Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МИФОЛОГИЯ. и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации — это мощное духовное оружие
и мифопоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации — это мощное духовное оружие. С его помощью можно возвысить и облагородить человека, воспитывая его на лучших мифообразах Добра и Красоты, но возможно и духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных и идеологических мифов. Это придает науке, изучающей мифотворческую деятельность сознания, мифологические пласты человеческой духовности, высокую гуманистическую значимость. Вместе с тем по известным идеологическим причинам в XX в. в отечественной послеоктябрьской догматизированной традиции социально-гуманитарного познания мифологии как науке уделялось крайне недостаточное внимание, к ней относились с опаской, без должного уважения и адекватной историко-теоретической оценки. Недостаточно усвоенными оказались блестящие достижения западноевропейских и отечественных мифологов XIX и XX вв., многие из которых попросту замалчивались. Весьма фрагментарно изложена история изучения мифотворчества, многие ее выдающиеся страницы не получили соответствующего освещения и понимания, не сложилась традиция разработки концептуального аппарата мифологии как науки. Все это делает задачу воссоздания науки о мифотворчестве — как в ее классическом содержании, так и в новых, качественно обогащенных формах — одной из важнейших в русле творческого обновления отечественной социально-гуманитарной мысли и преподавания социально-гуманитарных и философских дисциплин в вузах. Предлагаемая работа рассматривается автором как посильный вклад в решение этой задачи и одновременно как возможность стимулировать интерес к проблематике мифологии как науки. В ней осуществлена попытка воспроизвести логику развития учений о природе мифа в культурно-историческом контексте от античности до наших дней, представить эволюцию данной отрасли социально-гуманитарного знания как захватывающую «драму идей», показать связь мифологии как науки с проблемами истории и теории культуры, лингвистики, психологии, гносеологии, философии, социологии и др. Эта книга является результатом многолетнего исследования автором проблематики теоретической мифологии, подготовки и чтения лекций и докладов по вопросам о роли мифотворчества в истории культуры. Автор неоднократно имел возможность убедиться в том, что его личный творческий интерес к проблемам ми- ПРЕДИСЛОВИЕ фотворчества, казалось бы, далеким от повседневности и насущных человеческих забот, находит широкий и безусловно искренний отклик в самых разных аудиториях слушателей и читателей. Истоки такого созвучия интересов лежат, по-видимому, в некоторых фундаментальных свойствах человека, в его «сущностных силах» — все, что относится к мифотворчеству, способно задевать в человеческой душе особые, глубинные и тонкие струны. Работа выполнена автором в Российском университете Дружбы народов. Выражаю свою глубокую признательность и благодарность всем, кто принимал участие в ее обсуждении, помогал творческими советами, способствовал выходу книги в свет. Москва, 2009 ВВЕДЕНИЕ МИФОЛОГИЯ КАК НАУКА Термин «миф» в целом ряде отраслей гуманитарного познания, изучающих историю, культуру, язык, искусство, религию, философию, мораль и другие компоненты духовной культуры, принадлежит к числу широко употребляемых понятий. Он прочно вошел также в политическую и повседневную лексику, в научно-популярную и художественную литературу. Этимологически слово «миф» имеет индоевропейский корень meudh-, mudh-, в седой древности обозначавший «заботиться о чем-то», «иметь в виду что-то», «страстно желать чего-то» и др.1 В дальнейшем число значений этого термина резко возросло. Уже в ранней древнегреческой культуре слово u\)0o£ приобрело весьма широкий спектр значений. Так, у Гомера «миф» означал мысль, предписание, приказ, совет, назначение, намерение, цель, сообщение, обещание, просьбу, умысел, угрозу, упрек, защиту, похвальбу и даже истинный рассказ, противостоящий вымышленным, и целый ряд других понятий. У Гесиода «миф» — слово, несущее нечто важное, причем это важное может быть ложью, но может быть и истиной. В эиоху древнегреческой архаики «миф», имеющий целенаправленное духовное воздействие на человека, противопоставлялся «логосу» — некоторой силе, отчужденной от человека, но в конечном счете также способной на него воздействовать2. Корень слова «логос» указывает на значения «избрание», «выделение», Рокоту J. Indogermanisches-etymologique Worterbuch. Bd.l. Bern- Munchen, 1959. Трубецкой C.H. Учение о Логосе в его истории. СПб., 1913. Date: 2015-11-13; view: 374; Нарушение авторских прав |