Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6.Социальная философия: круг основных проблем
Специфика философского подхода к пониманию общества. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Общество как система. Типы социальной динамики. Задачей лекции является уяснение сущности идеалистического и материалистического понимания истории, а также различных подходов к пониманию закономерностей развития истории. Стремление понять, осмыслить общество, общественные формы жизни было свойственно человечеству точно так же, как и стремление объяснить природный мир. Как свидетельствует история философии, каждый крупный мыслитель прошлого при создании своей собственной философской концепции в той или иной степени уделял внимание и общественной жизни, пытаясь ответить на вопросы типа «Что представляет собой общество?»; «Что образует основу общественной жизни?»; «Каковы источники и движущие силы общественных изменений?»; «Куда, в каком направлении движется человеческая история?»; «Какую роль играет общество в жизни человека?». В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия». Именно социальная философия занимается – осмыслением качественного своеобразия общества в его отличии от природы, анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его возникновения и развития, исторических судеб и перспектив, – изучением места общественной жизни в «мировом космическом бытии». В истории социально-философской мысли имели и имеют место различные концептуально-теоретические подходы в объяснении природы общества, в которых философы, прежде всего, стремились ответить на вопросы о том, – что составляет основу жизни общества, – что объединяет, что определяет, детерминирует развитие общества. Но при всем многообразии и различии ответов философов на подобные вопросы наиболее известными из них являются три: натурализм, идеализм и материализм. Каково же их содержание? НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis – природный, естественный). Натуралистической принято называть модель, в которой человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных. Натуралистический подход к обществу объясняет социальные явления исключительно действием естественных факторов, среди которых наиболее значимыми являются: 1. Географический фактор, т.е. влияние климата, ландшафта, плодородия почвы, ресурсов полезных ископаемых, состояния флоры и фауны на общественное развитие. О влиянии географической среды на жизнь общества высказывались еще мыслители античности, например, Геродот, Платон, Аристотель и другие, утверждавшие, что весь уклад жизни общества непосредственно зависит от природных условий соответствующей местности. Позднее, особенно в 18-19 веках, эти идеи получили широкое распространение в Европе. Их высказывали французский социолог Ш. Монтескье, английский историк Г. Бокль, русский географ и социолог Л. Мечников и многие другие ученые. Основоположником такого подхода к объяснению общества очень часто называют Ж. Бодена (16 в.), который в одном из своих трудов писал: «Народы умеренных областей более сильны и менее хитры, чем народы Юга; они более умны и менее сильны, чем народы Севера и более подходят для управления государством. Поэтому великие армии пришли с Севера, тогда как оккультизм, философия, математика и прочие созерцательные науки пришли от южных народов. Политические науки, законы, юриспруденция, искусство красноречия и спора взяли свое начало у срединных народов, и у них же возникли все великие империи, империи ассирийцев, индийцев, персов, парфян, греков, римлян, кельтов». В России идеи географического подхода к обществу имели место не только и работах Л Мечникова, П.Ч. Чаадаев. К географическому направлению в социальной философии можно отнести и различного рода геополитические взгляды, сторонники которых ставят политику государства в зависимость, прежде всего от «жизненного пространства» - его географического положения, территории. Первыми представителями геополитики были шведский правовед Р.Челлен, предложивший во время 1-й мировой войны сам термин «геополитика» (как учение о государстве, представляющем собой географический и биологический организм, которому свойственно постоянное стремление к расширению), немецкий географ Ф.Ратцель и др. 2. Ряд биологических факторов (физиология, биология, генетика человека). Авторы данного подхода к объяснению общества рассматривают закономерности развития социума через законы биологической эволюции и выдвигают принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Непосредственным его основателем считают философа-позитивиста Г. Спенсера, выступившего в своих работах за внедрение в социологию принципов эволюционной теории, проводившего прямую аналогию между биологическим и социальным организмами, которые, по его мнению, сходны в процессах роста, в дифференциации и интеграции частей, их автономии, наличии распределительных и регулятивных систем. Можно выделить несколько школ: – социальный дарвинизм, выдвигающий принцип выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов развития; – расизм, заявляющий о решающем воздействии расовых различий (формы черепа, цвет волос, разрез и цвет глаз, психические особенности) на общество в целом; – фрейдизм – течение, объясняющий поведение людей бессознательной психической деятельностью человека или инстинктами; – мальтузианство – течение, приписывающее биологическим факторам решающую роль в воспроизводстве населения. Названо по имени английского экономиста и священника Т. Мальтуса. 3. Ряд психологических факторов (психика человека). Представители данного подхода ищут объяснение сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических групп). К началу 20 века появились разнообразные теоретические концепции, в которых ведущим фактором общественного развития являются психологические свойства людей. В качестве таких свойств выступают либо психологические качества индивида, либо малой группы. Представители данного подхода стали исследовать бытие социального через компоненты внутренней структуры индивида, действие инстинктов, иррациональных мотивов человеческой активности и т.п. например, представители псих. подхода пытаются объяснить главенствующую роль буржуазии в жизни общества ее выдающимися и организаторскими качествами. Натуралистический подход к объяснению человеческого общества, абсолютизируя в той или иной мере природное, биологическое начало человека, представляет общество своеобразным эпифеноменом природы, т.е. сопутствующим ей в качестве побочного продукта, высшим, но далеко не самым совершенным ее образованием. ИДЕАЛИЗМ. Идеалистическим называют подход к объяснению общества, абсолютизирующий роль сознания в человеческой деятельности, превращающий духовную сферу жизни общества в самостоятельную субстанцию. Для идеалистического подхода к обществу характерно признание определяющим фактором общественно-исторического процесса мирового разума (объективный идеализм) или идеальных побудительных целей, мотивов, волевых актов людей, которые предшествуют их действиям (субъективный идеализм). История знает немало примеров существования государств, где единство обеспечивалось одной верой. Решающее значение в жизни общества человеческому разуму придавал известный русский социолог П. Сорокин. Он считал, что сознание, духовная составляющая жизни людей доминирует над материальной, что именно сознание определяет целостность общественных явлений, что все подсистемы общества являются производными от науки, религии, искусства, этики. МАТЕРИАЛИЗМ. Собственно говоря, материалистическими можно считать все представления об обществе, которые признают в качестве основополагающих связей, соединяющих людей в единое целое, связи объективно существующие. Наиболее известной и авторитетной концепцией здесь является материалистическое понимание истории, связанное с именем К. Маркса. Своеобразной социальной материей марксизм считает общественное бытие людей. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Объясняется это тем, что люди, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д., должны есть, пить, иметь жилище, одеваться, а, следовательно, производить материальные блага. В соответствии с этим делается вывод, что именно материальное производство образует основу общества, а его изменения определяют, в конечном счете, изменения, происходящие во всех других сферах общественной жизни. Не отрицая субъективного фактора в истории, марксизм признает закономерный характер развития общества, рассматривая мировую историю как естественноисторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Вся человеческая история есть результат деятельности людей, обладающих сознанием, но люди в своей деятельности вынуждены считаться с объективными условиями, например, природно-климатическими, с достигнутым уровнем развития производительных сил и сложившимися отношениями собственности, исторически назревшими потребностями общественного развития. Объективные обстоятельства, таким образом, детерминируют направления и рамки человеческой деятельности. Их игнорирование не позволяет людям успешно решать стоящие перед ними экономические, политические и другие задачи. К материалистической парадигме можно отнести и современные концепции технологического детерминизма, авторы которых (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер и др.) приписывают решающее значение в общественном развитии изменению технической и технологической сторон производства. В 80-е годы XX века получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Информация, ее объемы и качество становятся определяющим ресурсом. В этой связи появляется необходимость нового уровня философского осмысления общества, что нашло отражение в формировании социальной философии как теоретической модели развития нового общества. Понятие «общество» употребляется в философской литературе в разных смыслах. В социально-философской литературе существует несколько подходов в понимании общества. Так с точки зрения К. Маркса (1818 -1883 гг.), общество – это система отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности. Эти отношения носят устойчивый характер и постоянно воспроизводятся в процессе общественного производства, связывая индивида с социальной группой, с обществом. Люди, участвуя по необходимости в общественном производстве, производят не только вещи, материальные блага и ценности, но производят и воспроизводят свою социальность: общественные отношения и институты, а в конечном счете, общество и самих себя. «Общество,– писал К. Маркс,– не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Общественные отношения, по Марксу, неотделимы от деятельности людей, не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Сложившись, общественные отношения придают обществу качественную определенность. Как уже отмечалось, главными, определяющими все другие отношения, К. Маркс считал производственные отношения, которые возникают в процессе материального производства. Французский социальный философ и социолог Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.) рассматривал общество как особую надиндивидуальную реальность, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т.п. фактам действительности и оказывающим принудительное влияние на индивидов. Он подразделял эти факты на «морфологические», составляющие «материальный субстрат» общества (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.), и на нематериальные «коллективные представления», составляющие в своей совокупности коллективное или общее сознание. Исследуя роль коллективного сознания людей, он приходит к выводу, что связи, объединяющие людей, основаны прежде всего на разделении общественного труда и идее общественной солидарности. Религия, мораль, право как коллективные представления формируют чувство солидарности, утверждают идею солидарности в сознании людей в качестве высшего морального принципа, высшей ценности. М.Вебер (1864-1920 гг.) – немецкий социальный философ и социолог – рассматривал общество как результат взаимодействия людей, являющегося продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Сочетания человеческих действий порождают устойчивые «смысловые связи» поведения людей. Он выделяет четыре типа социального действия: 1) целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; 2) ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового; 3) аффективное – определяется непосредственно чувствами, эмоциями; 4) традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией. По мнению Вебера, в развитии западной цивилизации определяющую роль играет возрастание экономической рациональности в человеческом поведении. Эта тенденция наблюдается во всех сферах межчеловеческих взаимоотношений, она пробивает себе дорогу вопреки воле и желанию людей. Для американского социолога – теоретика Т.Парсонса (1902-1979 гг.), развившего дальше основные положения теории социального действия, общество – это самоорганизующаяся система человеческих действий, отличающаяся от систем физических и биологических действий тем, что в ней имеют место, во‑первых, символические механизмы регуляции, такие как язык, ценности и т.п.; во‑вторых, нормативность, т.е. зависимость индивидуальных действий от общепринятых ценностей и норм; и, в-третьих, волюнтаристичность, т.е. определенная иррациональность и независимость от «субъективных определений ситуации». Общество как социокультурная система обеспечивает интеграцию действий множества индивидов, предлагая им общие образцы действий, принципы выбора целей, ценности, верования, знания – иными словами «смыслы», реализуемые в действиях, и символические средства для обеспечения коммуникаций этих смыслов и упорядочения действий. При любом подходе к обществу содержание данного понятия, его трактовка обусловлены тем фактом, что речь должна идти о системе связей и отношений между людьми. Анализируя эти подходы к обществу, нельзя не прийти к выводу, что во всех приведенных выше определениях общества оно трактуется как целостное, сложноорганизованное системное образование, имеющее свою качественную специфику. Какие коллективы людей соответствуют понятию реального общества? Основные признаки общества, выделяемые социальной философией: – взаимодействие людей в обществе всегда является реальным и происходит в процессе совместной деятельности. Этим общество отличается от формальных объединений людей, например по полу, по возрасту, расовому признаку и т.д.; – взаимодействие людей в обществе всегда определенным образом организовано. Люди сами организуют собственную жизнь по определенным правилам (обычаям, законам и т.п.), то есть общество является самоорганизующейся системой; – в обществе совместными усилиями составляющих его людей обеспечиваются все необходимые условия жизни (от производства вещей до воспитания подрастающего поколения). Этим общество отличается от политических партий, профсоюзов, научных сообществ и других групп, создаваемых для осуществления определенной функции. Эти группы являются лишь частью общества. Итак, общество – это исторические сложившаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Общество — это система, образованная совместной жизнедеятельностью людей. Системной характеристикой общества является социальное. Под социальным понимается все то, что характеризует совместное существование людей, в отличие от их природной, физико-биологической основы. Социальное возникает как интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей. Что же дает основание рассматривать общество как систему? Каковы главные системные особенности общества? Обществу присущи параметры, позволяющие рассматривать его как особую - социальную систему: Во-первых, общество есть целостное образование, выступающее в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, а также их нормы, связи и отношения. Во-вторых, общество обладает способностью к самоорганизации и саморегуляции, т.е. общество - это синергетическое образование, функционирующее относительно самостоятельно, корректирующее свою деятельность с учетом влияния окружающей среды. Саморегуляция общества может осуществляться как посредством действия стихийных механизмов воспроизводства и развития своей структуры, так и на основе сознательного и планомерного управления. В-третьих, отличительной особенностью общества как целостной и саморегулирующейся системы является его устойчивость и стабильность. Стабильность - это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций при воздействиях извне. Конечно, устойчивость социальных систем не безгранична и она зависит от многих факторов как природного, так и социального характера. В-четвертых, общество характеризуется открытостью, поскольку оно взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней энергией, веществом, информацией и т.п. Открытость социальных систем проявляется в процессах деятельности людей, направленной на преобразование природной и социальной среды, для создания и сохранения необходимых условий своей жизнедеятельности, удовлетворения потребностей и интересов. Открытость общества, взаимодействующего с окружающей средой, предполагает появление возможностей для саморазвития общества, его самодостраивания. В-пятых, специфической особенностью общества как системного образования является информационность. Человеческая деятельность невозможна без информационных процессов, имеющих в обществе социокультурный характер. Использование социокультурной информации дает возможность каждому поколению людей опираться на опыт своих предшественников, согласовывать свою деятельность в решении стоящих перед ним проблем. В-шестых, общество - это сложная, иерархически организованная, многоплановая система, характеризующаяся наличием отдельных подсистем (сфер), сочетанием различных уровней организации и субординации между ними. В-седьмых, общество как системное образование обладает пространственно-временным бытием. Социальное время – атрибутивная форма существования и развития общества. Социальное временя является временным пространством человеческой деятельности; мерой человеческой деятельности, имеет три модуса – прошлое, настоящее, будущее. Социальное пространство- форма бытия вещно-предметной и личностной среды общества. Характеризуется объективностью, метричностью, территориальным распределением населения, направленностью и интенсивностью перемещений, социальной дистанцией между индивидами и общностями. К числу наиболее общих признаков любой системы относятся его качественная определенность, отличие от других явлений, наличие взаимосвязанных и опосредующих друг друга элементов (частей). Качественная определенность раскрывается в таких формах общественного бытия, как общественные отношения и социальная деятельность. В социальной философии издавна идет поиск элементарной «клеточки» социальной системы, т.е. такого «простейшего образования», с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. В качестве такой «клеточки» в социальной философии последовательно выступали индивид (хотя изолированный индивид отнюдь не представляет собой социальное явление), семья (явление на самом деле весьма сложное в структурном отношении), «самое прими-тивное, недифференцированное общество» (но даже самое древнее из них — родовую общину — нельзя считать простейшим образованием) и уже упоминавшийся «социальный атом». Однако в середине XIX в., а затем в XX в. нашлись два течения, сумевшие прорваться к истине – школа Карла Маркса и школа Питирима Сорокина. Первый из них во главу угла поставил общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между людьми, противопоставив их в качестве «клеточки» обособленному индивиду. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» — делает вывод Маркс. У Сорокина социальные связи и отношения обозначены как «значимое человеческое взаимодействие» и провозглашены в качестве «родового социального явления», т.е. такого общего для всех социокультурных явлений свойства, с которого и должно начинаться изучение структурного аспекта социума. Итак, в обеих концепциях «клеточка» общества усматривается в общественных связях, взаимодействиях, отношениях. Понятие «общественные отношения» в литературе встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.). Общественные отношения суть многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений. Все богатство общественных отношений может быть подразделено на два больших класса: – класс материальных отношений (классификация материальных отношений осуществляется на основе сфер общественного бытия). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К ним относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. – класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений (в основу духовных отношений кладется структур общественного сознания и его формы). В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность. Основой общественных отношений и источником развития общества выступает деятельность человека. Все, что существует в обществе, есть то или иное проявление деятельности людей, ее результат и следствие. Что же представляет собой деятельность? Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное осмысление, изменение и преобразование. Всякая человеческая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность, что коренным образом отличает ее от всех других процессов живой и неживой природы. Если общество и весь процесс его исторического развития есть результат деятельности людей, то что побуждает людей к деятельности и определяет их цели? Целесообразное осмысление деятельности раскрывается через потребности, интересы и цели. Выработка цели, ее оформление всегда происходит на основе отражения в сознании людей их объективных потребностей в определенных условиях своего бытия в мире. Потребность - это состояние социального субъекта (личности, социальной группы, общности людей, общества в целом), которое выражает собой реальную нужду, необходимость в тех или иных предметах, условиях и действиях, связанных с обеспечением его жизнедеятельности. Как подчеркивал К.Маркс: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности». При этом формой проявления потребности и ее осознания выступает интерес. Он обнаруживает себя в объективном отношении социального субъекта к своим потребностям и средствам их удовлетворения. В отличие от потребности, которая имеет место и на уровне биологической формы движения материи, интерес - это продукт общественно-исторического развития. Интерес (от лат. interest - имеет значение, важное) характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них определенное значение. Интерес, таким образом, не существует сам по себе, вне социального субъекта - его носителя. Это всегда есть интерес какого-то субъекта: личности, группы, нации, класса, общества в целом. Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те или иные социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Поэтому, в сравнении с потребностями, интересы являются более значимыми для социальных субъектов, поскольку они направлены на обеспечение социальных условий жизни. Именно интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения «справедливости-несправедливости», «равенства-неравенства», через них происходит сопоставление человека с человеком, одной социальной группы с другой. В интересах отражается социальное положение людей в обществе, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов человеческой активности. Дальнейшим осознанием людьми своих потребностей и интересов выступает цель — идеальный (мысленный) образ желаемого. На выработку цели и процесс ее реализации также оказывают влияние системы ценностей и идеалов, которые разделяют субъекты деятельности на данном исторически конкретном этапе их жизни. Человеческая деятельность многообразна по формам своего проявления. Поэтому можно говорить о различных ее видах, классифицируя их по разным основаниям. Деятельность подразделяют на практическую и духовную, экономическую и социально-политическую, инженерную и научно-иссследовательскую и т.д. Как социальная реальность общество представляет собой прежде всего систему практической деятельности людей. Человек не просто пребывает в объективно существующем мире, адаптируясь к нему, а изменяет его в соответствии со своими потребностями, интересами и целями, то есть создает свой человеческий мир — мир социально обусловленный. В широком смысле слова под практической деятельностью или под практикой (от греч. praktikos - деятельный, активный) принято понимать все виды чувственно-предметной, целеполагающей деятельности человека, направленной на освоение и преобразование природных и социальных объектов: производственную. педагогическую, художественную, административную, политическую, военную, техническую. Как системное образование, общество имеет структуру, изучение которой раскрывается в трех аспектах: – структурный — характеризующий строение общества. Включение людей в общество, их объединение в единый социальный организм осуществляется через различные формы социального бытия. В числе таких социальных форм, посредством которых и в рамках которых происходит совместная жизнедеятельность людей, необходимо назвать, прежде всего, следующие: – а) социальные общности людей (семья, социальная группа, класс, нация и т.п.); – б) социальные организации и институты. – в) системы принятых, в обществе образцов культуры, норм и ценности. Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет социальные институты. Социальный институт - это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения, обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли. Все эти компоненты социального института «работают» на обеспечение совместной деятельности людей, производство и воспроизводство социальных связей. Другими формами социальной организации являются Общность – форма совместной жизнедеятельности, форма человеческого общежития. Коллектив – вид социальной организации, в которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями. Группа – совокупность людей, объединенных любым признаком; Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития. К числу таких компонентов следует отнести четыре относительно самостоятельные (но не самодостаточные) подсистемы или сферы общественной жизни: материально-производственную, социальную, политико-правовую и духовную. Каждая из этих сфер общества, являясь одной из важнейших сторон совместной жизнедеятельности людей, обладающей сложной внутренней структурой, выражает собой вместе с тем и определенную грань целостности общественного организма. Каждая из них выполняет специфическую функцию в общественном производстве и воспроизводстве людьми своей жизни: – материально-производственная (экономическая) сфера представляет собой подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Конечным продуктом здесь выступают вещи — материальное богатство общества, в котором опредмечен человеческий труд; – социальная сфера представляет собой подсистему общества, реализующую функцию непосредственного производства и расширенного воспроизводства человека, включения его в общественное производство и различные общности людей. Эту сферу можно называть гуманитарной, поскольку ее продуктом выступает человек. Важнейшим компонентом социальной сферы являются отношения, связанные с социальным равенством и неравенством национальных, классовых, профессиональных, территориально-поселенческих, демографических и иных групп людей, в совокупности составляющих социальную структуру общества; – политико-правовая сфера представляет собой подсистему общества, ответственную за выполнение управленческой и регулятивной деятельности. Политические компоненты этой сферы связаны с отношениями между социальными группами, классами, нациями по поводу создания и использования институтов публичной власти, и прежде всего - государства, для реализации их интересов, для управления общественными делами. Главное назначение правовых компонентов -регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки и формы, приемлемые для общества в целом. Таким образом, можно сказать, что конечным продуктом этой сферы общества являются организации и институты, то есть институциональные формы социальной предметности; – духовная сфера представляет собой подсистему общества ответственную за производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей и благ, необходимых человеку как существу, наделенному не только разумом, но и нравственными, эстетическими и религиозными чувствами. В качестве основных компонентов этой сферы можно назвать науку и искусство, мораль и религию, идеологию и систему воспитания и просвещения и т.п. Конечным продуктом здесь выступают духовные ценности, то есть все то, что можно назвать миром человеческой духовной культуры, миром знаковой предметности, миром символов. Именно они обеспечивают формирование человеческой личности, передачу исторической эстафеты от одного поколения к другому. Функциональный аспект — исследующий процесс его жизнедеятельности (функционирования). Функция - это роль, которую выполняет система или данный элемент системы (ее подсистема) по отношению к ней как целостности. Все функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум основным. Во-первых, это функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза). Все, что делает система, все, на что нацелены основные сферы деятельности человека, работают на эту функцию, т.е. на воспроизводство системы. В связи с этим можно говорить о подфункции воспроизводства компонентов системы и прежде всего биологического и социального воспро-изводства человека, подфункции воспроизводства внутрисистемных отношений, подфункции воспроизводства основных сфер деятельности и т.д. Во-вторых, это функция совершенствования системы, ее оптимизации. Сразу же встает вопрос: оптимизации по отношению к чему? Очевидно, по отношению к природной, а также и к социальной среде. Date: 2015-12-10; view: 2450; Нарушение авторских прав |