Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выделяется несколько этапов в развитии взглядов на материю
Наивный материализм - (первый этап), свойственный периоду античности. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что мыслители отождествляли материю с теми или иными «стихиями», конкретными состояниями вещества (вода, воздух, огонь, земля). Какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов. Для Демокрита материя - это атомы, которые имеют свою противоположность - пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами, а только отличаются друг от друга величиной. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа. Последователь Демокрита - Эпикур наделил атомы самодвижением. Он объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени. Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный, лишенный активности субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом. Метафизический материализм - второй этап в становлении взглядов на материю в философии XVI-XIX веков. Этот период связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Н. Коперник и Д. Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Д. Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира. Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес. неизменная механическая масса и др. На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела: – к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ - первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос; – к признанию источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи; – механистические представления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате "материя" и "сознание" метафизически противопоставлялись друг другу рас-сматривались вне развития, как застывшие, неизменные. Диалектический материализм - третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. И связаны они в значительной мере с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса, которые дали новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания. По Ф. Энгельсу, материя - философская категория, которая отражает, обозначает своим содержанием то обшее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, - объективность их существования: – бесконечна не только в количественных. но и в качественных отношениях; – ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира; – материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи; – Материя не существует вне вещей как что-то, положенное рядом; – это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф. Энгельсом материи как абстракции, философской категории. Данные представления были развиты В.И. Лениным. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" пришел к выводу: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В этом определении выделяются два признака материи: 1) существование ее независимо от сознания; 2) ее способность отображаться нашими ощущениями, что свидетельствует о принципиальной познаваемости материального мира. Итак, позитивным моментом диалектико-материалистического подхода к пониманию материи является то, что под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человека. Естественнонаучные представления о материальных формах бытия — это знания об их всеобщих видах, формах, состояниях, свойствах, основанные на философском осмыслении достижений частных, конкретных наук. Современному естественнонаучному познанию материальные формы бытия известны в виде вещества и поля. Основными свойствами вещества являются масса покоя, конкретная локализация в пространстве и корпускулярность. Характерными свойствами поля являются масса движения, полное распространение и заполнение окружающего пространства, волнообразность. Многообразные сочетания и проявления вещества и поля образуют три основные области окружающего нас мира: микромир, макромир и мегамир. Бесконечно-многообразное проявление материальных форм бытия в микромире представлено многообразием полей, элементарных частиц, их свойств и взаимопереходов. В макромире неисчерпаемость материальных форм бытия представлена многообразием химических элементов, молекул, макроскопических тел, геологических систем и т.д. В мегамире — многообразием планет, звезд, звездных систем, галактик, метагалактик, межзвездной материи и т.д. Специфические формы взаимосвязи материальных форм бытия составляют три основных известных уровня в развитии окружающего мира: неорганическая, органическая и социально-организованная материя. Неорганическая материя заполняет собой все области и уровни бытия и представлена механическими, физическими, химическими, атомными и ядерными взаимодействиями и процессами. Ее самодвижение и самоорганизация лежат в основе возникновения и развития живой и социально-организованной материи. Органическая материя представляет собой совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в промессе эволюции генетической информации. Социально-организованная материя проявляет себя как взаимосвязь мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидов и сообществ различных уровней. Таким образом, современные философские и естественнонаучные представления о материальных формах бытия свидетельствуют о многообразии их видов и способов взаимосвязи. Материя как объективная реальность характеризуется: – общими свойствами - всеобщность, объективность, неисчерпаемость, неуничтожимость, структурность, системность, – способами существования (движение и самоорганизация), – формами существования (время и пространство). Идея становления, движения, изменения и развития бытия прошла через всю историю философии: В древнекитайской философии о всеобщности движения писал Лао-Цзы, с точки зрения которого «все сущее в мире рождается из бытия, а бытие рождается из небытия». В древнегреческой философии взгляд на движение как всеобщий атрибут материи высказал Гераклит в известных изречениях: «Все течет, все изменяется»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (16, с. 49). В философии Нового времени господствовал метафизический взгляд на движение, отождествляющий его с механическим перемещением тел друг относительно друга в пространстве. Диалектический взгляд на движение в философии XVIII в. развивает немецкий философ Гегель, который рассматривал движение не как простое пространственное перемещение, а как «жизненность», «деятельность», «импульс» абсолютной идеи, при этом ис-точником движения является, по Гегелю, внутреннее противоречие (единство и борьба внутренних противоположностей). В XIX в. большим вкладом в утверждение идеи развития явились три великих открытия (закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина), которые подтверждали не только многообразие форм движения, но и их единство, взаимосвязь, взаимопереход как основу бесконечности и вечности мира. В философии субъективного идеализма XVIII-XIX вв. (Д.Юм, Д.Беркли, Р.Авенариус, Э.Мах), а также экзистенциализма XX в. объектом исследования являлось изменение, движение субъективной духовной реальности (ощущений, переживаний, человеческой экзистенции, самости). Таким образом, проблема анализа движения, изменения, развития рассматривалась как материализмом, так и идеализмом. Категория «движения» – одна из важнейших в философии. Под движением понимаются любые изменения материи Движение как способ существования бытия охватывает собой любые его изменения. Коренной причиной этих изменений является взаимосвязь, в результате которой свойства одних предметов и явлений проявляются в других, взаимно изменяя друг друга. Всеобщими свойствами движения являются: 1. Объективность. 2. Противоречивость. 3. Бесконечность и вечность. Объективность движения находит отражение в неразрывной связи материи и движения, ибо нет движения вообще как такового, самого по себе, а есть лишь изменение различных форм бытия, материальных или духовных, объективных или субъективных, земных или космических, телесных, вещественных или полевых, энергетических, вакуумных и т. д. Противоречивость движения состоит в том, что оно представляет собой единство абсолютности и относительности. Абсолютность движения проявляется в его всеобщности как универсальной формы, способа существования бытия, в том, что оно охватывает все происходящие во Вселенной процессы, начиная от простого перемещения, кончая мышлением. Относительность движения проявляется в том, что не существует движения как такового вообще, а существуют конкретные, относительные формы движения бытия, которые определяются его структурой. Противоречивость движения проявляется также в том, что оно представляет собой единство устойчивости и изменчивости. Без этого единства движения не было бы вообще, так как движение — это изменение, а изменяться могут лишь относительно-устойчивые состояния. Без относительной устойчивости, равновесия, покоя не было бы движения, ибо они выступают как моменты движения. Относительность покоя состоит в том, что в покое могут находиться отдельные состояния, формы бытия, но не весь мир в целом. Кроме того, тело может находиться в состоянии покоя относительно той или иной (например, механической) формы движения, но не в состоянии покоя вообще. Относительность механического покоя заключается в том, что тело может находиться в состоянии покоя относительно одной системы координат (например, Земли), но двигаться относительно другой (Солнца). Итак, покой, равновесие, устойчивость — относительны, изменение — абсолютно. Наиболее глубоко противоречивость движения проявляется в единстве прерывности и непрерывности. Движение представляет собой единство прерывности и непрерывности — движущееся тело находится в данной точке (или состоянии) и одновременно не находится в ней. Постоянное возникновение и разрешение этого противоречия под влиянием внешних и внутренних взаимодействий и есть движение. Следующими всеобщими свойствами движения являются его бесконечность и вечность. Под бесконечностью движения понимаются его количественная и качественная стороны. Под количественной стороной бесконечности понимается наличие различных форм движения, в основе которого лежит бесконечное многообразие структурной организации бытия — механической, физической, химической, биологической, социально-организованной, данное Энгельсом. 1. Механическая формой движения понимается не только перемещение вещества в пространстве; 2. Физическая форма движения (тепловые, электрические, магнитные и др. процессы); 3. Химическая форма движения (соединения атомов и различные превращения этих соединений); 4. Биологическая форма движения представляет собой проявление жизни во всем ее многоуровневом многообразии: субмикроскопическом, микроскопическом (клеточном), организменном (многоклеточном), видовом, а также в виде существования живого вещества биосферы в целом. 5. Социальная форма движения представлена деятельностью субъектов исторического процесса, к которым относятся: личность, семья, производственные коллективы, общественные организации и институты (особенно государство и партии), исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация), человечество в целом. В этом многообразии форм и уровней движения можно выделить три основные группы: – движение в неорганическом уровне бытия представлено перемещением вещества и поля, взаимодействием и взаимопереходами элементарных частиц и полей, движением и изменением атомов и молекул, структурными макроскопическими изменениями (тепловыми, агрегатными), звуковыми колебаниями, геологическими изменениями на поверхности Земли, изменением космических систем (планет, звезд, галактик и их соединений) и т.д. – движение в органической, живой материи представлено обменом веществ, активной ответной реакцией на внешние и внутренние изменения и воздействия, способностью к саморегуляции, управлению и воспроизводству, коэволюцией, т.е. взаимными изменениями в природе и обществе в результате их взаимодействия. – общественные, социально-организованные формы движения представлены многообразными проявлениями осознанной, ценностно-ориентированной деятельности людей, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей, на достижение общечеловеческих идеалов и ценностей. Таким образом, количественная сторона бесконечности движения представлена многообразием форм движения. Однако глубинная сущность бесконечности движения проявляется не в его количественной, а в качественной стороне. Под качественной стороной бесконечности движения понимается возможность многообразных взаимопереходов одних форм движения материи в другие, что и лежит в основе вечности движения, которое не исчезает бесследно и не возникает из ничего, а представляет собой переход одних форм движения в другие. Естественнонаучным выражением бесконечности и вечности движения является закон сохранения и превращения энергии. Качественное движение (самоизменение материи) делится на: – динамическое; – популяционное. Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм. Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно (путем ничем не обусловленного «взрыва»). Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние. Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И.Пригожин. Сущность материального единства мира заключается в следующем: – мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него: – мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого: – мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источником движения и развития являются внутренние противоречия (для конечных материальных систем - внутренние и внешние); – развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы - неорганический мир. органический мир и общество; – материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.
Date: 2015-12-10; view: 818; Нарушение авторских прав |