Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность процесса патриотического воспитания учащихся 8 класса





 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности [31, с. 17].

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [28, с. 47].

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова это: «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [31, с. 47].

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому, патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью формирования патриотизма учащихся в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов для решения общественно значимых, социальных задач [5, с. 3].

Усиление воспитательного потенциала образовательного процесса определено в концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, является одним из приоритетных направлений образования, которое призвано носить характер воспитывающего и развивающего обучения. Она, в соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», обеспечивает реализацию целого ряда воспитательных задач: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание здорового образа жизни; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе и др. [31, с. 48].

В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать:

- адекватному мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [6, с. 102].

Следовательно, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся [24, с. 6].

Ввиду всего вышесказанного, целями патриотического воспитания являются формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития [31, с. 48].

На современном этапе развития российского образования достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в сознании и чувствах школьников социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

- создание возможностей для более активного вовлечения школьников в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

- прививать ученикам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – герба, флага, гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у школьников потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности средства массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами [6, с. 104].

Следственно, одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, районном центре, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. Поэтому, учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей проживающих рядом с ними.

Однако, в настоящее время необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями российского общества.

С одной стороны, усилились демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно- нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодёжь.

Обществу нужна личность способная самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности [8, с. 32].

 

Содержание и особенности курса физической географии России в формировании патриотического воспитания

На современном этапе развития образования одной из основных задач, стоящих перед педагогом современной школы, является воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к родному краю.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения содержатся наиболее значимые на сегодняшний день новые ориентиры развития гражданско-патриотического образования. В ФГОС провозглашается новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которая непосредственно влияет на формирование образовательной политики в сфере гражданско-патриотического образования.

Идеологической и методологической основой ФГОС является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Под патриотизмом в концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, а под гражданственностью — служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания. Реализация стандартов второго поколения невозможна без осмысления основополагающих категорий гражданско-патриотического образования [1, с.18].

В современном мире Россия занимает ведущее место в мировом сообществе. Роль и значение нашей страны на мировом уровне растет. Современные ученики хотят знать как можно больше о своей великой стране и малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с историческим прошлым государства, узнают о необъятных просторах родной страны, гордятся героическим наследием. Предмет география, как никакой другой, помогает осуществить патриотическое воспитание в школе.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Изучение курса мы начинаем с небольшого сочинения на тему «Что значит для тебя слово Родина». Анализируя сочинения ребят, следует делать упор на интересующие их темы. Не секрет, что именно в этом возрасте мотивация к обучению у ребят снижается. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяется отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Здесь будет уместно использовать интегрированные уроки географии и литературы, географии и истории, географии и мировой художественной литературы.

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами. Учащиеся готовят к урокам презентации на различную тематику и умело защищают выбранную тему.

Интересно проходят уроки в виде пресс-конференции. Воспитательными целями таких занятий являются формирование чувства любви к родной природе, формирование экологического сознания, эстетическое воспитание, совершенствование навыков работы в группах. Заключительным этапом изучения курса является географический КВН между восьмыми классами «Родина моя», проходящий в рамках школьной недели географии и конкурс фотографий «В объективе малая Родина».

Таким образом, курс «Физическая география России» способствует воспитанию патриотов своей страны, развитию гражданской позиции и самоопределению восьмиклассников, как достойных граждан России.

Также велика и роль внеурочной работы. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.

Это достигается постоянным использованием на занятиях краеведческого материала. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей республики, об интересных людях, ветеранах войны и труда. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения задача государственной важности. Нужно стремиться решать ее на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриота – значит развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, чувство любви к своей Родине и ответственности за ее будущее.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания молодежи. Большие возможности имеет физическая география России восьмого класса. Так, в учебнике по географии имеются сведения из истории географических открытий и современных исследований. Школьники узнают об отечественных путешественниках и исследователях С. Дежневе, С. Челюскине, В. Н.Татищеве, Г. Седове, Г. Невельском, Н. М. Пржевальском, В. Арсеньеве, Г. Ушакове, В. В. Докучаеве, А. И. Воейкове и других. Географ-поэт Ю. К. Ефремов, по инициативе которого именем Н. Н. Баранского был назван вулкан на Дальнем Востоке.

Учащиеся узнают, как необъятны просторы нашей Родины, как велики и разнообразны ее природные богатства.

Важным является и то обстоятельство, что в школьной географии, в условиях классно-урочной системы ученики не могут непосредственно наблюдать все изучаемые объекты и явления. Специфика географии состоит и в том, что многие объекты и явления обозначаются условными знаками и символами. Поэтому очевидна необходимость подключения дополнительного механизма, способствующего более глубокому усвоению знаний за счет формирования географических образов.

Образ, формируемый на краеведческой основе, помогает не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков. При таком подходе создается адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием. Использование краеведческого материала помогает осуществить на уроках географии более глубокое знакомство с влиянием человека на окружающую среду, привить навыки общения с природой, изучение родного края, что будет способствовать формированию экологической культуры.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Очень велика цена первого урока в этом курсе. Он должен пройти на очень высоком эмоциональном подъёме с привлечением самых различных средств воздействия на настроение, на состояние души школьников.

Так, на тему «Россия – Родина моя» достаточно много сценариев, из которых можно взять основу интересного урока. Например, можно провести мини-сочинение на тему «Что для меня Родина?». Хотя ответы получатся непрофессиональные, но чистые и искренние [21, с. 150].

Всем известно, что именно к этому курсу географии знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому, большое внимание следует уделять отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу своей страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но и к музыкальным произведениям [17, с. 14].

Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Лучше начать со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Сейчас используют классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов [11, с. 11].

В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и умение работать с интернетом. Для создания зрительного образа территории можно создавать презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны.

При разработке таких важных, значимых уроков, следует непосредственно учитывать, опыт коллег, использовать публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География».

Так, урок «Байкал – жемчужина Сибири» в виде пресс-конференции позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока можно поставить: формирование чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые Байкалу; совершенствование навыков работы в группах.

Проверку знаний в игровой форме, с использованием занимательного материала лучше проводить во всех параллелях и несколько раз в году, а по завершению изучения физической географии своей страны можно вообще провести интересный географический КВН «Дорогая моя страна» [21, с. 150 -151].

Таким образом, курс «Физическая география России» способствует воспитанию патриотов своей страны.

В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания учащихся. С каждым годом всё больше внимания уделяют изучению темы «Населения». Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны и республики Башкортостан.

Интересно проходят уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца». По теме «Москва и Московский столичный регион» можно совместно с восьмиклассниками создать несколько презентаций.

После изучения раздела «Общий обзор России» хорошо бы провести викторину «Широка страна моя родная», это позволяет стимулировать познание географии своей страны [31, с. 58].

При этом хочется отметить, что священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота Земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, учился и вырос. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

Способствует усвоению знаний о географии и функциях российских городов и проверка в виде задания «Подбери пару: город и соответствующее ему определение» и составление кроссвордов [11, с. 11-12].

Проведение пресс-конференций по проблемам Большой Волги, транспортного комплекса позволяют осуществить деятельностный подход при изучении географии, а составление кроссвордов на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.

Date: 2015-10-18; view: 1458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию