Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.Основные проблемы онтологии





Проблема бытия. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

Проблема субстанции в истории философии.

Исторические судьбы философской онтологии.

Задачей лекции является анализ основных философских концепция, в которых рассматриваются категории бытия и субстанции, а также уяснение того, какое значение имеет решение онтологических проблем для формирования личности.

Важнейшей проблемой философии является создание картины мира. Ее исследование предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов – «мир» и «картина мира».

Понятие «мир» различают в двух значениях:

– в конкретно-научном речь идет о той реальности, которая составляет предмет исследования конкретных научных дисциплин.

– в философском смысле речь идет о мире в целом, состоящем из бесконечного многообразия вещей и процессов и общего, что объединяет реальные предметы.

1) отражает упрощенный, схематизированный образ действительности;

2) обозначает интегративную систему представлений о мире, которая вырабатывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных областях научного исследования;

3) предполагает наличие элементов, которые соответствуют объективной реальности и позволяют отождествлять эту картину с самим миром. С их помощью мир отражается упрощенно и схематизированно. К данным элементам относятся представления:

– о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все объекты;

– о типологии изучаемых объектов;

– об общих закономерностях их взаимодействия;

– о пространственно-временной структуре реальности.

Например, согласно механической картине мир, сложившейся во второй половине XVII века, состоял из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществлялось как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещались в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Аналогично в физике утвердилась электродинамическая картина мира и квантово-релятивистская картина физической реальности. Каждая картина мира включает в себя фундаментальные теории. Так, с механической картиной мира были связаны фундаментальные теоретические схемы, лежащие в основании ньютоновской механики, термодинамики, электродинамики Ампера. С электродинамической картиной физического мира соотносились теоретические схемы электродинамики Максвелла-Лоренца и механики Герца. Современная квантово-релятивистская картина мира объединяет все накопленное многообразие фундаментальных физических теорий, классическую и квантовую механику, специальную и общую теорию относительности, термодинамику, классическую и квантовую электродинамику.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и самое абстрактное понятие. Бытие — означает наличествовать, существовать. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Впервые категорию "бытие" ввели древнегреческие философы. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами, в отличие от Парменида и Гераклита, которые под бытием понимали весь мир. Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей. Аристотель отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).

Итак, взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях.

В XVII-XVIII вв. бытие стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения. Это были физикалистские представления о бытии.


Новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Для них характерна абсолютизация

духовного мира человека. Но положительным моментом при этом явилось то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. Такое видение проблемы бытия характерно и для некоторых современных философских систем экзистенциализма, в которых раскрывается приоритет сознания над материальным бытием.

Марксистская философия рассматривает проблему бытия многогранно. В содержание этого понятия входят материальный мир (вещественный и предметный), социальные процессы (общественное бытие и общественное сознание) и творческие акты (память, чувство, воля, идеальное моделирование). Бытие - это философская категория, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром). Таким образом, марксистская философия не сводит проблему бытия ни к предметно-вещественному (чувственному) миру, ни к сознанию человека (объективно-идеалистический подход), признается не только единство нескольких уровней бытия, но и первичность природного (материального бытия) в рамках основного вопроса философии.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. «Субстанция» — это первооснова всего существующего.







Date: 2015-12-10; view: 1127; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию