, которые наносят нам раны? Ответом будет особенность нашего развития: ребенок не может допустить, чтобы его родители были в чем-то несостоятельны. Он чересчур беспомощен, слишком нуждается в поддержке родителей. Когда мама и папа несовершенны, мир наполняется невыносимыми страхами. Если ребенку предоставляется достаточно времени на процесс взросления, он сможет постепенно признать человеческие слабости своих родителей, и это будет ему полезно, потому что тем самым он убедится в законности своих потребностей и увидит, что какие-то из них остались неудовлетворенными. В таком случае человек сможет признать и свои собственные изъяны, дать и получить прощение и, наконец, достичь состояния зрелости. Иисус отнюдь не считал наши потребности пустыми и никчемными. Он ниспроверг фарисейскую систему ценностей. не знавшую сострадания к слабости и неудаче: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Матфея 9:12), учил Иисус, подтверждая, что не самодостаточные люди, а нуждающиеся в поддержке обретут путь к Нему. Давая выход своим потребностям, мы устанавливаем связь с Иисусом и людьми. 174 НЕ ПРЯЧЬТЕСЬ ОТ ЛЮБВИ Ест^> и другая причина, по которой ребенок отрекается от своих потребностей: это иллюзия всемогущества. Одно из последствий грехопадения заключается в том, что ребенок считает себя центром мироздания. Маленьким детям кажется порой, что солнце светит оттого, что они хорошо себя вели, а когда они не слушаются, идет дождь. О такого рода заблуждениях говорит Иисус, напоминая, что только Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:45). Мы — часть мироздания, а не центр его. Эгоцентризм маленького ребенка, как правило, преодолевается по мере того, как он расстается с идеальным представлением о себе. оплакав эту утрату, и приучается выражать свои потребности, не претендуя на то. чтобы все его потребности были удовлетворены, и сам, в свою очередь, начинает делиться с другими. Однако пока ребенок не достигнет этого момента в развитии, иллюзия всемогущества заставляет его брать на себя ответственность за полученную им травму. Когда подружка переехала, Анджела испытывала грусть и тоску Одиночества, но мать ей сказала, что ее печаль угнетающе действует на родителей, и детская иллюзия всемогущества заставила Анджелу поверить, что она действительно обладает такой властью и несет ответственность за переживания своей матери. Постепенно Анджела привыкла ненавидеть в себе грусть, чувство одиночества вызывало у нее протест и раздражение, нуждаясь в поддержке, она критиковала саму себя за подобную слабость: ей казалось, что просить о помощи — значит поступать по-детски, без особых на то прав претендовать на что-то. Помогать другим было правильно и похвально, самой просить помощи — дурно. Так Анджела пришла к нехристианскому взгляду на собственную потребность в привязанности. Итак, две причины побуждают нас винить в своих душевных травмах свои же душевные потребности: 1) травма, нанесенная этим потребностям; 10. ВРЕДНЫЕ ПРЯТКИ: ШЕСТЬ КРИТИЧЕСКИХ ФАЗ 175 2) изоляция от этих потребностей, вызванная отказом, не-исповеданностью или недостатком прощения. Эти факторы становятся плодотворной почвой для следующей стадии в развитии механизма вредных пряток. Четвертая стадия: отрицание своих потребностей Процесс не останавливается на том, что, получив травму и оказавшись в изоляции, мы возлагаем на себя вину за свои потребности: на следующей стадии мы отрицаем эти потребности. Травмированная душа хочет забыть, что «доставляющая неприятности» часть ее вообще когда-либо существовала. Отрицать — это значит думать, чувствовать или вести себя так, словно некая истина о нашей душе или о нас самих не соответствует реальности. Сорокапятилетний плейбой. проводящий все время в компании молодых людей, отрицает свой возраст. Преподаватель библейского колледжа, испытывающий острый стыд, когда не может ответить на сложный вопрос, отрицает ограниченность своего знания. Бизнесмен, не смеющий сказать директору компании, что тот предъявляет неразумные требования, отрицает свои права взрослого человека. Анджела научилась отрицать в себе эмоциональные потребности Почему следующей стадией этого процесса становится отрицание? Это также обусловлено особенностями восприятия реальности в детстве. Мы зачастую видим реальность совсем не так, как видит ее Бог, мы учимся реальности преимущественно через важные для нас отношения. Если в средоточии этих отношений находятся Божьи ценности и установления, мы приближаемся к реальности. Но если самые дорогие ребенку люди в чем-то следуют отнюдь не библейским ценностям, ребенок скорее всего примет их ложные ценности за истинные. Восприятие реальности обусловлено отношениями. Вот почему Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоанна 14:6). Это значит, что истина не представляет собой нагромождения фактов, она заключается в близости к Нему Date: 2015-11-13; view: 294; Нарушение авторских прав |