Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство режиссера. Специфические особенности преподавания театральных дисциплин





Прежде чем приступать к изучению педагогической деятельности необходимо вспомнить, что такое педагогика.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого. Педагогика - это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержания, методы, формы образования, воспитания, обучения. (это же мы будем рассматривать на наших уроках через призму творческих, театральных дисциплин).

ОБЪЕКТ познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

ПРЕДМЕТ педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. (Столяренко Л.Д. Педагогика)

Преподаватель, учитель любой сферы обучения (школа, сузы, вузы, дополнительное образование: творческие объединения, судии, кружки), осуществляющий воспитательные отношения, с передачей знаний, опыта другого поколения – осуществляет педагогическую деятельность.

Педагогическая деятельность – есть профессиональное общение учителя с учеником на уроке и в не его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Педагогическая деятельность является сложной организованной системой различных видов деятельности. Самый первый из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя и ученика, устремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правильную и не правильную (т.е. ученик дублирует то, что показывает учитель). Такая схема обучения в основном превалирует в средних школах, где учитель, это тот, кто обладает знаниями и передает их ученикам по принципу точного воспроизведения (учитель решает задачу на доске, дети то же самое переносят в тетрадь).

В системе дополнительного образования детей (творческие объединения, студии, кружки) для того, чтобы добиться успеха в процессе обучения или создания культурного продукта, через процесс обучения (спектакль через репетиции, репетиция рассматривается как урок), учитель должен стать, прежде всего, сотоварищем. Он должен создать такую ситуацию до урока и во время самого урока, что бы вызвать интерес детей придти на самое первое занятие, и в дальнейшем поддерживать этот интерес, что бы дети не прекращали занятия в студии. Важно создать на занятиях принципиально другую, отличную от обычного урока атмосферу. На традиционном уроке учитель и ученики разделены. Один знает, другой учиться. Один ведущий, другой ведомый. Отсюда и мизансцена урока: учитель и ученик находятся напротив друг друга. Театральный «урок» - совсем иное дело. Здесь все определяется законами коллективного творчества. Следовательно, все всё делают вместе. Функция пространства – объединить всех участников процесса независимо от возраста. Сдвинутые или поставленные друг на друга парты в классе – это уже изменение пространства любого кабинета.

Для театральных занятий необходимо свободное пространство, возможность беспрепятственного передвижения, смены мизансцен. Если есть возможность проводить урок в актовом зале, то это тем более не обычный урок.

На традиционном уроке существует незыблемая дисциплина: вести себя тихо, поднятая рука означает готовность отвечать, переговариваться нельзя и т.д. На занятиях «театром» эти строгости надо серьезно ослабить. И дело не только в том, что творчество не родится по команде: необходима атмосфера поиска, спора и соревнования, рождающего «творческий шум». Дело еще и в том, что именно на творческих уроках можно и пошуметь, и немного побаловаться, поспорить, а значит, и полноценно пооб­щаться со взрослым. Тут можно не просто побыть самим собой, но и с самим собой познакомиться. Творческие уроки, уроки искусства — это именно та стихия, которая способствует росту личности как таковой, а не только приобретению набора зна­ний и усвоению неких норм.

Необходимо вспомнить, что создание любого, пусть неболь­шого, театрального действия — коллективный труд. Если ре­бята, независимо от возраста, почувствуют, что сами явля­ются авторами и исполнителями будущего действия, то лю­бой руководитель получит целый кладезь выдумок и фантазий, на которые неистощимы дети. Если всю эту энергию аккуратно направить в нужное русло, то проблем с дисциплиной на таких занятиях будет значительно мень­ше. Ведь сами участники действия будут стремиться как можно скорее увидеть результаты своих «придумок» и по­том продемонстрировать их зрителю. Создание доброжела­тельной, доверительной и деловой атмосферы на занятиях «театром» впоследствии даст возможность решать многие творческие задачи.

Создание творческой атмосферы в группах детей разного возраста, естественно, протекает различно. И задачи при этом решаются тоже не совсем одинаковые, и все-таки родственные. Уроки искусства всегда выполняют компенсаторные функции. Здесь восполняется дефицит движения, общения, личностной реализации.

В начальной школе маленькому человеку особенно трудно после вольной домашней жизни сидеть полдня за партой да еще дома делать уроки. Очень трудно, да и вредно не кричать, не бегать на переменах. А ведь в школе все это запрещается правилами поведения. Потому и возникает проблема неприя­тия школы, которая потом, к сожалению, часто остается до ее окончания.

На театральных уроках эту проблему можно в зна­чительной степени решить. Неуспевающий на общеобразова­тельных уроках человек может оказаться незаменимым помощ­ником на театральных занятиях, и это повысит уровень его са­мооценки, примирит с товарищами и со школой в целом. Это он, «неуспевающий», быстрее всех готовит кабинет к заняти­ям. Он уже почти выучил свою роль: в нужное время тихо пе­реставлять стул с одного места на другое. Разве это не достойно похвалы? Это он, «шалун», раньше всех догадался, как пре­вратить парты со стульями в горы и леса. А если таких успехов на театральных занятиях у него будет все больше и больше, то есть надежда, что в этом человеке проснется интерес к другим урокам. Может, проснется не скоро и вовсе не ко всем предме­там. Но уже ясно, что один урок в школе он точно любит, на уроках «театра» он — успевающий. Маловато, конечно, но все же кое-что.

В театре дети начинают учиться самодисциплине. Будущий руководитель должен для себя определить свод неких законов, которые, как он полагает, необходимо исполнять всем ребятам. Это те законы, без следования которым занятие состояться не может, а также те, которые обеспечивают технику безопаснос­ти.Например: приходить на репетиции в рабочей одежде, во время занятий снимать украшения, не опаздывать. Очень важ­но с первого занятия приучить ребят к мысли, что театр — ис­кусство коллективное. Если ты не пришел на занятие, то в сле­дующий раз всей группе придется «топтаться» на месте вместо того, чтобы двигать дальше, и объяснять отсутствовавшему, что было в прошлый раз. Если ты не пришел на спектакль, то... Но лучше, чтобы такого не происходило. Разумеется, все правила прививаются в мягкой и тактичной форме. Ребята сами долж­ны прийти к выработке и принятию этих правил. А для этого можно устроить специальную игру — мозговой штурм, направленный на выработку собственных законов. Диктатурой вряд пи добьешься того, чтобы законы были приняты как свои соб­ственные. И, кроме того, если на занятиях будет интересно, многие дисциплинарные вопросы отпадут сами собой. Но об основных правилах поведения необходимо сказать на самом первом занятии и со временем добиться их выполнения. Если это получится, если возникнет «костяк» театрального кружка, добровольно подчиняющийся этим правилам, то до окончания школы у вас будем много концертов, спектаклей и других театральных затей.

А чтобы создавать такие интересные, нестандартные, не привычные для ребенка уроки, педагогу-режиссеру необходимо овладеть элементами педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – это проявление педагогической деятельности, комплекс средств личности, обеспечивающий высокий уровень самореализации профессиональной педагогической деятельности. Педагогическое мастерство строиться на основе некоторых эелементов.

Элементы педагогического мастерства:

- гуманистическая направленность: интересы, ценности, идеалы. (занятия должны иметь гуманистич. направленность – прививать ребенку интересы, ценности идеалы.);

- профессиональные знания:

ü знание преподаваемого предмета;

ü знание педагогики и психологии

- педагогические способности:

ü коммуникативность, включающая расположенность к людям,
доброжелательность, общительность;

ü прецептивные способности: профессиональная зоркость, эмпатия (от лат. – пристально внимательно смотреть; эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, понимание эмоций и чувств другого человека; эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека),

ü педагогическая интуиция;

ü умения отождествлять себя с учеником (ставить себя на его место);

ü динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

ü эмоциональная устойчивость, способность владеть собой;

ü креативность – способность к творчеству;

- педагогические техники (2 вида):

ü умение управлять собой (владение телом, эмоциями, речью и т.д.)

ü умение взаимодействовать (организовывать общение)

 

Т.о. педагогическая деятельность в сфере художественного творчества осуществляется на основе знаний законов педагогики и психологии, но имеет более широкие рамки, нежели педагогическая деятельность в сфере школьного образования. Занятие театром предполагает не только обучение элементам актерского мастерства, навыкам словесного и сценического действия, но и способствует всестороннему развитию личности, самодисциплине, прививает навыки взаимодействия в коллективе. Особенностью занятий творчеством является тот факт, что уроки проводятся в свободное время, время досуга и поэтому организация урока и действие преподавателя-режиссера должны существенным образом отличаться от действий учителя в школе. Цель педагогической деятельности в сфере художественно образования заключается не только в приобретении учеником знаний, умений и навыков, но и в удовлетворении моральных потребностей личности (общение, удовольствие, игра). Ученик приходит в театральную студию не за знаниями, а для самореализации в творчестве, общении и т.д.

Date: 2015-10-21; view: 1608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию