Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексная реабилитация и работа с семьей 2 page
Прогулки ребенка могут быть разными: просто во дворе возле дома или прогулка в парк, или еще куда-нибудь. Однако не должно быть прогулок бесцельных. Каждая прогулка должна быть для ребенка маленьким уроком. Слепого ребенка, как никакого другого, необходимо поощрять к самостоятельности. Отсутствие зрения не означает, что ребенок не может адекватно познавать окружающий его мир. Только способы познания через активное осязание, движение, слух и обоняние требуют от слепого ребенка и большей активности, и большей самостоятельности, чем от зрячего. Необходимо обязательно познакомить ребенка с местом, куда он пришел, особенно, если это место для него новое. Дайте возможность ребенку все обследовать руками, до всего дотронуться. Игровую площадку лучше обойти всю, показав ребенку ее границы, все предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке: познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу, узнать, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. При необходимости, ребенка можно поднять на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов. К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ребенок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы он чувствовал себя все свободней и свободней. Это воспитывает в нем уверенность в себе. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок не избегал встреч с людьми, усваивал навыки общения с другими людьми, знакомился с детьми. Лучше, если сначала ребенок познакомится с одним зрячим ребенком и научится играть с ним. Затем круг знакомства можно расширять. Маленькие слепые дети, как правило, избегают контактов с посторонними детьми. Поэтому надо проявлять терпение, поговорить с родителями другого ребенка, объяснить особенности слепого ребенка, рассказать, что он умеет делать. Первое время лучше организовывать совместные игры детей под присмотром взрослого. Со временем, когда зрячие ребята освоятся с особенностями слепого ребенка, можно его отпускать на прогулку с ними. Гулять с ребенком надо в любое время года и в любую погоду. Чем больше впечатлений об окружающем мире будет получать ребенок, тем полнее будут у него представления о том, что его окружает. Так, зимние прогулки, катание на санках с горы, катание на лыжах и коньках доставят слепому ребенку столько же радости, сколько и зрячему. Только обязательно нужно предварительно объяснить и показать, и все делать вместе с ребенком: и с горы скатиться, и на лыжах пройти. Прогулки могут иметь и вполне определенную цель: зайти в магазин за продуктами, или в аптеку за лекарствами, или на почту. Такие совместные походы с взрослым являются хорошей школой для ребенка. Предварительно перед выходом необходимо рассказать ребенку, куда пойдете, каким маршрутом, что будете делать, как следует себя вести. Если планируется поездка на каком-нибудь транспорте, ребенок должен быть предупрежден об этом. Лучше, если ребенок будет заранее подготовлен. Во время пути надо обращать его внимание на особенности маршрута, тренировать его в умении ориентироваться на улице. При движении по тротуару ребенок должен идти справа от сопровождающего, чтобы встречные прохожие не наталкивались на него. Маленького слепого ребенка надо держать за руку, идти не торопясь, приноравливаясь к его шагам. Необходимо помнить, что незрячий ребенок не может видеть весь маршрут, и ему нужна возможность познакомиться с дорогой. Для этого перед каждым изменением пути следования (поворот, переход, ступеньки и т. п.) требуется чуть приостановиться и предупредить ребенка («поворот направо», «ступеньки вниз»). Во время движения, надо обращать внимание ребенка на звуки (что и как звучит), на запахи (некоторые места улиц имеют очень четкий запах: парфюмерные магазины, булочные, аптеки, бензоколонка и т. п.), на особенности дороги, которые можно почувствовать подошвой ног через обувь. Большое значение имеет умение определять с помощью сохранных органов чувств время года, состояние погоды и даже время суток. Важно обращать внимание ребенка на это, рассказывать ему об изменениях, которые происходят в природе. Открытым остается вопрос о том, с какого возраста слепому ребенку нужно давать трость для ориентировки при ходьбе на улице. Многие специалисты считают, что к ориентированию с помощью трости следует переходить тогда, когда ребенок получил достаточно полное представление о том окружении, в котором он будет ориентироваться с помощью трости: тростью можно узнать то, что уже было изучено с помощью осязания. Поэтому очень важно научить ребенка хорошо ориентироваться дома, во дворе, на ближайшей к дому улице с помощью осязания, слуха и обоняния. При посещении нового помещения, ребенку необходимо дать возможность освоиться, познакомиться с размерами этого помещения, месторасположением мебели. Чтобы познакомиться с новым помещением, слепому необходимо совершить множество действий и затратить определенное время, поэтому нельзя торопить и отвлекать ребенка. Важно побуждать его к самостоятельным действиям, задавая вопросы относительно того места, где он находится. Важно обращать внимание ребенка на звуки, объяснять их происхождение. Многие знакомые звуки звучат по-разному в зависимости от размеров помещения. Пусть ребенок использует это свойство для определения размеров помещения. Следует с ребенком обойти все, дать до всего дотронуться и ощупать. Это следует делать так, чтобы не мешать окружающим, но и не надо стесняться любопытных взглядов или замечаний. В магазине можно предложить ребенку, например самому, оплатить покупку в кассе и получить товар. Научите его по запаху определять отделы в продуктовом магазине. Научите, как правильно обратиться к продавцу-консультанту, как занять очередь. Привлечение ребенка к совместным походам по хозяйственным делам воспитывает в слепом ребенке самостоятельность, сделает его помощником, а сознание своей полезности окрыляет. Слепой ребенок приобретает ценный жизненный опыт: учится обращаться к незнакомым людям, знакомится с различными учреждениями быта и правилами поведения в них, запоминает запах и форму упаковки разных продуктов. Одной из главных задач социально-бытовой ориентировки является формирование у слепых детей навыков самообслуживания. Слепой ребенок, как и зрячий, должен научиться самостоятельно удовлетворять свои потребности, обслуживать себя. Но если зрячие дети могут наблюдать за тем, как это делают взрослые, и благодаря этому быстрее осваивают необходимые навыки, то слепых детей надо последовательно, шаг за шагом учить каждому действию, и поэтому процесс овладения навыками самообслуживания несколько затягивается. При правильной организации обучения и постоянной тренировке ребенок может к 5-6 годам научиться самостоятельно умываться, чистить зубы, вытираться, пользоваться туалетом, одеваться, есть. Формируя навыки самообслуживания, следует выполнять некоторые общие требования, которые облегчат обучение ребенка. Для обучения ребенка какому-либо новому действию займите позицию позади ребенка. Свои руки положите на его руки и его руками производите то движение, которому учите. Все действия в отношении ребенка, все действия самого ребенка следует называть, объяснять их назначение и порядок выполнения. Каждое действие выполняйте в строго определенной последовательности, которая сохраняется во все время обучения до усвоения ребенком этого действия. Обязательно используйте остаточное зрение ребенка. Научите его распознавать цвета и ориентироваться на цвет предметов, с которыми он действует. Постепенно уменьшайте помощь ребенку, предоставляя ему все большую самостоятельность в осуществлении действий по самообслуживанию, но продолжайте контролировать правильность выполнения действия. Во время обучения ребенка необходимо быть терпеливым, нельзя делать за ребенка то, что он умеет делать сам, опережать события и подгонять его. Необходима выдержка и доброжелательное отношение к ребенку. У многих слепых детей может быть нарушена координация рук, руки могут быть слабыми. Часто слепые дети сопротивляются, вырывают свои руки из рук взрослого, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому очень важно при обучении различным навыкам создать доверительное, положительно окрашенное эмоциональное общение. Для маленького ребенка очень важна заинтересованность взрослого в его успехах. Желательно чаще поощрять и хвалить ребенка за малейший успех. Слепому ребенку необходимо научиться самому умываться и вытираться полотенцем, чистить зубы, пользоваться туалетом. При обучении ребенка этим действиям важно выбрать определенную последовательность выполнения действий. Решить, будет ли ребенок чистить зубы утром или вечером или дважды в день. Все действия следует выполнять каждый день в одно и то же время, что облегчит выработку у него привычки. Прежде, чем приступить к обучению, надо рассказать ребенку о том, почему необходимо умываться и чистить зубы, познакомить его с предметами, предназначенными для умывания: мылом, мыльницей, зубной щеткой, тюбиком с пастой, стаканчиком для полоскания. Показать, как открывается и закрывается кран с водой, как отрегулировать воду. Во избежание ожогов ребенок должен запомнить, что сначала открывается кран с холодной водой. Ребенку важно познакомиться с помещением, месторасположением вещей. При этом для каждой вещи определяется постоянное место в ванной комнате. Во время умывания ребенок может пользоваться скамеечкой или устойчивой подставкой. Следует пометить личные вещи ребенка: его зубную щетку и полотенце. Лучше, если они будут находиться несколько в стороне от вещей других членов семьи. Если у ребенка имеется остаточное зрение, то предметы должны быть ярких, контрастных фону цветов. При обучении новому действию, используется позиция позади ребенка, руки взрослого при этом кладутся поверх рук ребенка. В этом случае слепому будет легко воспринять правильно все движения и воспроизвести их. Сначала надо дать ребенку в руки мыло, чтобы он почувствовал его на ощупь, затем показать, как намыливать руки и как смывать пену. Все действия взрослого и действия ребенка сопровождаются объяснениями: «Возьми мыло между ладонями; потри руки друг о друга; вытри руки насухо». Ребенок не может видеть грязную пену, смываемую, с его рук, но он может почувствовать разницу в ощущениях от грязных рук и чистых, и вам нужно обратить его внимание на это. То же самое относится и к чистке зубов. Все действия, которым обучается ребенок, должны выполняться в определенной строгой последовательности, их назначения и смысл должны быть понятны ребенку. Какие-то операции будут трудны, но он должен иметь представление о них и знать, как они выполняются и в какой последовательности. Постепенно необходимо уменьшать помощь, предоставляя ребенку возможность самостоятельно совершать все действия во время умывания. Например, можно помочь ребенку только намылить руки, а мыть и вытирать их он будет самостоятельно. Или взрослый выдавливает пасту на щетку, а зубы ребенок чистит сам, сам промывает щетку и убирает ее на место. Со временем взрослый будет только контролировать выполняемые действия. Один из важных гигиенических навыков — пользование туалетом. Может пройти немало времени, прежде чем ребенок научится контролировать действие кишечника и мочевого пузыря. Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже. Это связано с тем, что физическое развитие слепого ребенка идет медленнее, чем зрячего. Он позже начинает сидеть, позже начинает ходить. Лишь освоив хождение, ребенок получает возможность контролировать гладкую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и мочеиспускание. Приучить ребенка пользоваться туалетом следует раньше, чем он научится хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться сухим. Пока ребенок не научится выражать свою нужду словами, надо наблюдать за ним и определять временной интервал, в который ребенка необходимо посадить на горшок. В это время и следует начинать учить ребенка проситься в туалет и пользоваться им. Ребенок должен знать, как устроен туалет, для чего он предназначен, что не только он пользуется туалетом. Маленькому ребенку затруднительно пользоваться унитазом, поэтому обычно для него приобретают горшок. Горшок следует держать в определенном месте (лучше в ванной комнате или туалете), и ребенок должен приучаться пользоваться горшком тоже в определенном месте. Важно показать ребенку, куда удаляется содержимое горшка, как спускается вода в унитазе, моется горшок. Когда ребенок привыкнет к горшку, можно начинать учить малыша самостоятельно садиться на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где ребенок мог бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны, край унитаза, ручка, привинченная к стене и т. п.). Когда ребенок подрастет, он может начать пользоваться унитазом. К числу необходимых умений, которые должен приобрести слепой ребенок к школьному возрасту, относится и умение одеться и раздеться без посторонней помощи. Как и зрячие, слепые дети быстрее научаются раздеваться, чем одеваться, т. к. раздеваясь, ребенок не обращает внимание на правильное положение одежды, на то, вывернута одежда наизнанку или нет. При одевании и раздевании очень важно соблюдать строгую последовательность действий. Если ребенок еще слишком мал и не совсем понимает, что с ним происходит, действия взрослого при его одевании и раздевании должны иметь определенную последовательность, которую не следует нарушать: начинать одевать ребенка с одной и той же руки и ноги, не менять этот порядок. Все свои действия необходимо сопровождать словами, называть предметы одежды и их части. Ребенка надо обязательно побуждать принимать участие в процессе одевания и раздевания, просить его помочь: «Мы будем надевать правый рукав на правую ручку, протяни свою правую ручку». Еще не умея говорить, ребенок проявляет интерес к одежде, ощупывает ее, помогает при одевании. У ребенка должна быть возможность познакомиться с собственной одеждой: с тканью, цветом, основными деталями (рукавами, воротником, кармашками, пуговицами). При одевании ребенка надо находиться сзади него и руками направлять движения его рук. Вначале все действия малыша будут совершаться с помощью взрослого, а позже - осуществляться самостоятельно. Например: взрослый помогает просунуть ноги в брючки или колготки, а ребенок сам натягивает их; или взрослый надевает ребенку через голову кофту, а руки в рукава он просовывает сам. По мере того, как ребенок будет овладевать навыком одевания, оказываемая ему помощь будет уменьшаться. Поскольку слепой ребенок не видит, как одеваются другие, то ему необходимо показать, что у одежды есть передняя и задняя, лицевая и изнаночная стороны. Ребенка надо научить определять, где передняя, а где задняя сторона. В этом ему помогут некоторые детали одежды: пуговицы, карманы, швы. То же самое относится и к определению лицевой и изнаночной сторон. На белье, рубашках, колготках они определяются по шву; на верхней одежде — по наличию деталей и по подкладочной ткани. Вот почему важно научить ребенка так снимать с себя одежду, чтобы она не выворачивалась наизнанку. Облегчить слепому ребенку определение лицевой и изнаночной стороны, а также передней и задней сторон одежды, можно, если пометить каждую вещь ребенка какой-нибудь меткой, нашитой в определенном месте. Это может быть пуговка или какой-нибудь крупный шов и т. п. Метку следует пришивать в одном и том же месте, например, спереди с лицевой стороны. То же относятся и к обуви ребенка. Дети часто путают правый и левый тапочек или правый и левый ботинок. На обувь также можно прикрепить определенные метки. Со временем ребенок сам научится различать, где левый, а где правый ботинок по ощущению неудобства из-за неправильно надетой обуви. Обучая ребенка одеваться, старайтесь найти наиболее удобные способы выполнения различные операций, которые облегчат ребенку обучение. С этой целью можно закрыть глаза и представить, как лучше повернуть тот или иной предмет одежды, как определить, что это и т.д. Это поможет лучше понять и предвидеть те затруднения, с которыми столкнется ребенок. Большую трудность обычно вызывает у слепых детей овладение навыками застегивания пуговиц и зашнуровывания ботинок. Чтобы ребенку легче было усвоить эти действия, их следует изучать отдельно, например: дать ребенку ботинок, набитый бумагой, и вместе с ним шнуровать его, или учить ребенка застегивать и расстегивать сначала крупные пуговицы на пальто. Очень важно, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка убирать на место (или аккуратно складывать) снятую им одежду и обувь. Ребенок должен знать, где висит его одежда, в каком порядке. В этом случае ему легко будет самому найти свою одежду и одеться. Обучение ребенка навыкам самообслуживания значительно расширяет его самостоятельность. Необходимо привлекать ребенка и к участию в домашних делах. Слепой ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семьи, ее частью. Пусть у него будут определенные домашние обязанности, тогда ребенок почувствует свою значимость. Начинайте с легких поручений по дому, которые доступны ему, например, что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребенка к уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирка мебели от пыли, вытирание кухонного стола. Последнее слепой ребенок должен производить иначе, чем зрячий. Лучше, если он будет сметать крошки сначала к середине стола, а затем уже все собранные крошки сметать в подставленное ведерко или тарелку, совок. Ребенку можно доверить расставить посуду на столе, т.е. произвести сервировку стола. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар в сахарницу, поставить грязные тарелки в мойку. Если есть возможность привлечь ребенка к работе в саду или огороде, можно научить его ухаживать за растениями (поливать их, пропалывать). При обучении ребенка всем этим элементарным трудовым навыкам важен порядок выполнения каждого действия. Необходимо объяснить, зачем оно нужно, и показать, как его выполнять. Есть целый ряд бытовых действий, которые зрячие люди выполняют по привычке и даже не задумываются над тем, что слепой ребенок может о них и не подозревать. Например, чтобы сделать чай сладким, в него кладется сахар, а чтобы его остудить, в него доливается холодная вода. Очень часто слепой ребенок получает чай уже сладким и остуженным. Если не рассказать и не показать ребенку все предыдущие действия, то он так и останется в убеждении, что чай таков всегда. В быту для слепого ребенка нет мелочей. Необходимо помнить, что даже если еще по возрасту и своим умениям ребенок не может выполнять какое-либо действие, то он должен знать, что такое действие совершается и для чего оно совершается. У целого ряда действий, имеется своя «предыстория», которую следует раскрыть слепому ребенку. Как каждая вещь должна иметь свое место, так и каждое действие должно иметь свою последовательность. Сейчас в школах-интернатах для слепых детей введены коррекционные курсы, направленные на развитие целого ряда специфических умений и навыков; это курсы по развитию остаточного зрения, осязания, пространственной ориентировки, курс по социально-бытовой ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре. Слепой ребенок живет в мире зрячих людей. Ему предстоит общаться преимущественно со зрячими людьми. Поэтому к тем трудностям воспитания, которые определяются отсутствием зрения или его резким снижением у ребенка, добавляются трудности, связанные с необходимостью учиться жить в мире, приспособленном для зрячих людей. Взрослому слепому в его самостоятельной жизни очень часто приходится пользоваться помощью окружающих, нередко незнакомых ему людей. Поэтому ребенок с детства должен слышать примеры вежливого, учтивого обращения к незнакомым людям. Важно научить слепого ребенка выражать свои просьбы кратко, ясно и четко. Надо стремиться к тому, чтобы слепой ребенок получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Необходимо всесторонне знакомить ребенка с тяжелыми нарушениями зрения с тем миром, в котором живут зрячие и в котором предстоит жить ему. Этому будут способствовать прогулки, походы в гости, в кино, театры, музеи, выезды за город. Каждый выход в большой неизведанный мир начинается с внешнего вида ребенка. Необходимо, чтобы с самого раннего возраста ребенок усвоил, что на него смотрит множество внимательных глаз, которые отмечают и то, как он выглядит и во что одет, и то, как ведет себя. Зрячие дети очень многое копируют у взрослых (манеру одеваться, держать себя и т. п.), поскольку имеют возможность наблюдать за ними и друг за другом каждый день, а также могут контролировать свой внешний вид благодаря зеркалу. Слепой ребенок лишен этой возможности. При одевании ребенка, надо обращать его внимание на то, что разные вещи надевают в зависимости от времени года, что для выхода в гости, в театр и т. д. одеваются в нарядную одежду, в то же время для прогулок, для занятий спортом, трудом надо одеваться по-другому. Надо рассказать ему о подборе одежды по цвету, по моде, научить его следить за своей одеждой, держать ее в чистоте и порядке. В гостях. Лучше всего, если первый опыт посещения гостей будет непродолжительным, а люди знакомы ребенку. Необходимо рассказать, куда он пойдёт, кто там будет. Ребенок должен заранее узнать, с кем он встретится и причину приглашения. Важно напомнить ребенку, как следует одеваться в гости, предложить ему самому выбрать одежду или обсудить это вместе с ним. В гостях надо познакомить ребенка с каждым присутствующим, чтобы он мог запомнить голос, запах, одежду. Провести его по всей квартире, показать, где что стоит, какие есть помещения. Дать ему возможность освоиться в новой обстановке. В связи с этим лучше приехать чуть пораньше, чтобы ребенок мог спокойно и не торопясь познакомиться с новым помещением, привыкнуть к нему. Если в гостях будут дети, то их следует заранее предупредить, что приедет незрячий ребенок. При знакомстве детей важно наладить между ними контакт, для этого рассказать, что умеет делать слепой ребенок, во что он умеет играть, упомянуть о его положительных чертах (добрый, умеет читать стихи, поет). Лучше взять знакомые для ребенка игры, в которые он может играть со зрячими ребятами. Такие игры, как шахматы, домино, различные головоломки выпускаются предприятиями ВОС и предназначены как для слепых, так и для зрячих. Надо помочь организовать совместную игру или занятие слепого ребенка с другими детьми. Это могут быть не только настольные игры, но и подвижные, в которых могут участвовать и зрячие дети, и слепой ребенок (например, «жмурки»). В кинотеатре. Слепой ребенок должен не только знать, что есть такой вид искусства как кино, но научиться понимать его. Если с детства слепого учить понимать фильмы, прививать любовь к этому виду искусства, то оно становится впоследствии доступным ему, обогащающим и вносящим разнообразие в его жизнь. Смотреть и понимать кинофильмы лучше начинать учить дома по телевизору. Сначала надо рассказать ребенку в доступной форме, что такое кино. Ребенок слышит голоса, звуки и музыку. Если у него имеется остаточное зрение, то, находясь близко от экрана, он может различить крупные детали изображения и отождествить их с уже известными ему объектами. Ребенку необходим комментарий к тому, что происходит на экране. Надо рассказывать ему то, что он не видит, и, в первую очередь, тогда, когда не слышно никаких звуков, или они непонятны по содержанию, а действие в этот момент совершается. При просмотре кинофильма дается краткое описание героев картины (как выглядят, во что одеты), сообщается ребенку только та информация, которую он не может получить из контекста разговоров (где происходит действие, время, место, время года). Комментарии должны быть краткими, точными и не нести лишних сведений. Надо говорить так, не мешать ребенку следить за происходящим, т. е. говорить только во время пауз. Передавать надо только сюжетную линию, чтобы ребенок понимал происходящее, при этом лучше удерживаться от попытки дать собственное толкование тому, что происходит на экране. В то же время эмоциональное отношение взрослого можно не скрывать и не сдерживать. Слепому ребенку очень важно научиться правильно, эмоционально реагировать. Все обсуждение действий героев, их побудительных мотивов и т. п. надо отложить до конца просмотра. Эти моменты фильма часто остаются не до конца понятными и зрячими детьми, которых увлекает сюжет, динамика происходящего, а не мотивы действий героев картины. Но привлечь внимание ребенка при последующем обсуждении к этим моментам следует обязательно. После домашних просмотров можно идти с ребенком в кинотеатр. Важно подготовить ребенка, рассказав, куда пойдете, что там будете делать, и как себя следует вести. Желательно, чтобы взрослый, сопровождающий ребенка, был знаком с содержанием той картины, которую предстоит посмотреть, тогда легче будет дать необходимый комментарий, да и самого ребенка можно заранее подготовить к восприятию предстоящего кинофильма. Ребенку надо рассказать о маршруте до кинотеатра. Прийти в кинотеатр лучше заранее, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с помещением. Можно показать ему кассу, и предложить приобрести билет, предъявить его контролеру. Желательно познакомить ребенка со зрительным залом: показать, где расположен экран, как стоят кресла, как определить свой ряд и свое место. Дома, после посещения кинотеатра, еще раз можно поиграть в сюжетную игру «В кинотеатре». В театре. Театральное искусство имеет большое значение для развития слепого ребенка. Оно построено на диалогах и монологах персонажей, в которых выражены их внутренние переживания и через которые разворачиваются основные сюжетные линии спектакля. Театральное действие в большой мере, чем кино, доступно восприятию слепого. Восприятие и понимание театрального искусства облегчается тем, что слепому доступно собственное участие в импровизированном театральном действии, которое является необходимым элементом любой сюжетно-ролевой игры, не говоря уже об игре-драматизации. Для каждого ребенка игры драматизации и сюжетно-ролевые игры являются необходимыми этапами в его развитии. Овладение навыками сюжетно-ролевой игры у слепого ребенка затруднено, но значение ее для развития личности ребенка трудно переоценить. Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, ребенок сможет овладеть необходимыми навыками общения, научиться понимать мир социальных отношений. Благодаря таким играм слепой ребенок без особых трудностей поймет, что такое театр. Сначала в игре-драматизации, в которой ребенок вместе со взрослым, а затем и один, последовательно говорит за разных героев (ими могут быть куклы, фигуры животных), а затем и при игре в театр, где будет и сцена, и занавес, и зрители. Посещение театра надо начинать с рассказа о нем, об актерах, самом спектакле. На макете можно познакомить ребенка с внутренним устройством здания, показать, где находится сцена, зрительный зал, оркестровая яма, а также другие помещения театра. Собираясь в театр, важно обратить внимание ребенка на то, как следует одеваться. Если при посещении кинотеатра верхнюю одежду снимать не надо, то в театре верхнюю одежду следует сдавать в гардероб, поэтому необходимо быть нарядно одетым. В самом театре ребенку надо дать возможность познакомиться со всем зданием, подойти к сцене, подняться в ложи, на балкон. Знакомство с помещениями театра лучше всего проводить либо до прибытия основной массы зрителей, либо после спектакля, когда театр пустует. Как и при просмотре кинофильма, ребенок не может в определенные моменты обойтись без комментариев. Говорить с ребенком надо тихо, чтобы не мешать соседям, и в то же время так, чтобы ребенок слышал. В музее. В музеях слепым детям разрешается под контролем смотрителя осторожно потрогать экспонаты, которые находятся не под стеклом. Некоторые работники музеев не знают, что имеется специальное постановление, разрешающее это делать, поэтому могут сделать замечание. В таком случае важно спокойно и тактично объяснить, что ребенок не видит, и что при осмотре он будет очень осторожен и внимателен. В музеи ходить со слепым ребенком надо именно потому, что он может непосредственно познакомиться с некоторыми экспонатами с помощью сохранных органов чувств, в первую очередь, остаточного зрения и осязания. В музей следует идти с определенной целью: углубить представление ребенка о некоторых предметах окружающего мира, дать более полное наглядное представление о том, что ребенок прочитал или услышал, с чем он не может столкнуться в своей жизни. Знакомство с музеем должно начинаться с ориентировки в помещениях музея. Лучше ограничить посещение музея знакомством и рассматриванием какого-либо одного или двух экспонатов, но важно, чтобы ребенок получил достаточно полное представление об этом экспонате, в первую очередь с помощью сохранных анализаторов. Ребенку будет интересно узнать, для чего создаются музеи, какие бывают музеи, как себя следует вести в них. В столовой, кафе. Слепому ребенку в своей будущей самостоятельной жизни не раз предстоит пользоваться услугами столовой или кафе. Для первого посещения лучше выбрать такое время, когда людей в столовой или кафе будет немного, чтобы можно было спокойно показать ребенку внутреннее расположение и дать возможность самому все потрогать и со всем познакомиться. Важно объяснить, что такое меню, где брать блюда, или как их заказывать, где лежат чистые подносы, где касса. Ребенка необходимо познакомить с порядком действий и правилами поведением в столовой или кафе от момента вхождения и до окончания завтрака или обеда. В столовой или кафе слепому, как нигде может понадобиться помощь других людей, т. к. с подносом, уставленным тарелками трудно ориентироваться. Надо научить ребенка, как следует обращаться за помощью к окружающим людям, как обращаться к сидящим за столом, если понадобится соль, салфетка. В столовую и в кафе можно идти с ребенком после того, как он усвоил основные навыки принятия пищи и поведения за столом. Date: 2015-10-21; view: 407; Нарушение авторских прав |