Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Психологическая практика студентов V курса – важная завершающая ступень в подготовке педагогов-психологов специальных учреждений образования





Психологическая практика студентов V курса – важная завершающая ступень в подготовке педагогов-психологов специальных учреждений образования. Данный вид работы является частью учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает сочетание теоретической подготовки будущих психологов с их практической деятельностью в социально-педагогической и психологической службе (СППС) учреждения образования.

Практика способствует актуализации необходимых профессиональных и личностных качеств будущего специалиста психолога, формированию творческой позиции и активности студентов.

Для студентов психологическая практика выступает как серьезная проверка готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку она позволяет конкретизировать разносторонние представления о деятельности педагога-психолога в области специального образования, обеспечивает формирование у будущих специалистов необходимых практических умений и навыков в области психолого-педагогической диагностики и консультирования детей с проблемами в развитии и их родителей.

Содержание практики базируется на межпредметной основе с использованием знаний, полученных студентами при изучении общей психологии; психологии развития; педагогической психологии; социальной психологии; психолого-педагогической диагностики и консультирования; специальной психологии; специальной педагогики и др.

Практика в качестве педагога-психолога учреждений системы специального образования для студентов V курса рассчитана на
шесть недель и проводится в 10 семестре на базе специальных учреждений образования: специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), специальных дошкольных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Психологическая практика проводится в соответствии с планом работы психологической службы данного типа учреждений.

Цель производственной практики – подготовка будущих педагогов-психологов к успешному выполнению актуальных задач, стоящих перед СППС учреждений системы специального образования Республики Беларусь, формирование у студентов профессиональных умений и навыков.

Задачи практики:

- закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов по содержанию и организации работы педагога-психолога с детьми в специальных учреждениях образования;

- ознакомление с организацией, целями, задачами и содержанием психологической службы, обеспечивающей психологическое сопровождение детей разных возрастов с особенностями психофизического развития (ОПФР);

- формирование умений выявлять содержание психологического запроса, определять пути и методы его реализации в соответствии с положением о СППС в учреждениях образования;

- овладение практическими умениями и навыками организации процесса психолого-педагогического обследования;

- овладение методами и приемами психолого-педагогического изучения учащихся и коллектива;

- выработка навыков работы педагога-психолога с различными категориями клиентов (дети, родители, учителя, воспитатели);

- овладение навыками работы с документацией;

- воспитание у студентов устойчивого интереса к выбранной ими профессии, активизация творческого и исследовательского подхода к деятельности педагога-психолога, формирование профессионально-значимых качеств личности педагога-психолога в системе специального образования (толерантности, доброжелательности, умения профессионально строить взаимодействие со специалистами и др.);

- развитие и совершенствование умений применять профессиональные знания при решении задач учебно-воспитательного процесса как на специально организованных занятиях, так и в различных видах деятельности детей;

Студент-практикант должен знать:

- общие и специфические закономерности развития детей с особенностями психофизического развития;

- современные классификации детей с особенностями психофизического развития;

- принципы специальной психологии;

- методы специальной психологии.

В процессе психологической практики каждый студент должен овладеть следующими умениями и навыками:

- анализировать документацию;

- определять конкретные задачи деятельности педагога-психолога с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- изучать, обобщать и анализировать опыт психологической работы в специальных учреждениях образования;

- владеть методами психологического и нейропсихологического исследования развития детей и научными методами изучения воспитательно-образовательного процесса специальных школьных и дошкольных учреждений: проводить наблюдение, анализировать поведение детей; строить и проводить беседу с ребенком, родителями (лицами, их замещающими) и педагогами; анализировать продукты деятельности детей; изучать личностные особенности каждого конкретного ребенка с целью диагностики и прогнозирования его познавательного и личностного развития;


- конструктивно использовать принципы и методы специальной психологии в работе с детьми с ОПФР;

- уметь определять соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений, психологическую структуру дефекта при нарушениях психофизического развития;

- разрабатывать индивидуальные диагностические программы;

- анализировать полученные в ходе исследования результаты и выводы, аргументировано прогнозировать на их основе эффективность коррекционно-развивающей психологической помощи детям с особенностями психофизического развития;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику и заключение;

- составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения;

- выделять значимые социально-психологические характеристики детского коллектива, прогнозировать его развитие и намечать пути психологического воздействия при необходимости оптимизации психологического климата в группе;

- обеспечивать психолого-педагогические условия развития у детей потребности в самовыражении, самостоятельности и активности;

- подбирать и использовать разные формы и методы, средства и приемы для организации успешного протекания учебно-познавательной деятельности детей;

- сотрудничать с учителями, воспитателями, классными руководителями, дефектологами, социальными педагогами, учениками;

- проводить психолого-просветительскую деятельность среди педагогического коллектива и родителей (лиц, их замещающих) с целью повышения психологической культуры;

- консультировать родителей (лиц, их замещающих) и педагогов по вопросам воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии, раскрывая особенности и потенциальные возможности развития ребенка, обеспечивая тесную взаимосвязь семьи и специального учреждения образования в его воспитании и обучении.

Практика заканчивается дифференцированным зачётом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период прохождения практики в качестве педагога-психолога в специальных учреждениях образования студенты работают по следующим направлениям:

- психодиагностика;

- психологическая коррекция и развитие;

- психологическое консультирование;

- психопрофилактика и психопросвещение.

Студенты-практиканты знакомятся со спецификой работы педагога-психолога по месту прохождения практики. Выявляют содержание запроса к их деятельности со стороны специального образовательного учреждения. Совместно с педагогом-психологом и методистом по практике разрабатывают программу своей деятельности, которая должна быть согласована с ее целями и задачами, предполагать реализацию основных видов деятельности педагога-психолога специальных учреждений образования.

Студент-практикант начинает работу с планирования: составляет индивидуальный план деятельности, направленной на реализацию общих целей и задач, которые отвечают задачам практики и соответствуют запросу учреждения, определяет сроки выполнения каждого вида работы. По результатам проделанной работы оформляет индивидуальный отчет.

В случае если студент принимает социальный запрос в индивидуальном порядке (либо выделяет его самостоятельно), он также разрабатывает программу по его реализации и согласовывает ее с педагогом-психологом и методистом. В соответствии с программой студент проводит психодиагностическое обследование, отбирая адекватный диагностический инструментарий, определяет, с учетом полученных результатов, направление и содержание коррекционной работы, реализуемой посредством коррекционно-развивающих занятий и индивидуального консультирования, а также разрабатывает и проводит мероприятия психологического просвещения (детей, педагогов или родителей).

 







Date: 2015-11-15; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию