Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Психологическая практика студентов V курса – важная завершающая ступень в подготовке педагогов-психологов специальных учреждений образованияСтр 1 из 28Следующая ⇒
Психологическая практика студентов V курса – важная завершающая ступень в подготовке педагогов-психологов специальных учреждений образования. Данный вид работы является частью учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает сочетание теоретической подготовки будущих психологов с их практической деятельностью в социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования. Практика способствует актуализации необходимых профессиональных и личностных качеств будущего специалиста психолога, формированию творческой позиции и активности студентов. Для студентов психологическая практика выступает как серьезная проверка готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку она позволяет конкретизировать разносторонние представления о деятельности педагога-психолога в области специального образования, обеспечивает формирование у будущих специалистов необходимых практических умений и навыков в области психолого-педагогической диагностики и консультирования детей с проблемами в развитии и их родителей. Содержание практики базируется на межпредметной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении общей психологии; психологии развития; педагогической психологии; социальной психологии; психолого-педагогической диагностики и консультирования; специальной психологии; специальной педагогики и др. Практика в качестве педагога-психолога учреждений системы специального образования для студентов V курса рассчитана на Цель производственной практики – подготовка будущих педагогов-психологов к успешному выполнению актуальных задач, стоящих перед СППС учреждений системы специального образования Республики Беларусь, формирование у студентов профессиональных умений и навыков. Задачи практики: - закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов по содержанию и организации работы педагога-психолога с детьми в специальных учреждениях образования; - ознакомление с организацией, целями, задачами и содержанием психологической службы, обеспечивающей психологическое сопровождение детей разных возрастов с особенностями психофизического развития (ОПФР); - формирование умений выявлять содержание психологического запроса, определять пути и методы его реализации в соответствии с положением о СППС в учреждениях образования; - овладение практическими умениями и навыками организации процесса психолого-педагогического обследования; - овладение методами и приемами психолого-педагогического изучения учащихся и коллектива; - выработка навыков работы педагога-психолога с различными категориями клиентов (дети, родители, учителя, воспитатели); - овладение навыками работы с документацией; - воспитание у студентов устойчивого интереса к выбранной ими профессии, активизация творческого и исследовательского подхода к деятельности педагога-психолога, формирование профессионально-значимых качеств личности педагога-психолога в системе специального образования (толерантности, доброжелательности, умения профессионально строить взаимодействие со специалистами и др.); - развитие и совершенствование умений применять профессиональные знания при решении задач учебно-воспитательного процесса как на специально организованных занятиях, так и в различных видах деятельности детей; Студент-практикант должен знать: - общие и специфические закономерности развития детей с особенностями психофизического развития; - современные классификации детей с особенностями психофизического развития; - принципы специальной психологии; - методы специальной психологии. В процессе психологической практики каждый студент должен овладеть следующими умениями и навыками: - анализировать документацию; - определять конкретные задачи деятельности педагога-психолога с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - изучать, обобщать и анализировать опыт психологической работы в специальных учреждениях образования; - владеть методами психологического и нейропсихологического исследования развития детей и научными методами изучения воспитательно-образовательного процесса специальных школьных и дошкольных учреждений: проводить наблюдение, анализировать поведение детей; строить и проводить беседу с ребенком, родителями (лицами, их замещающими) и педагогами; анализировать продукты деятельности детей; изучать личностные особенности каждого конкретного ребенка с целью диагностики и прогнозирования его познавательного и личностного развития; - конструктивно использовать принципы и методы специальной психологии в работе с детьми с ОПФР; - уметь определять соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений, психологическую структуру дефекта при нарушениях психофизического развития; - разрабатывать индивидуальные диагностические программы; - анализировать полученные в ходе исследования результаты и выводы, аргументировано прогнозировать на их основе эффективность коррекционно-развивающей психологической помощи детям с особенностями психофизического развития; - оформлять психолого-педагогическую характеристику и заключение; - составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения; - выделять значимые социально-психологические характеристики детского коллектива, прогнозировать его развитие и намечать пути психологического воздействия при необходимости оптимизации психологического климата в группе; - обеспечивать психолого-педагогические условия развития у детей потребности в самовыражении, самостоятельности и активности; - подбирать и использовать разные формы и методы, средства и приемы для организации успешного протекания учебно-познавательной деятельности детей; - сотрудничать с учителями, воспитателями, классными руководителями, дефектологами, социальными педагогами, учениками; - проводить психолого-просветительскую деятельность среди педагогического коллектива и родителей (лиц, их замещающих) с целью повышения психологической культуры; - консультировать родителей (лиц, их замещающих) и педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии, раскрывая особенности и потенциальные возможности развития ребенка, обеспечивая тесную взаимосвязь семьи и специального учреждения образования в его воспитании и обучении. Практика заканчивается дифференцированным зачётом. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ В период прохождения практики в качестве педагога-психолога в специальных учреждениях образования студенты работают по следующим направлениям: - психодиагностика; - психологическая коррекция и развитие; - психологическое консультирование; - психопрофилактика и психопросвещение. Студенты-практиканты знакомятся со спецификой работы педагога-психолога по месту прохождения практики. Выявляют содержание запроса к их деятельности со стороны специального образовательного учреждения. Совместно с педагогом-психологом и методистом по практике разрабатывают программу своей деятельности, которая должна быть согласована с ее целями и задачами, предполагать реализацию основных видов деятельности педагога-психолога специальных учреждений образования. Студент-практикант начинает работу с планирования: составляет индивидуальный план деятельности, направленной на реализацию общих целей и задач, которые отвечают задачам практики и соответствуют запросу учреждения, определяет сроки выполнения каждого вида работы. По результатам проделанной работы оформляет индивидуальный отчет. В случае если студент принимает социальный запрос в индивидуальном порядке (либо выделяет его самостоятельно), он также разрабатывает программу по его реализации и согласовывает ее с педагогом-психологом и методистом. В соответствии с программой студент проводит психодиагностическое обследование, отбирая адекватный диагностический инструментарий, определяет, с учетом полученных результатов, направление и содержание коррекционной работы, реализуемой посредством коррекционно-развивающих занятий и индивидуального консультирования, а также разрабатывает и проводит мероприятия психологического просвещения (детей, педагогов или родителей).
Date: 2015-11-15; view: 418; Нарушение авторских прав |