Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэт и критик





Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805 - 1827), поэт, критик. Родился 14 сентября (26 н.с.) в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой).

В 1822 - 24 как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература.

Веневитинов стал одним из организаторов московского "Общества любомудрия", которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целю человека и человечества поэт считает самопознание, которое для него есть путь к гармонии мира и личности.

Главная тема стихотворений Веневитинова - судьба поэта ("Поэт", 1826; "Поэт и друг", 1827). Он посвящает стихи друзьям, близким людям, возлюбленной (был безнадежно влюблен в Зинаиду Волконскую): "К моей богине" (1826), "Элегия" (1827), "Завещание".

Среди литературно-критических статей выделяется "Раэбор статьи о "Евгении Онегине", высоко оцененный А.Пушкиным. Веневитинов писал также о живописи, музыке.

Его стихи "Смерть Байрона" (1825), "Песнь грека", "Новгород" (1826) выражают вольнолюбивые идеи и настроения. Он сочувствовал декабристам.

В октябре 1826 Веневитинов был переведен в Петербург по службе, при въезде в который был арестован по подозрению в причастности к заговору 14 декабря. Двое суток, проведенных под стражей в сыром и холодном помещении, потрясли его физически и нравственно. Через полгода он внезапно скончался от сильной простуды 15 марта (27-го н.с.) 1827. Похоронен в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Основал общество «любомудров»

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14.09.1805—15.03.1827), поэт и общественный деятель. Основал с товарищами в Москве общество «любомудров». Лучшие его произведения: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», переводы из Гете («Фауст в пещере» и др.). Некоторые из его произведений дышат пессимизмом и разочарованностью, но в большинстве — светлый взгляд на жизнь и вера в человечество. Критическими статьями Веневитинов опередил в эстетическом понимании современников.

По общим отзывам, Веневитинов был человеком исключительно даровитым. Его личное обаяние, непосредственное ощущение его таланта так глубоко запали в душу его друзей, что после его смерти (он скончался 22 лет), в течение многих лет, они собирались ежегодно в день его смерти, чтобы почтить его память. В обществе «любомудров» Веневитинову принадлежало первое место; он действительно увлекался философией страстно и своим энтузиазмом заражал и др. По его собственному выражению, «философия есть истинная поэзия» — в этих словах хорошо выражено и преклонение перед философией, и то общее настроение, которое тогда царило среди университетской молодежи. Это было почти религиозное отношение к философии, которая и в самом деле для многих уже вполне замещала религию.

Отрывки, оставшиеся от Веневитинова, слишком немногочисленны, чтобы мы могли по ним судить о философских замыслах Веневитинова, умершего на 22-м году жизни, — но и эти отрывки свидетельствуют совершенно определенно о том, что, если бы его жизнь сохранилась, философское дарование его разгорелось бы ярким пламенем. Он много занимался историей философии, переводил Окена на русский язык (перевод не сохранился). Вслед за немецкими романтиками Веневитинов считал, что «истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Пути же философии понимал он и в духе трансцендентализма; задача философии, по его взглядам, есть «учение о познании». Вместе с тем Веневитинов настойчиво выдвигал мысль о необходимости построения самостоятельной русской философии. Отрицательно относясь к слепому подражанию Западу, он готов был идти на то, чтобы на время прервать отношения с Западом и, «опираясь на твердые начала философии», найти пути русского творчества. «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии».

Эстетика (как теоретическая дисциплина) является, по мысли Веневитинова, связующим звеном между искусством и философией — в самом строении мира он видел эстетический принцип. Статьи Веневитинова по эстетике (напр., ст. «Скульптура, живопись и музыка» и др.) построены так, чтобы из них можно было делать общие философские выводы. К нему самому можно было бы применить его стихи: «Он дышит жаром красоты, / В нем ум и сердце согласились». Недаром Веневитинов защищал интуицию как источник идей («чувство порождает мысль», утверждал он).

Прот. Зеньковский В.

+ + +

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14[26].09.1805—15[27].03.1827), поэт, критик. Родился в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование. Серьезно занимался музыкой и живописью. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. Сдав экзамены в университете в 1824, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Стоял в стороне от масонского и декабристского движения. В окт. 1826 переведен на дипломатическую службу в Петербург, где и умер. Необычайная одаренность Веневитинова проявилась очень рано и поражала современников своей глубиной и разносторонностью. Веневитинов был одним из инициаторов «Общества любомудров» (осн. в 1823), одного из главных предшественников славянофильского движения. В 1826 Веневитинов разработал план литературно-философского журнала нового типа, частично реализованный в журнале «Московский вестник»; вместе с А. С. Пушкиным он был одним из участников первого номера (1827). Небольшое по объему литературное наследие Веневитинова выделяется среди романтической поэзии 20-х своей философской направленностью и общественной значимостью. В поэзии Веневитинова отразились христианские идеи духовно свободной личности («Песнь грека», «Освобождение скальда», «Евпраксия», «Смерть Байрона»). Цикл стихов посвящен культу дружбы — чувству, которое Веневитинов возвышал до всеобъемлющей любви к людям-братьям. Тема древней новгородской вольницы отражена в стихотворении «Новгород». Высокому назначению поэзии и поэта посвящены многие стихи и теоретические высказывания Веневитинова в его статьях. Философские мотивы лирики Веневитинова получили дальнейшее развитие в поэзии Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Веневитинову принадлежат переводы в стихах и прозе с латыни (Вергилий), французского (Ж. Б. Гресе, Ш. Мильвуа), немецкого (Э. Т. А. Гофман и др.) языков. Лучшими являются переводы Веневитинова из В. Гёте (отрывки из «Фауста», из трагедии «Эгмонт», драмы в стихах «Земная участь художника» и «Апофеоз художника»). Среди литературно-критических статей Веневитинова выделяется «Разбор статьи о “Евгении Онегине”», высоко оцененный А. С. Пушкиным. Веневитинов писал также о живописи, музыке. В эстетике он выдвигал идею исторического усложнения форм искусства, противостоя нормативности эстетики классицизма. Выступая за народность и самобытность искусства, он призывал поэта к гражданскому служению (статья «Ответ г. Полевому» и др.). В философских статьях («О состоянии просвещения в России», опубл. под назв. «Несколько мыслей в план журнала», 1831) выдвигал идеи православно-национального воспитания. Ранняя смерть Веневитинова вызвала поэтические эпитафии А. А. Дельвига, А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова и др.

Б. С., Д. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Date: 2015-12-10; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию