Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комплексная реабилитация и работа с семьей 3 page. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Роль игры в психическом развитии слепого ребенка трудно переоценить, поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы слепой ребенок овладел игровой деятельностью. Девочки должны иметь несколько кукол средней величины (30-50 см). Возможен такой их подбор: кукла-младенец, 1-2 куклы-девочки, кукла-мальчик. Желательно, чтобы у кукол были волосы, которые можно было бы расчесывать и делать прическу и закрывающиеся глаза. Следует сшить куклам различную одежду (нижнюю и верхнюю). Нужно подобрать или сделать самим соответствующую размерам кукол мебель: стол, стулья, кровать, шкаф. Не лишними будут плита и холодильник. В кукольном уголке должны быть игрушечная посуда, утюг, тазик для стирки. Если приобретение игрушечной мебели вызовет трудности, можно её сделать из коробок. Плиту можно сделать из коробки, вырезав в ее верхней части два кружка-конфорки и вставив в боковую поверхность две палочки-ручки кранов. Главное, чтобы у куклы была комната, в которой были бы те предметы, которые окружают ребенка. Действуя с игрушками, проигрывая различные жизненные ситуации, ребенок постепенно учится тому, как выполняются действия с реальными предметами. Кроме того, игрушки помогают создать целостный образ тех предметов, которые ребёнку трудно обследовать целиком (например, шкаф). Таким образом, игрушки выступают в качестве моделей реальных предметов. Куклы-игрушки помогают детям овладеть навыками самообслуживания. Одевая куклу, ребенок закрепляет знания о различных видах одежды, учится находить части одежды, служащие ориентирами при одевании (воротник, карманы и др.) учится обращаться с разными видами застежек. Кормление куклы или мишки, застилание кукольной постели также помогут в дальнейшем овладеть соответствующими трудовыми навыками. Проигрывание знакомых ребенку жизненных ситуаций в совместной игре с мамой или старшей сестрой, вводит его в мир разнообразных человеческих отношений, дает возможность узнать те их стороны, которые могут быть сокрыты от него в результате глубокого нарушения зрения. Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть многими игровыми действиями, так как он их непосредственно не наблюдает и не может подражать им. Вместе с тем замечено, что в ролевых играх слепые дети не выполняют действия изображаемых ими героев, а только называют их, держа в руках соответствующую игрушку. Такая пассивная игра не развивает движений ребенка, не увлекает его и скоро надоедает. Ребенка учат действовать с игрушками, поначалу взяв его руки в свои и выполняя действия его руками. Впоследствии, когда ребенок научится действовать с игрушками, нужно постоянно следить за тем, чтобы он не заменял выполнение игровых действий их словесным описанием. Если дочке нравится играть с небольшими куклами (10-15 см), то можно устроить для них дом в поставленном на бок ящике; вырезав в нем дверной проем и окно, можно создать прекрасную модель комнаты. Во время игры ребенок будет незаметно для себя овладевать пространственными отношениями: потолок — сверху, кукла не может до него дотянуться, слева от двери — окно и т.п. Игра с моделью дома поможет ему создать целостный адекватный образ реальной комнаты, дома. Куклы, мишки используются в играх не только девочками, но и мальчиками. Так, набор «Доктор Айболит» поможет вам поиграть с ребенком в поликлинику, реализовав в игре те знания и впечатления, которые ребенок получил при посещении врача. В игре в магазин можно использовать различные предметы и продукты. Если в семье растет мальчик, то для его игр нужно подобрать разнообразные автомобили (легковой, грузовой, автобус и др.), а также самолет, лодку. Игрушки должны удовлетворять определенным требованиям: все их основные части хорошо прощупывались, а дверцы открывались. Хотя девочки не бывают особенно увлечены игрой с транспортными игрушками, но и они должны отличать игрушечный легковой автомобиль от грузового, знать, как выглядит автобус, самолет, теплоход. Большую и несомненную пользу принесет игра в дорогу, в которой ее участники по очереди будут водителями, пешеходами или милиционерами, включающими светофор. Для игры в «автобус» или «поезд», можно поставить друг за другом стулья и распределить между играющими роли водителя, кондуктора и пассажиров. Светофор сделать из прямоугольного куска картона. Три ярких круга — красный, желтый и зеленый — по очереди открываются. Если ребенок тотально слепой, то «включенный» свет просто называется. Итак, милиционер «включает» светофор, объявляя, какой свет горит в данную минуту, а при зеленом свете дает также звуковые сигналы (например, с помощью звучащей игрушки). Очень популярны у незрячих детей строительные наборы и особенно конструкторы. Дети подолгу могут сидеть за столом, занимаясь с ними. Однако развивающий эффект занятия будут иметь только в том случае, если родители смогут увлечь ребенка созданием новых, все более сложных построек. Важным этапом в конструировании является построение дома с четырьмя стенами. К сожалению, бывает, что дети в 7-8 летнем возрасте, несмотря на любовь к занятиям с конструктором, не представляют себе, как нужно расположить стены дома по отношению друг к другу, у них нет четкого представления о внешнем облике дома, о соотношении его частей. В уголке дошкольника должны быть также разнообразные дидактические игрушки: пирамидка (для младших детей), вкладные стаканчики, матрешки, вкладыши, ящики форм (в отверстия которых вставляются геометрические формы). Среди игрушек ребенка непременно должны быть детские лопата, грабли, лейка для серьезных занятий на огороде или во дворе. Ребенок почувствует себя полноценным членом семьи, вскапывая с папой грядку или поливая цветы. Ребенок должен также познакомиться с некоторыми простыми инструментами, употребляемыми для домашних работ (ножницами, штопальными иглами, пилой, молотком), учиться правильно обращаться с ними. Сначала действия с инструментами нужно показать на игрушках, после чего под наблюдением взрослых и в совместной деятельности с ними осваиваются аналогичные действия с настоящими инструментами. Конечно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности (концы ножниц должны быть закруглены и т.д.). Позднее он будет использовать эти инструменты в обслуживающем труде. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка убирать на место игрушки и всегда держать свой уголок в порядке. И не только после игры, но и во время нее. Это даст ребенку возможность легко ориентироваться среди игрушек, не искать их во время игры. И тогда игра принесет ему только радость. Слепого ребенка необходимо готовить к обучению ориентировке в пространстве, начиная с первых дней его жизни. Навыки ориентировки пригодятся в самостоятельном передвижении и практическом ориентировании. Выполнение конкретных заданий по ориентировке, ознакомление с окружающим заключается не только в обследовании объекта с выделением существенных качеств, но, в первую очередь тех качеств и свойств объектов, которые могут служить детям ориентирами при самостоятельном передвижении. И ориентирами не обязательно будут существенные признаки объектов, они могут быть лишь опознавательными. Например, гладкость поверхности стены, если это кафель, ворсистость покрытия дивана и так далее. То есть ориентирами могут служить индивидуальные признаки объектов. Но довольно часто ориентирами служат и существенные качества объектов. Поэтому одной из важных сторон этой подготовки становится ознакомление слепого ребенка с конкретным окружающим его пространством, где он живет, — а именно со своей комнатой, квартирой, предметами их наполняющими. А при достаточной подготовке — с пространством улицы, города. Ориентировка в пространстве и свободное движение в нем обеспечивается тем, что слепой, как зрячий, должен знать окружающий его предметный мир, знать особенности и качества предметов, с которыми он сталкивается. Например, в доме есть круглый стол, за ним собираются все члены семьи, едят, пьют чай. На нем постелена скатерть, за нее нельзя тянуть, иначе чашки, тарелки и все, что есть на столе, упадет на пол. Этому же учат и зрячего малыша. Слепой ребенок тоже должен знать последствия своих действий с предметами, тогда он не будет бояться этих вещей или, наоборот, будет осторожен. Сначала ребенка необходимо познакомить с квартирой: комнатой, коридором, кухней, с предметами, их наполняющими. Делайте это надо постепенно и обязательно вместе с ребенком, ощупывая окружающие предметы. Вместе с ребенком выделяйте отличительные признаки — ориентиры, по которые легко опознать предмет. Например, стул из гостиной, по мягкой обивке сидения, а из кухни по деревянным спинкам и сидению. Каждый день знакомьте ребенка с новым, открывайте ему новые свойства предметов его окружения и обязательно показывайте, где они находятся в комнате, как их найти. Постепенно ребенок усвоит расположение всей мебели в квартире, и будет знать все ее индивидуальные признаки. Помогите ему запомнить это расположение, поиграйте в игру — «где что стоит», «где что лежит». Учите его узнавать предметы на ощупь, при одном прикосновении, а для этого нужно предварительно очень внимательно осмотреть и ощупать предмет, выделить зрительно воспринимаемые и осязательно ощущаемые признаки, определить его место в комнате, начиная отсчет сначала от двери, а далее усложняя задание от окна или других знакомых ребенку предметов, от себя. Для тотально слепого ребенка необходима помощь в нахождении направления движения. В начале обучения лучше использовать специальные, но не искусственные ориентиры. Так, например, от входной двери до кухни или его комнаты, положить коврик, который можно ощущать ногами, на стене, у которой стоят его игрушечный столик, ящик с игрушками или полки с книгами, повесить часы с маятником, или боем, чтобы ребенок мог ориентироваться на звуки маятника часов. Обратите внимание ребенка на звуковые характеристики помещений. Отличительные звуки, несущиеся из кухни во время работы там мамы или бабушки, будут указывать направление движения. Для этого знакомьте и играйте с ребенком в игры — «Что я делаю?». Можно размешивать ложкой в кастрюле, резать ножом капусту, хлеб, лук, жарить картофель, мыть посуду, провертывать в мясорубку мясо, листать книгу и так далее. В такой игре у ребенка развивается слуховое восприятие, обоняние, формируется реакция на дистантные раздражители, которые могут служить детям ориентирами. Познакомьте детей с запахом в ванной комнате — мылом, духами, одеколоном, кремами, пудрой, зубной пастой. Послушайте, как шумит вода, наливаясь в ванну, как она шумит в пустой и наполненной ванной, какой звук возникает, когда вода вся вытекла из ванны — все это очень облегчит слепому ориентирование и в помещении квартиры и в предметной, бытовой обстановке. Самостоятельная пространственная ориентировка и свободное передвижение в знакомом помещении — это самое главное, чему необходимо научить слепого ребенка в семье. Необходимым условием этого является четкая семейная организованность, порядок в семейном хозяйстве. Вместе со всеми членами семьи нужно условиться, что каждая вещь и особенно мебель должны занимать свое постоянное место. Если стол стоит на середине комнаты, то и стулья должны стоять задвинутыми. Как только встали из-за стола или взяли стул в другую комнату или кухню необходимо вернуть его, на свое постоянное место. И эта четкость в поддержании определенного порядка в квартире должна стать правилом всех членов семьи. Такая уверенность в постоянстве крупных (и мелких) вещей занимать свое место — важная и необходимая предпосылка к тому, чтобы слепой малыш не боялся заполненной вещами комнаты и квартиры. И если покупается новая мебель, новая вещь, то необходимо показать ребенку, как она располагается среди хорошо знакомых ему предметов. Ознакомление и помощь в ориентировке должна быть не только конкретным показом, но и словесным указанием, с употреблением понятий, отражающих пространственные отношения и направления. Необходимо разъяснить и показать ребенку на предметах, что означают предлоги «между», «перед» и другие. Особенно это касается различения правой и левой стороны, определения точки отсчета, «что справа от тебя, от меня» и так далее. Конкретизация этих понятий требует длительной работы и внимательного отношения к речи взрослого. Знание предметов и их характерных признаков является первой необходимой предпосылкой свободного ориентирования. Это знание связано с уменьем слепого ребенка, выделить и узнать предметы и ориентиры, соотнести их с местом их нахождения, представить свое местонахождение. Для этого у малыша должно быть развито осязание, слух, обоняние, умение - использовать остаточное зрение. Это вторая и важная предпосылка, необходимая при обучении ориентировке. При знакомстве с предметами надо учить ребенка выделять признаки предметов в качестве ориентиров. Нужно уметь определять материал, из которого они сделаны, их форму и величину, окраску и так далее. Определять свойства как конкретного предмета, так и общие, характерные для данного предмета, свойства. Ребенка надо знакомить с вариантами одного и того же предмета, с возможностью изменения непосредственных признаков. Так, стул может быть с мягкой обивкой и жестким сидением, с различными формами спинки. Чашки могут иметь различную форму, сделаны из различного материала — стекло, фаянс, фарфор, металл и так далее. Для развития осязания и остаточного зрения следует проводить специальные игры, в которые требуется выделение форм, качества материалов. Для ориентировки очень важно умение дистантно, на расстоянии, определять нахождение каких-то предметов, которые дети должны миновать или наоборот найти. В этом огромную роль играют слух, обоняние и остаточное зрение. Учите детей узнавать действие по звукам, играйте с детьми в игры, используйте все случаи, позволяющие детям узнать звуковые качества предметов: как звучит металл, стекло, дерево, как раздается звук хлопка в большой и маленькой комнате, как в ванной, как на улице. Создавайте для этого и специальные ситуации: уронили ложку, коробку спичек. Во время прогулок учите различать по звукам проезжающие грузовые или легковые автомашины, их остановку, открывание дверей автобусов и троллейбусов, направление их движения. Обращайте внимание и на визуальные признаки предметов, учите различать цвета. Очень важно научить ребенка узнавать голоса, шаги, их приближение и удаление. Можно записать на аудиокассету множество различных звуков: голоса животных, птиц, шум транспорта, звуки шагов по разной поверхности. Знакомство с помещениями, в которых живет слепой ребенок, позволяет создать представление о помещении и заполнении его соответствующей мебелью. Чтобы проверить их знания, уточнить представления, можно использовать специальные макеты жилых помещений с кукольной мебелью. С помощью макетов дети могут воспроизводить расстановку мебели в своей комнате, квартире, кухне и так далее. Третьей необходимой предпосылкой обучения ориентировке в пространстве является хорошая физическая подготовка слепого, его умения свободно двигаться. Это достигается автоматизмом навыков ходьбы, бега. Моторная система ребенка является первой инициативной системой в его общем психическом развитии. И чем более совершенна эта система, тем лучше, свободнее и эффективнее протекает процесс развития. Двигательное развитие слепого необходимо стимулировать. Например, чтобы ребенок начал ползти к предмету или игрушке, нужно сделать их привлекательными — они должны звенеть, бренчать, блестеть и так далее. Тогда ребенок будет стремиться их достать. Ползание для слепого, как и для зрячего, помогает ребенку в активном овладении пространства и развивает множество двигательных актов, ребенок начинает свободнее владеть своим телом: такой ребенок быстрее встает на ноги и начинает ходить. Слепой ребенок начинает ходить примерно в те же сроки, что и зрячий, может быть чуть позже, во всяком случае, от года до двух лет. Походка слепого своеобразна: ноги расставляются более широко, шаг несколько укорочен, стопа ставится плоско. Такую походку называют «утиной». Движения тела при ходьбе сбалансированы слабо, что объясняется переносом тяжести тела с одной ноги на другую при каждом шаге, что и вызывает качание тела из стороны в сторону. При такой ходьбе затрачивается больше энергии, и ребенок быстрее устает. Кроме того, разворот стоп недостаточен, что создает неуверенность позы и так далее. В процессе упражнений в ходьбе вырабатывается правильная стойка, разворот стоп, умение переносить тяжесть тела с пятки на носок, автоматизируются и синхронизируются движения рук и ног. Значительное место в обучении ходьбе, кроме овладения чисто техническими навыками, занимает психологическая подготовка. Нужно выработать у детей смелость в движении, а если появилась боязнь движения в пространстве, преодолеть ее, снять ее. Необходимо не только обеспечить свободу и безопасность движения слепого ребенка, нужно сформировать у него доверие к окружающим людям, психологическую готовность к преодолению трудностей самостоятельной ориентировки без зрения. Значение самостоятельного и свободного владения ходьбой в общем развитии нельзя переоценить. В процессе обучения ходьбе у ребенка изменяется не только походка, возникает прямолинейность ходьбы, происходит углубление свода стоп, но и появляются условия для координации движения рук и ног для успешного развития предметной деятельности. Овладение движением, ходьбой становится стимулом в дальнейшем ознакомлении с внешним миром и расширении знаний об окружающем, способствует развитию познавательных интересов ребенка. Развитие движений и свободная самостоятельная ходьба имеет значение в социализации слепого, так как позволяет ему координировать свои действия с действиями других детей. Таким образом, для хорошей ориентировки в пространстве слепого ребенка необходимо обращать большое внимание на психологическую сторону этого процесса, формировать необходимые качества личности, такие как настойчивость в достижении цели, упорство, трудолюбие. Очень важным психическим свойством, необходимым для хорошей ориентировки в пространстве, является достаточный объем внимания и памяти. Одна из главных задач в обучении слепого ориентировке в пространстве и самостоятельному передвижению является подготовка к использованию трости. Наиболее сложная проблема — психологическая подготовка ребенка пользованию тростью на улице: не стесняться трости, не бояться показать себя слепым. Эта работа должна начаться достаточно рано, чтобы слепой почувствовал, что трость улучшает возможности самостоятельного безопасного передвижения, понял преимущества ее использования. Однако нужно учить ребенка технике использования трости, умению узнавать предметы и препятствия с ее помощью. Ориентированию с помощью трости предшествует большая работа по ориентировке на основе осязания, слуха и обоняния. Ориентирование необходимо начать с ознакомления детей со своим телом, с названием частей тела. Особое внимание обращается на парные органы, их обозначение как правые и левые. Дети должны знать, показывать и называть правую и левую руки, ноги, уши и так далее. На своей одежде находить и показывать правую и левую стороны, определять, где находятся карманы, пуговицы, молнии, украшения и так далее. Дети должны правильно научиться употреблять слова «справа», «слева». При этом дети опираются на положение своего тела. Так, дети определяют, кто сидит «слева» или «справа» от них. Где находится мама, бабушка. Что стоит или лежит справа или слева от него. Переходя к определению пространства вокруг себя, слепой ребенок должен усвоить также понятия «впереди» и «сзади», соотнести их с предлогами «перед», «за». Для этого проводятся специальные упражнения, в которых дети практически определяют в играх местонахождение игрушек по отношению к себе. Детей практически знакомят с помещением, в котором они живут. Каждому ребенку показывают его кровать в спальне, его стол и стул в столовой, в игровом уголке или его комнате, шкаф для верхней одежды и его вешалку в коридоре. Постоянство места предметов, игрушек, мебели создает детям гарантию уверенности и безопасности движения в помощи. Слепые дети от 3 до 4-х лет, еще не могут во всей полноте представить окружающего пространства. В этот период ведется работа, подготавливающая к возможности его целостного представления. Детей учат по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего окружения их положение в пространстве, указывать направление движения в пространстве этих предметов. В связи с этим, большое значение придается развитию умения локализовать направления по звуку, голосу. С детьми проводятся игры с озвученным мячом, с колокольчиком и так далее. Дети упражняются в движении на голос матери, братьев, товарищей по игре, на хлопки в ладоши, движутся вслед за ведущим, имеющим звуковой сигнализатор и меняющим направление, учатся узнавать предметы по звукам, сопровождающим действия с ними. Это, в основном, предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей в их жизни дома. Детей учат ориентироваться в помещении не только на основе слуха, но также на основе осязания с помощью рук и ног. Дети могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати. Но уже в этом возрасте детей необходимо учить определять под ногами различные покрытия: ковер в гостиной, кафельный пол в туалете, паркет или линолеумное покрытие в комнатах и кухне. Детей нужно учить различать фактуру пола, соотносить этот признак с конкретными помещениями, по слуховым и обонятельным признакам определять свое местонахождение. Все эти навыки требуют длительного закрепления в процессе многократного повторения и их автоматизации. В течение пятого года жизни слепого ребенок продолжается совершенствование навыков ориентации и движения в своей комнате, в спальне, гостиной, кухне и так далее. В то же время площадь ориентирования расширяется. Дети знакомятся с лестницей, обучаются подниматься и спускаться по лестнице. Усваивают также правила движения по коридору и по лестнице (держаться правой стороны). При спуске и подъеме по лестнице дети держатся за перила, при этом рука их должна находиться несколько впереди, с тем, чтобы он мог почувствовать конец марша лестницы и лестничную площадку. Сначала детям можно разрешить спускаться и подниматься по лестнице, становясь на ступеньку двумя ногами, если у детей имеется боязнь перед лестницей, и, если у них неуверенная координация тела. 0днако. лучше сразу же приучить детей стукаться и подниматься по лестнице, ставя поочередно на каждую ступеньку то правую, то левую ногу. Обучение следует проводить индивидуально и синхронно с движениями обучающего. Обучающий должен идти на одну ступеньку выше (если они поднимаются) или на одну ступеньку ниже (при опускании с лестницы). Тренировки должны привести к автоматизму. Для того чтобы дети могли самостоятельно определить начало и конец лестницы, желательно также иметь на полу специальный коврик, или какие-либо другие способы, предупреждающие детей о начале или конце лестницы. Дети начинают ходить в гости к своим родственникам или друзьям, знакомятся с помещениями общественного назначенная: поликлиникой, клубом, спортивными сооружениями. Это первоначальное знакомство и осуществляется только со взрослыми. В этом возрасте дети уже способны к использованию более сложных и комбинированных способов ориентирования. Дети уже способны к преднамеренному запоминанию и восприятию словесного материала, поэтому в методы обучения ориентированию можно включить заучивание последовательности признаков, по которым можно ориентироваться во время движения к заданной цели. Такой характер ориентирования предполагает, что дети хорошо знают предметы мебели и обихода, их назначение, величину, знают и понимают слова, обозначающие пространственные признаки предметов: ближе, дальше, выше, ниже. На шестом году жизни слепой ребенок продолжает освоение и закрепление навыков ориентировки в пространстве в своей комнате, в помещении квартиры и дома. При этом дети уже могут использовать комплекс специальных приемов ориентирования, а именно, слежение и легкое скольжение руки по стене, ориентация с опорой на восприятие поверхности пола ногами, использование слуха, обоняния. Возможности ориентировки в знакомом помещении продолжают расширяться. Она начинает включать в себя такое практическое владение пространством, когда детям можно поручить самостоятельно выполнение заданий включающих в себя ориентировку, как условие их выполнения. Например, ребенок может помочь матери сервировать стол к обеду, ужину, завтраку, расставлять тарелки, чашки, раскладывать приборы салфетки убирать игрушки в своем кукольном уголке, а также выполнять поручения. Например: «Возьми из шкафа, с нижней полкм матрешки для счета» и другие задания. Это способствует обогащению словаря детей, связанного с пространственными обозначениями. Обучение счету, знакомство с геометрическими формами и их словесными обозначениями также способствует улучшению ориентировки. Нужно уметь использовать получаемые знания при практическом ориентировании в пространстве. Например, при знакомстве с новой для детей лестницей можно использовать знания детей счета до 10 и просчитывать при подъеме количество ступеней в каждом пролете. При нахождении своего стула посчитать стулья. Правильно начинать отсчет, знать свое место. Счет может стать лишь начальной стадией овладения навыками ориентирования. Основная задача в ориентировании в знакомом пространстве — это доведение навыков до автоматизма. На шестом году жизни можно обучать ориентироваться во дворе и на улице, хотя самостоятельное ориентирование на улице не входит в задачи дошкольного воспитания слепых детей. Дети знакомятся с элементами правил дорожного движения. Знают, что машины движутся по мостовой, что пешеходы могут и должны ходить только по тротуару и справой стороны; детей знакомят с тротуаром, его краями. Дети знают словесное обозначение сигналов светофоров, а дети с остаточным зрением учатся различать сигналы светофоров в игре. Во время прогулок по улицам города дети учатся определять по шуму приближающиеся автомашины, многие дети могут различать по шуму: грузовые и легковые автомашины, узнать медленно или быстро они движутся. Детям указывают на типичные звуки, возникающие при приближении троллейбуса, учат по звуку определять остановку автобусов и троллейбусов (открывание и закрывание пневматических дверей). Все эти элементы ориентирования дети должны хорошо усвоить, для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать их в самостоятельном передвижении в пространстве. Расширение знаний детей о природе в различное время года и особенно знание природных явлений, способных быть воспринятыми слепыми детьми, помогают им в ориентировании в своем дворе. Следует обратить внимание детей на некоторые специфические особенности и признаки, на которые дети могут ориентироваться во дворе. Например, нужно чтобы дети знали, что в первой половине дня солнце освещает фронтальную сторону их дома, где находится вход. Такие знания помогают детям по этому признаку определять свое положение. Необходимо также обращать внимание детей на то, что от нагретой солнцем стены идет излучение и дети должны научиться чувствовать, поэтому признаку приближение к стене дома. Дети учатся прислушиваться и различать шум ветра в кронах деревьев, расположенных на дворе и по этим признакам определять направление своего движения к заданной цели. Знание детей об изменениях в природе имеют большое значение в самостоятельном ориентировании детей. Зная, где расположены, например, кусты сирени, дети по форме листьев, их запаху, запаху почек, при растирании в руках, могут определить какой это кустарник, в соответствии с этим и свое местоположение на участке, воссоздав в памяти топографию участка. Во время обучения ориентированию нужно показывать детям, как использовать знания, полученные от книг, рассказов и прежнего своего опыта для ориентирования в пространстве, для создания и закрепления в представлениях памяти топографического плана участка. Для этого используются возможности восприятия детей: осязание асфальтированных и земляных дорог, травяного покрытия, стволов деревьев, запахи растений. Очень важно при обучении ориентированию в пространстве формировать у слепых детей способность анализировать своё восприятие предметов: относить их к определенному предмету и воспроизводить на основании этого в мысленном плане топографию знакомого помещения. Например, услышав тиканье часов (на серванте, например, или на стене), дети должны представить комнату и определить свое местонахождение, а также и расположение других предметов. Индивидуальные признаки знакомых помещений должны быть детям хорошо знакомы. На шестом году жизни можно переходить и к обучению слепых детей ориентироваться по общим признакам, свойственным не только данному, знакомому помещению, но и другим. Например, когда за окном идет сильный дождь, можно прислушаться к его шуму, обратить внимание на то, что через окно можно слышать шум дождя. Затем перейти с ребенком в другую комнату и просите его показать окно, подойти к нему. В этом возрасте дети могут моделировать с помощью игрушечной мебели расстановку предметов в детской или кухне. При моделировании закрепляются знания детей о знакомом пространстве, в котором они живут, что позволяет детям свободнее овладевать пространственной ориентировкой на практике. В свою очередь, такие действия готовят детей к использованию моделей в старшем дошкольном возрасте для овладения не только знакомым, но и незнакомым, новым для слепого пространством. На седьмом году жизни слепые дети уже должны практически владеть ориентировкой и свободным передвижением в своей квартире, во дворе. Наиболее серьезной задачей ориентирования в пространстве в это время является обучение детей обобщенным способам ориентировки и возможности их переноса в незнакомое пространство, то есть выделение таких реальных признаков, которые свойственны предметам в любом незнакомом слепому пространстве и по которым он может определить свое местонахождение. Очень важно также использовать в обучении детей макеты тех помещений, где детям придется ориентироваться, двигаться, карты-схемы, схемы-пути для определения движения слепого к определенной цели, и, наконец, метки (или обобщенные признаки предметов), позволяющие уже во время движения констатировать свое местонахождение и правильность взятого направления движения. Date: 2015-10-21; view: 411; Нарушение авторских прав |