Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно выделить три подхода к пониманию сущности субстанции: монизм, дуализм, плюрализм





Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. В истории философии преобладал монистический подход, выраженный в двух основных формах. Материалистический монизм признает в качестве первоосновы мира материю (Гераклит, Демокрит). Идеалистический монизм под субстанцией понимает сознание индивида, всемирный разум, абсолютную идею (Платон, Спиноза)

Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала (позиция Р. Декарта). Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, действительность, которая существуют не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Итак, бытие – это целостная, беспредельно существующая реальность, все то, что существует. Категория бытия является предельно общей абстракцией и объединяет по признаку существования разнообразные явления и предметы мира.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии.

В проблеме бытия можно выделить два аспекта:

– вопрос о том, в каких основных формах существует бытие;

– вопрос о соотношении форм друг с другом.

Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окружающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.

Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они воспринимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.

Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, протяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.

Уровни проявления материальных и духовных форм бытия отражаются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.

В материальных формах бытия:

– космос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядоченное, беспредельное и вечное целое;

– Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию;

– природа — это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — окружающая человека неорганическая и органическая среда;

– общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность общественных отношений;

– человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.

Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реально, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном представлении.

В духовных формах бытия:

– деятельность человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, сознания, души, субъективного духа и т.д.

– общество соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психология, идеология, архетипы.

– природа проявляется в раздражимости, чувственности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного поведения и отражения действительности.

Вселенной и Космосе гипотетически существуют в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т.д.

Итак, основными видами проявления бытия являются его материальные и духовные формы.

Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, это вопрос о том, как они соотносятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исходное, основополагающее?

В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично духовное начало, а материя есть продукт его развития.


Современная точка зрения - материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (материализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.

Философские представления о мире составляют основу научной картины мира. В широком смысле научная картина мира — это обоснованное конкретно-историческое представление о мире, определяющее стиль и способ научного мышления.

В структуре НКМ выделяют два компонента:

– концептуальный (понятийный), который представлен философскими категориями (материя, движение, время, пространство и т.д.); философскими принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимодействия); общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии); фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная);

– чувственно-конкретный компонент – совокупность представлений о природе, например, планетарная модель атома, образ расширяющейся Вселенной и т. д.

Различают основные разновидности (формы) научной картины мира:

1) общенаучную, как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах;

2) социальную и естественнонаучную картины мира, как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук;

3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процес

Важнейший признак бытия – материальность, а из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремление ответить на вопросы, из чего состоит окружающий мир, есть ли какая-то «первооснова» в строении материального мира, определило этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты. В направлении материализма







Date: 2015-12-10; view: 1136; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию