Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно выделить три основополагающие из их числа





1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

– теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

– теория Пьера Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «мозг» материи;

– теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

– теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

2. Сознание присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения (социобиология) обосновывают ее тем, что:

– жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

– инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

– животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

– многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

– животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

3. Сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Отражение как всеобщее свойство материи, по утверждению представителей материализма, качественно изменяется с развитием материи. На неорганическом уровне отражение является результатом прямого, непосредственною взаимодействия, которое проявляется в виде неизбирательной ответной механической реакции тела на внешние воздействия (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, изменение физических и химических свойств, структуры и т.д.).

В органической природе (живой клетке, растительном мире) отражение проявляется в виде раздражимости, т.е. в виде ответной избирательной реакции организма рядом целесообразных действий на воздействия извне. Раздражимость (чувственность) связана с обменом веществ в живых организмах, ориентацией их в окружающей среде.

Дальнейшее развитие свойства отражения связано с изменениями нервной системы живых организмов. В поведении животных (особенно высокоорганизованных, домашних) имеет место элемент осознания своей деятельности (предвидение результата, решение той или иной задачи) Однако этот элемент осознания не поднимается до уровня субъективного мыслительного процесса, как опосредствующего отношения между видом и средой. Элемент осознания носит в поведении животных случайный характер, имеет место при условии совместного восприятия цели и средств ее достижения. Кроме того, осознание, решение задачи, раз возникнув, не сохраняется и не развивается дальше, а переходит на уровень автоматизма, рефлекса, который в изменившихся условиях становится нелепым, бесполезным.


Эти условия имеют место в новой среде (помимо природной), обществе, в котором создаются условия для высшего проявления и развития свойств отражения — сознания. Отличие человеческой деятельности от поведения животных состоит в том, что она не только биологически и предметно, но и идеально целесообразна. Началом мышления является возникновение механизма формирования идеальных целей (задач, планов и т.д.), а началом речи — их вербальное, материальное, звуковое выражение и закрепление. Сознание — высшая форма биологического отражения, присущая человеку и, частично, высшим животным.

Сознание человека отличается от сознания высших животных:

– большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

– способностью к абстракции, в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению;

– возможностью передачи сознания, наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли – языка – в устной и письменной формах.

Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать свое собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции:

– функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

– функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний — это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде — есть мое сознание»);

– функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей — воля человека выступает как компонент сознания);

– творческая, порождающая функция;

– функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Главные особенности сознания человека: идеальность, интенциональность, идеаторность, активность

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются материей, они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя все: песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие:


– предмета сознания (что «видит» сознание).. Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный;

– формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка;

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств, воли), так и в форме внешнего его проявления (деятельности). Активная роль проявляется в том, что сознание лежит в основе целесообразной, преобразующей деятельности человека, обладает избирательностью и прогнозируемостью отражения, способностью к фантазии, воображению.

Язык — специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет здесь подчиненный характер).

Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вынужден тем не менее использовать некоторые из них. Происходит и модуляция мышц гортани.

Язык — не только способ выражения мысли. Кроме репрезентативной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную — служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также трансляция знаний во времени — от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная память общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему, а слово, как и составляющие его буквы и звуки, знаки и сигналы. Однако если отдельный знак есте-ственного языка является условным, то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы стало иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону.

Язык мог возникнуть только в обществе, т. е. он социально обусловлен. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-трудовой деятельности людей.


Таким образом, общая характеристика сознания включает следующие принципиальные моменты:

– сознание — продукт общественно-исторического развития человечества;

– сознание — функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека;

– сознание — сложный информационно-регулятивный процесс.

Как и все в действительности сознание характеризуется своей структурой. В нее входят различные элементы, характеризующие сознание с познавательной, эмоциональной и мотивационно-волевой стороны (соответственно этим сторонам выделяют три сферы сознания).

В познавательную сферу входят формы чувственного (ощущения, восприятия, представления) и рационально-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), на основе которых и формируются идеальные образы объектов познания. К познавательной сфере традиционно относят также внимание, память, воображение и интуицию, которая укоренена в бессознательном слое психики человека. Результаты познания выражены в языке, обладающем свойствами как идеальности, так и материальности.

В эмоциональную сферу входят различные чувства человека: любви и ненависти, радости и горя, сострадания и равнодушия. К этой сфере относятся также эмоциональные состояния, настроение, обычно характеризуемое либо как веселое, либо как грустное, либо как подавленное, либо как радостное; аффекты (ужас, гнев, радость) и элементарные эмоции (сытость, голод, жажда). Эмоциональная сфера влияет на познание, на его ход и результаты.

В мотивационно-волевую сферу, как это вытекает уже из ее названия, входят мотивы, потребности, интересы, воля человека. Значение их состоит в том, что они придают определенную направленность в познавательной сфере и связывают в единое целое все сферы сознания.

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной.

Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся (по крайней мере, в данный момент) контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и агрессии и т. д.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания.

В философии и науке существует три точки зрения на понимание бессознательного.

Первая точка зрения: бессознательное – особая сфера психической деятельности, характеризующаяся непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Г. Лейбниц)

Вторая точка зрения: бессознательное - первичный регулятор поступков человека: некая сущность, первопричина всего, что совершается в природе и в социальной жизни (Фихте, Шопенгауэр, З. Фрейд, К. Юнг, Фромм и др.). Хотя сознание человека, его уровень «Я», формируемый под влиянием жизни и воспитания в обществе, стремится управлять бессознательными желаниями человека, но фактически биологическое бессознательное оказывается определяющим в жизни человека, как бы исподтишка, скрытно от человеческого сознания, управляя поведением человека.

В бессознательное, по результатам исследования известного психолога 3. Фрейда, могут смещаться травматичные душевные переживания человека, его «запретные» желания, информация о плохих или постыдных поступках человека, происходит «подавление, вытеснение» неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из области сознания в область бессознательной психики. В результате в бессознательном образуются бессознательные комплексы, которые способны помимо сознания человека влиять на его эмоциональное состояние и поведение, вызывать негативные изменения в физическом и психическом здоровье человека.

По мнению Фрейда, человек — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами и комплексами. В бессознательном человека доминирующее значение, по мнению Фрейда, занимали сексуальные влечения, сексуальная энергия-либидо, которая питает «инстинкт жизни — Эрос». Усвоение социальных и культурных норм, формирование уровня психики «Сверх-Я», внутреннего морального цензора и критика в личности человека способствует преобразованию человека в культурное существо. В результате культура, мораль становится внутренней характеристикой человека, а посредством сублимация происходит преобразование бессознательных «запретных желаний» человека в такие формы деятельности, которые разрешены в обществе и частично позволяют реализовать желания и потребности человека. Таким сложным противоречивым путем происходит приспособление человека к обществу, но противоречия между сознанием, бессознательным и требованиями общества и совести человека (его «Сверх-Я») — постоянная проблема любого человека.

Неофрейдизм, в частности исследования К. Юнга, углубил понимание бессознательного. В бессознательном Юнг выделил уровень личного бессознательного и уровень коллективного бессознательного, который является наиболее глубинной частью человеческой психики, идентичной для всех людей, общей для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение. Коллективное бессознательное является тем информационно-психологическим морем, из которого выходит как отдельная волна индивидуальная психика каждого человека. Подобно тому, как отдельная волна не может существовать без моря, так и психика каждого человека не может существовать изолированно, в отрыве от коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном Юнг выделил архетипы, как психические первообразы, которые определяют тенденции («русло») человеческой жизни и поведения, влияют на преобладающие идеи человечества в ту или иную эпоху. «Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием человечества, источником сил, приводящих душу в движение, а формы, которые все это реализуют, — архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам» (Юнг). Бессознательное, по Юнгу, это творческая, мудрая, более информационно насыщенная часть психики человека, и полноценное существование человека обеспечивается при наличии информационного, энергетического взаимодействия между бессознательным и сознанием человека.

Третья точка зрения: бессознательное основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания. Бессознательная часть психики способна перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой переработки ускользает от контроля сознания. Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном или художественном творчестве.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть:

– ошибки (оговорки, описки и т.п. явления). По З.Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений»;

– непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.). Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту;

– фантазии, мечты, грезы или сновидения. Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, ого неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой ситуации оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.







Date: 2015-12-10; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию