Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Древнего Китая





Конфуцианство. Основные проблемы: 1) система этических норм; 2) политические вопросы; 3) поведение личности; 4) общественное управление.

Конфуций (551–479 до н. э.), его имя – латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Это, прежде всего, морально-этическое учение о том месте, которое каждый человек занимает в этом мире. В основе этого учения лежат два принципа:

– все несчастья жизни являются следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки;

– идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для конфуцианства является концепт «жэнь», который можно перевести как «человеколюбие». Конфуций сформулировал «золотое правило нравственности»: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего бы хотел достичь сам».

Важную роль в конфуцианстве играл также принцип «ли» – соблюдение ритуала. Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписанным обществом, соблюдать все правила. В отличие от даосизма конфуцианство является рационалистическим учение, в даосизме же велико мистическое начало.

Даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек.

1) Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие пути – дао – является центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

2) Все в мире взаимосвязано.

3) Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблем и не зависит от человека. Главный принцип человека – «у-вэй» – покой и недеяние.

4) Особа императора священна, только он имеет духовный контакт с богами. Познать «Дао» и получить Дэ можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, близости к императору.

Лао-цзы считается старшим современником Конфуция. Ему приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», которая стала основой дальнейшего развития даосизма. Книга состоит из двух частей (в первой говорится о пути дао, во второй – о силе дэ) и представляет собой исходные принципы даоской онтологии.

Дао – это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагающая все остальное, а именно: дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира. Как понятие, выражающее сущее, дао существует постоянно, везде и во всем, и прежде всего для него характерно бездействие.

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Это возможно благодаря уже известным принципам инь и ян, которые находятся в диалектическом единстве в каждом явлении и процессе и являются причиной их изменений и движения. Дао (пути) внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Понимание дэ как индивидуальной конкретизации вещей, для которых человек ищет имена, радикально отличается от антропологически направленного конфуцианского понимания дэ как нравственной силы человека.

На согласии с миром основывается душевное спокойствие человека. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии.

Моизм – основатель Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – идейный противник конфуцианства. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе.

Легизм – основоположник Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) разработал теорию деспотического государства. Он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применять систему принуждения.

Date: 2015-12-10; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию