Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтический характер зрелого творчества Гнедича





Пережив несомненный кризис в годы упадка "Вольного общества", Гнедич остался сам собой. Мораль "с волками жить по-волчьи выть" касалась лишь житейских отношений и ни в какой мере не распространялась на отношения Гнедича к действительности в качестве поэта и гражданина. Он "дышал святой свободой". Само определение свободы не как буйства, а как святого состояния человека в высшей степени показательно. И он дышал свободой, хотя вся атмосфера, в которой приходилось жить, была отравлена рабством. "Дышать свободой" в стране рабства означало на языке Гнедича быть внутренне свободным, не дать опутать себя службой, зависимостью, прозой неизбежных отношений в среде господ и рабов. Так сохранялось гражданское достоинство. Что же касается поэтического творчества, то "дышать свободой" означало не связывать себя со злобой дня, не касаться предметов, обязывающих утверждать действительность, напротив, вскрывать ее суровый и печальный характер. Лучшие стихотворения Гнедича, как и стихи Батюшкова грустны, безрадостны, порой пессимистичны.

В стихах "К провидению" (1819) нарисован образ "несчастного" поэта. Только и осталось у него, что надежда на провидение: авось оно доставит зыбкий челн по новым жизненным волнам "до пристани", ожидаемой страдальцем и уже "зримой". Тот же мотив - "все изменило мне" развивается в стихах "К другу" (1819). В стихотворении "Осень" утверждается, что истинная мудрость "с презрением" смотрит на жизнь, "на мрачный мир". В большом стихотворении "Приютино" (1820) нарисована романтическая личность, преданная мечтам, одинокая среди людей, прошедшая "путь бедствий и крушенья".

Внутренняя изолированность от мира, преждевременная старость души, исключительная преданность грустным мечтам - вот основные черты лирического героя "Приютина", героя романтического в самом точном смысле этого слова. В послании к И. А. Крылову поэт горько заявляет, что его цветущие лета миновали, очарования молодости рассеялись, надежды не сбылись. Что же осталось? - Душа "без чувств, и сердце без желаний!". "В Мелодии" (1824) с отвращением говорится о земном несносном уделе. Оплакивая смерть Дельвига, Гнедич мрачно оценивает все земное бытие человека и человечества.

Бросил ты смертные песни, оставил ты бренную землю. Мрачное царство вражды, грустное светлой душе!

И завершается этот безотрадный мотив в "Думе", написанной незадолго до смерти. Это - последний вздох поэта, глубокий, прощальный вздох человека, без всякого сожаления расстающегося с невеселой жизнью:

Мой путь одинок я кончаю, И хилую старость встречаю, В домашнем быту одинок: Печален мой жребий, удел мой жесток!

Итак, существующее - это "мрачное царство", наводящее грусть на "светлую душу". Поэзия не может сказать - да! - тому, что она видит. Гнедич, подобно Батюшкову, весь ушел во внутреннюю оппозицию существующему. Он молчаливо отверг его ради возвышенно-прекрасного и удалился мечтой "в край героического мира и поэтических богов" ("К К. Н. Батюшкову"). Гомеровский мир заслонил всю современную действительность, в нем он жил всем своим сердцем, в нем "дышал свободой".

Разделяя общее со своими современниками-друзьями Батюшковым и Жуковским романтическое бегство от современной действительности в мир эстетического идеала, воздвигнутый на почве мифологической, гомеровской античности, Гнедич тем не менее самостоятелен и своеобразен. Жуковский стал придворным поэтом, Батюшков изолировал себя в деревенском уединении, затем покинул родину. Гнедич оставался среди своих современников в различнейших связях, в постоянном общении. В 1819 году он принимал участие в собраниях "Зеленой лампы", был активным членом Общества любителей российской словесности, принимал участие в литературной полемике.

Когда в Греции началось национально-освободительное движение, Гнедич перевел "Военный гимн" поэта-революционера Риеги. В декабристской среде этот гимн встречен был с большим сочувствием и воодушевлением. Гнедич как бы вновь вернулся к поре своей молодости, когда славил бунтарские чувства перуанцев.

В 1825 году Гнедич предпринял новый труд: он перевел и издал "Простонародные песни нынешних греков". Гнедич перевел только "клефтические", или так называемые "разбойные" песни греков. Читателям русским Гнедич разъяснил, что клефты - это вооруженные греки, которые вели непрестанную партизанскую войну за свободу против поработителей - турок.

Дух борьбы и героики, которым проникнут сборник "Простонародных песен нынешних греков", гармонировал с гражданско-героическими настроениями революционно-романтической поэзии декабристов. Этими песнями, как и переводом "Илиады", не говоря уж о переводе "Военного гимна" Риеги, Гнедич укреплял героическое начало в нашей поэзии, создавал соответствующий словарь и поэтические средства для выражения силы, мужества, бесстрашия и непреклонности. Таких средств не знала муза Жуковского или Батюшкова. А без них развитие гражданского направления в русской литературе могло застопориться. Может быть, именно это и имел в виду Белинский, когда писал, что переводом греческих песен Гнедич сделал большие услуги русской литературе. Точность эпитета, живописная сила слова, многообразные и смелые словообразования, сочетание славянизмов с чисто русскими, часто простонародными словами - вся эта работа, выполненная Гнедичем как переводчиком "Илиады", также имела большое значение в истории русского литературного языка и русской поэзии. В речи на собрании Общества любителей российской словесности (13 июня 1821 г.) и в "Рассуждении о причинах, замедляющих развитие нашей словесности", с которыми Гнедич выступил на торжественном открытии Публичной Библиотеки 2 января 1814 года, им высказана мысль о высоком значении поэта. Он говорил о том, что у русского народа достаточно своих обычаев, нравов, поверий, чтобы вдохновить поэта, что простонародная русская поэзия, которую обошли своим вниманием литераторы, обладает первостепенными поэтическими свойствами. У наших простолюдинов, писал Гнедич, "разве нет своей веры, поверий, нравов, костюмов, своего быта домашнего и своей, русской природы?"*.

* (Н. И. Гнедич. Собр. соч., т. II. СПб., 1903, стр. 43.)

Вслед за Востоковым Гнедич утверждал большое значение для литературы опыта устно-поэтического творчества народа. Своей собственной практикой он показал возможность подлинного обогащения литературного языка за счет простого, сильного и выразительного слова русского народа. Большое значение имели заботы, которыми окружал Гнедич Пушкина. Первая поэма Пушкина вышла в свет, по выражению самого Пушкина, "под отеческим надзором и поэтическим покровительством" Гнедича. Он же, Гнедич, "обеспечил судьбу" второй поэмы Пушкина, "Кавказского пленника", и проявил участие в судьбах дальнейшего творчества великого поэта. А когда в журналах стали писать о Пушкине, измеряя его меркою великих писателей Запада, Гнедич обратился к нему с советом - не слушать подобных хвалителей и быть самим собой, идти своей верной самобытной дорогой:

Байрона гений иль Гете, Шекспира, Гений их неба, их нравов, их стран: Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира, Пой нам по-своему, русский Баян! Небом родным вдохновенный, Ведь на Руси ты певец несравненный.

Date: 2015-12-10; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию