Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИФОЛОГИЯ. и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытно­сти, но и в условиях современной цивилизации — это мощное ду­ховное оружие






и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытно­сти, но и в условиях современной цивилизации — это мощное ду­ховное оружие. С его помощью можно возвысить и облагородить человека, воспитывая его на лучших мифообразах Добра и Красо­ты, но возможно и духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных и идео­логических мифов. Это придает науке, изучающей мифотворчес­кую деятельность сознания, мифологические пласты человеческой духовности, высокую гуманистическую значимость.

Вместе с тем по известным идеологическим причинам в XX в. в отечественной послеоктябрьской догматизированной традиции социально-гуманитарного познания мифологии как науке уделя­лось крайне недостаточное внимание, к ней относились с опаской, без должного уважения и адекватной историко-теоретической оценки. Недостаточно усвоенными оказались блестящие достиже­ния западноевропейских и отечественных мифологов XIX и XX вв., многие из которых попросту замалчивались. Весьма фрагментар­но изложена история изучения мифотворчества, многие ее выда­ющиеся страницы не получили соответствующего освещения и по­нимания, не сложилась традиция разработки концептуального аппарата мифологии как науки. Все это делает задачу воссоздания науки о мифотворчестве — как в ее классическом содержании, так и в новых, качественно обогащенных формах — одной из важней­ших в русле творческого обновления отечественной социально-гуманитарной мысли и преподавания социально-гуманитарных и философских дисциплин в вузах.

Предлагаемая работа рассматривается автором как посильный вклад в решение этой задачи и одновременно как возможность сти­мулировать интерес к проблематике мифологии как науки. В ней осуществлена попытка воспроизвести логику развития учений о природе мифа в культурно-историческом контексте от антично­сти до наших дней, представить эволюцию данной отрасли соци­ально-гуманитарного знания как захватывающую «драму идей», показать связь мифологии как науки с проблемами истории и тео­рии культуры, лингвистики, психологии, гносеологии, философии, социологии и др.

Эта книга является результатом многолетнего исследования автором проблематики теоретической мифологии, подготовки и чтения лекций и докладов по вопросам о роли мифотворчества в истории культуры. Автор неоднократно имел возможность убе­диться в том, что его личный творческий интерес к проблемам ми-


ПРЕДИСЛОВИЕ

фотворчества, казалось бы, далеким от повседневности и насущ­ных человеческих забот, находит широкий и безусловно искрен­ний отклик в самых разных аудиториях слушателей и читателей. Истоки такого созвучия интересов лежат, по-видимому, в некото­рых фундаментальных свойствах человека, в его «сущностных си­лах» — все, что относится к мифотворчеству, способно задевать в человеческой душе особые, глубинные и тонкие струны.

Работа выполнена автором в Российском университете Друж­бы народов. Выражаю свою глубокую признательность и благодар­ность всем, кто принимал участие в ее обсуждении, помогал твор­ческими советами, способствовал выходу книги в свет.

Москва, 2009


ВВЕДЕНИЕ

МИФОЛОГИЯ КАК НАУКА

Термин «миф» в целом ряде отраслей гуманитарного позна­ния, изучающих историю, культуру, язык, искусство, религию, фи­лософию, мораль и другие компоненты духовной культуры, при­надлежит к числу широко употребляемых понятий. Он прочно вошел также в политическую и повседневную лексику, в научно-популярную и художественную литературу.

Этимологически слово «миф» имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в седой древности обозначавший «заботиться о чем-то», «иметь в виду что-то», «страстно желать чего-то» и др.1 В даль­нейшем число значений этого термина резко возросло. Уже в ранней древнегреческой культуре слово u\)0o£ приобрело весьма широкий спектр значений. Так, у Гомера «миф» означал мысль, предписание, приказ, совет, назначение, намерение, цель, сообщение, обещание, просьбу, умысел, угрозу, упрек, защиту, похвальбу и даже истин­ный рассказ, противостоящий вымышленным, и целый ряд других понятий. У Гесиода «миф» — слово, несущее нечто важное, причем это важное может быть ложью, но может быть и истиной.

В эиоху древнегреческой архаики «миф», имеющий целена­правленное духовное воздействие на человека, противопоставлял­ся «логосу» — некоторой силе, отчужденной от человека, но в ко­нечном счете также способной на него воздействовать2. Корень слова «логос» указывает на значения «избрание», «выделение»,

Рокоту J. Indogermanisches-etymologique Worterbuch. Bd.l. Bern-

Munchen, 1959.

Трубецкой C.H. Учение о Логосе в его истории. СПб., 1913.








Date: 2015-11-13; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию