Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачей данной лекции является проанализировать эволюцию предмета философии и специфику философского мировоззрения, а также показать роль философии в жизни обществаСтр 1 из 26Следующая ⇒
Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения. Место и роль философии в культуре. Задачей данной лекции является проанализировать эволюцию предмета философии и специфику философского мировоззрения, а также показать роль философии в жизни общества. В настоящее время актуально утверждение о том, что философия является важнейшим элементом духовной культуры. Она нужна обществу с целью выработки стратегии общественного развития. Философия необходима человеку, чтобы обрести способность не только смотреть, но и видеть, не только констатировать, но и анализировать. Философские знания нужны любому специалисту как методология его активной профессиональной деятельности, поскольку они помогают овладеть творческим мышлением, своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, способствуют социальной и профессиональной мобильности. В целом изучение философии дает возможность: – познать глубинные основания бытия, проникнуть в сущность явлений и предметов; – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, правильно определять направление деятельности. Высокий статус философии с завидным постоянством воспроизводится во все времена. Еще древнегреческий мыслитель Платон утверждал: «Пока в государстве не будут властвовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут основательно философствовать и это не сольется воедино - до тех пор государство не избавится от зол». В Новое время французский мыслитель Р. Декарт отмечал, что каждый народ тем более гражданствен, чем лучше в нем философствуют. Вслед за ним английский мыслитель Д. Юм убедительно доказывал, что на основании отношения к философии можно ставить диагноз нации: верным признаком ограниченности нации можно считать отсутствие вкуса к философствованию. Человека всегда волновали вопросы происхождения мира, его устройства, возникновения природных явлений, происхождения человека, его места в мире. Совокупность ответов на эти вопросы носит не чисто философский, а мировоззренческий характер. Без этих мировоззренческих координат человек обречен быть заложником обстоятельств. Мировоззрение обеспечивает познание мира в целом, представляя совокупность взглядов, убеждений, которые определяют отношение человека к миру. Исторически первые мировоззренческие установки были представлены в форме мифов и религии. Миф - это система сказаний, преданий, легенд, при помощи воображения объясняющая происхождение природных и социальных процессов. По тематике они делятся на: 1) космогонические, посвященные устройству миропорядка; 2) мифы, рассказывающие о различных стадиях жизни людей; 3) мифы о достижениях людей (добывании огня, изобретении ремесел). Значение их в том, что они утверждали определенную систему ценностей и поддерживали определенные нормы поведения. В тот же период существовала другая форма освоения мира - религия, понимаемая как иллюзорно-фантастическое воспроизведение реальности. Основные признаки религиозного мировоззрения — вера в сверхъестественную силу и ритуальное поклонение ей. Следовательно, религия становится основой регулирования, регламентации норм, обычаев и традиций. Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер и отличалось низким уровнем освоения действительности человеком, зависимостью его от природных явлений и недостаточным развитием познавательного аппарата. Эти особенности преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения - в философии как форме познания мира на основе мыслящего разума Философия унаследовала от мифа и религии их мировоззренческий характер (всю совокупность взглядов на происхождение мира в целом, его строение, взглядов на сущность человека). Но решение этих вопросов осваивается на разуме и знаниях. Не случайно понятие «философия» первоначально употреблялось в широком значении: как совокупность теоретических знаний о мире. Однако философия представляет собой наиболее развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека Специфика философского мировоззрения в том, что оно: – дает систему знаний, формирующих целостное понимание мира и человека. Стремление постигнуть общее составляет содержание философии, исследующей вопросы предельного характера; – стремится объяснить устройство мира через единое устойчивое начало, получившее название субстанции. Субстанция - это предельное основание, позволяющее сводить все многообразие явлений к чему-то устойчивому. В истории философии существовали учения, фиксирующие такое начало: монизм, признающий одно начало бытия, дуализм, рассматривающий равноправие двух начал бытия - материи и сознания; плюрализм, предполагающий множество начал бытия; – демонстрирует принцип незавершенности, поскольку в философии есть круг проблем, которые называются вечными. Вечные вопросы не основываются прямо и непосредственно на фактах, но столь важны для жизни и неоднозначны, что каждое новое поколение философов воспроизводит их вновь и не довольствуется предшествующими решениями; – проявляется в особом типе мышления - сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, традиций. Размышлять — значит усомниться в правомерности житейского подхода к действительности, к традиционным типам знания. Еще Платон говорил. «Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии»; – принимает вид развернутого обсуждения, которое отличается многообразием подходов к пониманию проблем; – имеет черты сходства и отличия с научным мировоззрением. Сходство выражается в стремлении опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, вырабатывать достоверные, общезначимые принципы. Вместе с тем философское знание отличается от научного, поскольку отстоит от сферы повседневности, фактов и исследует мир умопостигаемых объектов. Оно носит предположительный, неоднозначный характер, положения формируются на основании логически и теоретически допустимого. Таким образом, философия представляет собой особого рода форму мировоззрения, стремящуюся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и человека. Философия как форма познания всеобщих оснований бытия зародилась в I тыс. до н.э. в наиболее развитых странах прошлого времени (Индии, Китае, Вавилоне, Египте, Греции, Риме). Ее расцвет ознаменован в Древней Греции, где стали употреблять термин "философия", происшедший от слов "phileo - люблю" и "sofia - мудрость" и буквально означающий "любовь к мудрости". Постепенно философствование стало ассоциироваться с необходимостью сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нем, построенную на знаниях и логической аргументации. В этом специфическом объекте философия вычленяет и исследует свой предмет, т.е. наиболее важное, интересующее философию в силу ее природы. В истории философии существовало множество толкований ее предме та: – древнегреческий философ Платон полагал, что философией является познание сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности видели в ней искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемой посредством разума; – мыслители христианского Средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость, необходимую ступень к достижению божественной мудрости; – родоначальники новоевропейской философии Ф. Бэкон и Р. Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное знание; – необычайно высоко оценивали значимость философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры; – в конце ХIХ века многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение. В период кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы - экзистенциалисты поставили в центре философии фундаментальные проблемы экзистенции: существования человека в истории, обществе, мире. Итак, большинство философов по-разному понимали предмет философии, но среди этого многообразия интерпретаций можно сформулировать основополагающие моменты: – изучение общих оснований бытия (вопросы о том, что такое мир, что является его первоосновой, или субстанцией, какими характеристиками он обладает); – осмысление общих вопросов познания (вопросы о познаваемости мира, истине и методах ее изучения); – анализ общих вопросов общества (о его происхождении, основаниях, движущих силах развития); – исследование общих вопросов человека (о его сущности и природе, о фундаментальных характеристиках человеческого бытия). В целом философия представляет собой учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира Ее предметом является всеобщее в системе "Человек - мир": предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего. С момента оформления предмета философии начала определяться и структура философского знания (т.е. внутри философии выделяются разделы, отличающиеся тематикой). Являясь емкой, развивающейся системой, философия включает в себя следующие разделы: 1. История философии – знания об этапах, типах философствования, направлениях, течениях, школах, учениях и идеях мыслителей. 2. Онтология – учение о бытии. 3. Гносеология – теория познания мира. 4. Антропология – учение о сущности и сущностной структуре человека, о социальных и метафизических основаниях его существования. 5. ______________________________________________________________________________________________________________________________Аксиология – учение о ценностях и ценностных ориентациях человека. 6. Диалектика – учение о взаимосвязи и развитии, единстве и изменчивости мира. 7. Социальная философия – учение об обществе, рассматривающее качественное своеобразие общества в отличие от природы и анализирующее проблемы смысла и цели существования общества, перспектив его развития. Значительное место в системе философского знания занимают частные теории, которые анализируются под философским углом зрения: – философия истории – область философского знания, охватывающая онтологические аспекты исторического процесса; – философия экономики – учение о философских аспектах некоторых основных экономических категории (рациональность, хозяйство, труд, деньги, "экономический человек"); – философия права – учение о правовой реальности, юридических законах; – правосознании, правовой культуре и т.д.);» философия техники – учение о технике как важнейшем факторе развития человеческого общества; – философия науки – относительно самостоятельный раздел философии, имеющий своей задачей исследование природы и структуры научной теории, обоснование способов получения знаний. Философия науки отражает более глубокий уровень взаимосвязи философии с конкретными научными представлениями о мире. Итак, философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия, познания, законы функционирования мира. При самом общем взгляде на мир предметы, явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальными и материальными процессами, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дается в двух аспектах: – онтологическом, раскрывающем вопрос о первичности материи или сознания; – гносеологическом, исследующем проблему познаваемости мира. Изучение онтологической проблемы (о первопричине, первооснове мира) обусловило раскол истории философской мысли на два главных направления: философский материализм (линия Демократа) и философский идеализм (линия Платона), названные именами их основателей. Эти направления обрели многочисленные исторические формы. Материализм – философское направление, признающее первичным материю, природу, а вторичным – дух, сознание, мышление как продукт развития материи. Основными этапами в развитии материализма являлись: – стихийный материализм древних (Фалес, Гераклит, Демократ, Эпикур), которые под материей понимали конкретные явления природы; – метафизический материализм XVI - XIX вв., представители которого под материей понимали вещество, а атом считали последней неделимой частицей вещества, а значит, и материи; – диалектический материализм (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), определяющий материю как объективную реальность, данную нам в ощущениях; – современный материализм, рассматривающий мир как сложную многоуровневую систему с многообразными возможностями взаимодействия своих элементов. При этом современный материализм не исключает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов. Идеализм - философское направление, признающее первичность духовного начала, а мир - как результат его развития. Идеализм может быть как объективным, так и субъективным. Общим между ними является признание первичности духовного начала. Различие в том, что объективный идеализм ищет духовное начало вне и до человека (древнегреческий философ Платон считал идеи первосущностью вещей; немецкий философ XVIII в. Гегель рассматривал абсолютную идею как первопричину мира), а субъективный идеализм - в человеке (например, английский философ XVII в. Дж.Беркли считал мир комбинацией ощущений). В настоящее время идеализм представлен различными философскими направлениями и школами: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом. В последние десятилетия на Западе возникает модернизм, обобщающий и включающий в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, рост науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности. Итак, в постановке онтологической проблемы в истории философии имеют место два различных подхода - материалистический и идеалистический. Их взаимодействие в форме диалога является характерным для современного этапа развития философии - в отличие от предыдущих эпох, когда имела место резкая конфронтация материалистического и идеалистического направлений. Другой философской проблемой является вопрос о познаваемости мира. К его решению в истории философии также имели место различные подходы: одни философы (материалисты) - рассматривали процесс познания как отражение человеком мира, другие (идеалисты) - как процесс "воспоминания", самопознания духовным началом самого себя в лице человека. Одни (сенсуалисты) отдавали предпочтение ощущениям в процессе познания или опыту (эмпиристы), другие (рационалисты) - разуму. Материалисты признавали познаваемость мира, субъективные идеалисты - отрицали. Учение, отрицающее возможность достоверных знаний, получило название скептицизма. Тех, кто отрицал познаваемость мира, называли агностиками, а течение - агностицизмом (И. Кант, Д. Юм). Таким образом, основной вопрос философии является фундаментальной проблемой, от решения которой зависит характер всего философствования. Он возник с первыми философскими воззрениями и был поставлен самой действительностью с ее материальными и духовными сферами жизни. Любая проблема общественной жизни в той или иной степени зависит от решения этого вопроса (например, имеют ли нравственные качества людей врожденный характер или они формируются жизнью). Специфическое место и роль философии в культуре, жизни человека и общества проявляется в функциях философского знания. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Важнейшими из них являются: – мировоззренческая функция, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; – мыслительно-теоретическая функция, выражающаяся в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира; – методологическая функция, определяющая направление научных исследований, способов достижения научных знаний, формирующая исходные принципы познания для частных наук; – гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания); – роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; – аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.; – социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, пути совершенствования общества; – воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; – прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Date: 2015-12-10; view: 335; Нарушение авторских прав |