Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американцы как законопослушные граждане





 

Этот раздел хотелось бы начать с того, что думают об американцах люди, кото- рые впервые их встречают в своей стране и те, кто сам впервые приезжает в Аме- рику и видит американцев на их земле. Но прежде следует узнать мнение самих американцев о себе. Так, один из последних опросов, проведенных маркетинго- вой компанией «Harris Interactive» показал, что американцы в целом довольны своей жизнью. 58% опрошенных заявили, что «чрезвычайно удовлетворены сво- ей жизнью»; 56% твердо уверены, что за время, прошедшее с 2000 года, их жизнь улучшилась; 65% из числа опрошенных полагают, что в течение ближайших 5-ти лет их жизнь будет улучшаться. Для сравнения с Европой эти цифры имеют, со- ответственно, такую последовательность: 31%, 26%, 44%. Вывод напрашивается сам собой: американцы счастливее европейцев и разница в показателях «уровня счастья» весьма значительна - почти в 2 раза (Панорама, 3 августа 2005).

Касаясь определения «что есть счастье», как избрание средств его достиг- нуть, принадлежит воле большинства, с которою сливается воля остальных» (В. Розанов «Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни». В кн.: Смысл жизни. Антология. Вып. II, М. Издательская группа «Про- гресс», «Культура», с. 32.). Ссылаясь на трактат «Contral social» Руссо, по истине,


 

184 глава 6 Человек в постиндустриальном обществе 185


 

залегшей в основу политического строя Европы, Василий Розанов утверждает, что он (трактат- Н.К.), «весь исходит из идеи, что счастье человека есть един- ственный принцип его устроения на земле.... поэтому, продолжает В. Розанов, - мы называем идею счастья как верховного начала жизни иногда «утилитарным принципом», согласно с общим употреблением этого термина» (Там же., с. 38).

Спрашивается, почему бы американцу не быть удовлетворенным своей жиз- нью, если живут они в основном в достатке. Вопреки известному мнению тех, кто зарабатывает миллионы, в США гораздо больше, чем просто известных людей. И они делают деньги в отраслях весьма скромных и неприметных - где-нибудь на ремонте дорог или сети автостоянок, на изготовлении сварочного оборудова- ния, в малом и среднем бизнесе. Немало миллионеров и среди так называемых

«белых воротничков», высоко квалифицированных частнопрактикующих вра- чей, адвокатов, аудиторов, риелторов и юристов. Если в 90-х годах среди 100 млн американских семей состоянием свыше 100 млн долл. владели приблизительно 3,5 млн граждан, то к 2005 году таких семей было чуть ли не 6 млн.

Интересно, что среди «белых воротничков», по спискам делового журнала Forbes, - самыми высокооплачиваемыми являются топ-менеджеры (финанси- сты и девелоперы), чья деятельность во многом послужила толчком к развязы- ванию глобального финансового кризиса. Их годовая зарплата, согласно анали- зу доходов профессионалов верхнего эшелона в 11-ти отраслях американской индустрии, выросла за последние 5 лет на 20 тыс. долл. и в среднем составила 114 тыс. долл. Далее в рейтинге наиболее доходных профессий идут инженеры- управленцы и директора по управлению информационными системами (рост составил в среднем 17%); на третьем уровне находятся менеджеры по продажам и главные аудиторы, получающие приблизительно по 105-107 тыс. долл. в год.

Тем не менее, согласно опросам исследовательского центра университета штата Коннектикут, 69% из 500 взрослых американцев заявили, что разрыв между доходами богатых и бедных людей в США слишком большой. Среди раз- деляющих подобное мнение 2/3 представляют семьи с годовым доходом более 80 тыс. долл.; 8 из 10 уверены, что за 25 лет увеличивается разрыв между бога- тыми и «средним классом»; 58% заявили, что большая разница в зарплате за- ставляет людей работать больше и тяжелее, а 61% убеждены, что такой разрыв мешает процветанию страны, хотя, по мнению 2/3 американцев, сглаживание разрыва между бедными и богатыми в обязанности властей не входит.

В США состояние зарабатывают примерно к 50-ти годам. При этом обыч- ному американскому миллионеру никогда не придет в голову купить костюм более чем за 300-500 долл., а часы - выше 250 долл. Машины, на которых они ездят, не дороже 25-30 тыс. долл., предпочитая для поездок на работу японские марки, а для хозяйственных нужд - американский «Форд»-150 (возможно, из патриотических соображенией); женаты, как правило, 1 раз в жизни; имеют в среднем двоих детей и живут по 10-20 лет в одном и том же доме. Вместе с тем, среди этой категории граждан, нередко можно встретить начинающего стареть мужчину (от 50-ти лет и выше), который считает обязательным приобретение дорогого спортивного автомобиля или личного самолета. Стоимость последне-



 

го, кстати, не является слишком высокой. Она вполне может быть приравнена с стоимости первого, т.е. порядка 50-80 тыс. долл. Впрочем, такого лысеющего типа легко можно узнать по голове, выглядывающей из машины с открытым верхом, в сопровождении какой-нибудь особы женского пола.

А теперь посмотрим, что говорят о путешествующих американцах, особен- но молодых, за границей европейцы. Они их называют либо невоспитанными туристами, считающими, что все вокруг должны говорить по-английски, либо высокомерными патриотами, либо чуть-ли не подвыпившими хамами, уверен- ными в том, что не у себя на Родине они могут вести себя, как захотят. Можно еще сослаться на ряд замечаний в отношении языка, вежливости, чувства юмо- ра, разговоров о политике, персональных вопросов к американцам и т.д. В це- лом, по словам сотрудника компании Academic Consultants International Билла Хоффа, организующего обучение американских студентов за рубежом, «имидж американца за границей весьма малоприятен».

Относительно среднего американца русские говорят следующее: «Средний провинциальный американец, десятилетиями не покидающий своего обжитого места и отправляющийся в пыльный Нью-Йорк, в гробу видал всю эту демокра- тическую Европу вместе с загадочной Азией. Этот американец не ест ничего сла- ще гамбургера, думает, что «Шекспир» - марка презервативов, а «Вольтер» - на- звание шоу трансвеститов из Санта-Моники (шт. Калифорния - Н.К.). Он всецело озабочен тем, как взять выгодный кредит на покупку американской машины мар- ки «Шевроле» или «Форд» и подешевле отдать в химчистку свою одежду» (Онлай- новый источник, 2010 г).

Какая-то доля истины может быть и есть в этих примерах, потому что чув- ство патриотизма в американце очень развито и это ощущение дано ему, с его точки зрения, единственным источником святости и могущества на земле - Америкой, ибо Америка, по его мнению, и есть Бог. Поскольку средний аме- риканский провинциал держится своей земли, дома и продолжая, зачастую, дело отца, он не особенно стремится путешествовать. «Другие страны можно увидеть и по телевизору», - говорит он. То, что бывший президент Дж. Буш

- младший не отличал Албанию от Армении и хамски называл пакистанцев

«паками», тоже не особенно смущало недалекого провинциального южанина- янки. Главное, что президент обладал ковбойской харизмой, хотя и происходил из неординарной семьи, но очень талантливо изображал среднего американца, как впрочем и в России - Б. Ельцин, - чем не пример типично русского мужика

- пьяницы, разъезжавшего на первых порах, будучи председателем Моссовета, в троллейбусе по ул. Горького (ныне Тверской) и осматривающего прилавки мо- сковских магазинов.

Каково же мнение об американцах людей, впервые посетивших США и про- живших некоторое время в этой стране? Первое, что бросается в глаза, говорят они, - это вежливость и доброжелательность, скромность и какой-то особый позитивный настрой на внезапно возникшую проблему, с которой обращается к ним прохожий; полная поддержка приезжающих с плохим знанием англий- ского языка, когда собеседник пытается что-то спросить или объяснить («го-



 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


ворите смелее - мы вас понимаем!»); умеренное употребление алкоголя (аме- риканцы ведь почти всегда на колесах). В отношении физического контакта имеются свои особенности: американцы при разговоре, как правило, оберегают свое «личное пространство», то есть стараются держаться, как между собой, так и с посторонними людьми, на определенной дистанции, особенно в образовав- шейся очереди, в банке, например, в кассе магазина, при входе в салон самолета и т.п. местах, но не исключена и несколько иная культура общения, когда люди не могут обходиться без поцелуев, слез, объятий, рукопожатий, похлопываний по плечу и т.д. При более длительном общении выясняется, что многие амери- канцы - хорошие и верные друзья, не бросают друга в беде, даже когда ситуация бывает критической. Пару лет назад, по утрам, мне приходилось гулять со своей собакой в компании американских собаководов в национальном парке. Когда моя собака убегала и долго не возвращалась, они, несмотря на занятость и не- обходимость «бежать» на работу, терпеливо ждали ее вместе со мной, волнова- лись и переживали за то, чтобы она, не дай Бог, не попала под машину, так как парк был открытый и со всех сторон окружен дорогами. Во время финансового кризиса в 2008 году многие теряли работу, но друзья старались, как могли, по- могать «пострадавшим»: приглашали их на семейные обеды, помогали по уходу за детьми, даже предлагали пожить у себя некоторое время.

Нужно заметить, что иногда американская вежливость бывает даже чрез- мерной. Гуляя как-то вдоль небольшого шоссе с маленьким рюкзачком за пле- чами, передо мной остановилась машина и женщина, в полной готовности меня подвезти, сразу спросила, что случилось и не нуждаюсь ли я в помощи? В об- щественных местах (магазинах, госпиталях, спортивных клубах и т.д.) тебе всегда при расставании или завершения дела скажут фразу: «Have you good day!» (Хорошего вам дня!), а при встрече обязательно спросят: «How are you?» или «How are you doing?» (Как дела? Как себя чувствуете?). Казалось бы, ниче- го не значащие фразы, но они являются необходимым атрибутом вежливости и внимания, твердо вошедшие в повседневную привычку при общении, даже с незнакомыми людьми. В случае, если ты заблудился на дороге, всегда объяснят (нарисуют), как правильно выбраться из трудной ситуации, а при первой же возможности выдадут на компьютере распечатку (direction) дальнейшего пути следования. Это, конечно, чисто внешнее проявление чувств к человеку, с кото- рым американец вступает в контакт.

Между тем, характерными чертами американцев считаются следующие: предсказуемость поведения, стабильность, рациональность, способность к са- моконтролю, умеренность во всем - в отличие от некоторых современных граж- дан в России, имиджем которых стало являться отсутствие последовательности, невыполнение обязательств и обещаний, невнимание к тому, что ты говоришь или спрашиваешь и т.д. Например, один бизнесмен из России рассказывал мне, что при сделке с иностранцем, когда уже предварительно были обговорены все ее условия и детали, по дороге на встречу с ним, с целью подписания контрак- та, русские предприниматели могли спокойно, по телефону из машины, заявить об изменении цены или какого-либо важного пункта подписываемого доку-



мента. В результате - это вызывало шок у противоположной стороны и сделка срывалась. Другой, уже французский предприниматель, намеревавшийся в на- чале перестройки открыть Московский театр моды, сетовал на то, что бизнес в России часто плохо продвигается из-за прямого вымогательства со стороны чиновников, аппетиты которых имеют непомерную тягу к росту: «Я купил им уже 3 автомашины-иномарки для личных целей, а сделка стоит на месте!», - воз- мущенно восклицал он. Но вернемся к теме простого общения людей.

Естественно, горожанин, особенно в большом городе, типа Москвы, Санкт- Петербурга в России, бывает часто осмотрительным, иногда не добрым («Не сделаешь добра- не увидишь зла» - с усмешкой подумает он), а порой и просто злым («С какой стати ты возникаешь тут?» - может предположить он). В Амери- ке тоже много больших городов, но смех здесь по отношению к приезжему, от- нюдь не издевательский; он чисто американский, с улыбкой на устах. В малень- ких же городах - пригородах незнакомые люди вообще ведут себя, как в деревне, здороваясь с незнакомцами с неизменной американской улыбкой; привилегией здесь является принадлежность к индивидуалистическому обществу: шум, тес- нота и суета, преступность больших городов их раздражает. Также примерно думают о Москве люди, живущие где-нибудь в Пензе или Орле. Известно, что С. Есенин после посещения Нью-Йорка назвал его «железным Миргородом».

У приезжего иностранца с определенной духовной установкой и психологи- чески болезненным идейным комплексом в Америке нарастает своя исключи- тельность, которая спровоцирована неприязнью западной жизни, здешнего бы- тия, чисто внешней видимостью распада духовных и социальных связей, чужой культуры, а попросту, непониманием и, главное, - нежеланием ее понять, почув- ствовать. Что же происходит на самом деле с людьми в американском обществе?

Начнем с детей. Американские дети поначалу не очень понимают, что такое авторитет и норма с точки зрения русского менталитета. Они нарушают нор- мы и противятся авторитетам; в этом им помогают и родители. Даже в семье, за обедом, сначала выслушают ребенка, а потом представителя старшего поко- ления. Объясняется это довольно просто. Родители, оправдывая детей, говорят возмущенным взрослым: «Вот ты большой, высокий, а то что окружает тебя

- маленькое и незначительное. Ребенку же все представлется наоборот, потому что он сам маленький, а окружающие его предметы и люди большие». Чтобы не загонять ребенка, «в угол», родители трактуют своего ребенка как взрослого, возвращаясь в допросветительскую эпоху, и делается это для того, чтобы бу- дущему человеку было не труднее, а легче. Называется такой метод «нерепрес- сивной цивилизацией». Дети и из дома уходят раньше, как только заканчивают школу. В университете или с компанией друзей в снимаемом доме (квартире) они приобретают меру собственной ответственности. Мальчики становятся мужчинами. Викторианец Фрейд даже говорил, что «ребенка надо учить готов- ности к драке, а не порядочности» (Цитируется по: Б.Парамонов. Конец сти- ля. С,-Петербург, М., Аграф, 1999, с. 207). «Детство - талантливая эпоха, дети целостны, они охотно интегрируют зло, любят зло, любят жестокие сказки, им чужда мораль. Детство - модель бытийной целостности, мир - играющее дитя


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


Гераклита» (Там же., с.209). В прессе и ежегодных отчетах Фонда защиты детей (CDF) нередко можно встретить заметки под заголовком, типа: «12 млн амери- канских детей живут в бедности». При этом под официальной бедностью по- нимается годовой доход в 13 тыс. 290 долл. на семью из 3-х человек. И это при ценах, которые вдвое-втрое ниже, чем в России, хотя бы на продукты питания и предметы первой необходимости. В документе, зачитанном на национальной конференции CDF в Вашингтоне, говорилось, что положение малоимущих и семей «среднего класса» с каждым годом неуклонно ухудшается и это первым делом отражается на детях. В отчете, в котором использовалась федеральная статистика за последний год прошлого века говорилось, что «каждый 6-й аме- риканский ребенок живет в бедности», что уровень бедности в 2 раза превыша- ет этот показатель в Канаде и Германии и в 6 раз выше, чем во Франции, Бельгии и Австрии. Причинами такого положения назывались следующие: низкая зара- ботная плата родителей, рост числа матерей -одиночек и нехватка действенной государственной поддержки. Заметка уточняет свои выводы цифрами: в кон- це прошлого века так называемые бедные семьи тратили 35% дохода на уход за детьми, в то время как в более зажиточных семьях этот показатель равнялся 70%. Во-вторых, около 7 млн детей от 5 до 14 лет предоставлены сами себе, то есть находятся без присмотра.

Послушаешь такое и начинаешь удивляться. А как же закон, который гласит, что детей до 14-ти лет в Америке оставлять одних не допускается, а как же быть с введением бесплатной медицинской страховки для всех детей, не достигших возраста 18-ти лет? Наконец, за последние 15 лет прошлого века общее число преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних (до 21-го года) снизилось. Наверное можно согласиться с тем, что медицинское обслуживание в Канаде лучше (в этом смысле там - социализм), но зато канадские налоги со- ставляют в среднем 50%, а в США у граждан, принадлежащих «среднему клас- су», они составляют только 30% и к тому же эти налоги ежегодно снижаются, и указанная тенденция будет продолжаться, если, согласно налоговой реформе Б. Обамы, исключить из числа этой категории налогоплательщиков - богачей, получающих свыше 250 тыс. долл в год (у них налоги возрастут). Эти пробле- мы регулярно обсуждаются во многих программах и новостях ТВ, но то, что 3 млн детей становятся объектами насилия со стороны взрослых в расчете на 300-миллионное население США - это вопрос. Что касается проблемы алко- голя, наркотиков, то в этой части тоже существуют свои законы, которые при- нято соблюдать. Приобретение алкоголя, как уже говорилось выше, возможно только с 21 года, а борьба с наркотиками ведется постоянно и является дей- ственной. Детям в школе показывают специальные фильмы относительно про- блемы отрицательного воздействия наркотиков; вместе с тем, регулярно прово- дятся соответствующие лекции психологами, работающими в данной области. В аптеках не купишь одноразовых шприцей, даже взрослому это не доступно.

Конечно, в стране есть огромное количество торговцев-наркодилеров, суте- неров и аферистов, которые находят способность узаконить свою деятельность, а также выходцев из богатых семей, высокопоставленных чиновников, даже


офицеров спецслужб, но эти вопросы также постоянно выносятся на обсужде- ние. Кроме того, спорт, который играет в школе немаловажную роль, тоже яв- ляется альтернативой этим порокам. Более того, тренеры, которые занимаются с детьми спортом, уделяют внимание не только этим наболевшим проблемам, но и вопросам правильного питания, диеты и отдыха своих подопечных. Подви- гает их к этому и создание генного допинга, который оказывает влияние сейчас на мировой спорт, когда происходит генетическое вмешательство в организм. Например, генетически модифицированные спортсмены, которые увеличива- ют мышечную массу и силу организма путем инъекций синтетического анало- га IGE (коктейли из эритропротеина) - гена, который управляет образованием красных кровяных телец в крови) больше допустимого норматива (им лечат анемию), может привести к смерти во время тренировок. Продолжая эту тему о детях, хотелось бы отметить такой факт, что в Америке суицид не распростра- нен так широко, как в некоторых западных странах Европы; на него решаются 5,6% детей. Скорее, дети чаще становятся жертвами: от рук убийц погибает 24,5% молодых американцев; 18,8% - разбиваются в автомобилях и самолетах; 12,8% - это жертвы неаккуратного использования разнообразной техники. Под- ростки не ждут, когда общество создаст для них в реальном мире отдельную социальную нишу для апробации взрослого пространства, чтобы можно было определить меру ответственности и меру своих возможностей. Часто они ухо- дят в виртуальный мир (интернет), где пребывают по нескольку часов. Также виртуально они переживают критические состояния, депрессию, например.

Раз уж затронута тема детей, то сам собой напрашивается вопрос о семье. В США весь дом всегда держался и пока держится на жене. Прислугу держать не принято, да и средств на это не всегда достаточно в семье среднего американца (слишком высока оплата подобных услуг). На плечи жены ложатся: сад, машина, дети, домашние животные, старики, наконец. Мужья работают, хотя в последнее время появилась противоположная тенденция, когда муж сидит дома с детьми, а жена - бизнесвумен. В России детей держат в строгости, а в США любой ребенок может позвонить по телефону доверия и нажаловаться на собственных родите- лей или няню. Особенно это распространено в больших городах типа Нью-Йорка; в маленьких городах Америка в своей массе очень консервативная в этом смысле

- патриархальная страна, глубоко религиозная. Основу американской нации со- ставляют протестанты. На каждой американской банкноте написано» «Мы ве- рим в Бога» (In God we trust). В каждой официальной речи президент вспоминает о Боге. Покойный Джон Кеннеди, например, заканчивал свою речь вопросом: «А достаточно ли сильно мы верим в Бога?» Множество религиозных организаций лоббируют свои нравственные и моральные принципы. Достаточно обратиться за примером к католикам, которые выступают против абортов. Кандидат в пре- зиденты от республиканской партии, католик, Сарра Пэйлин родила в 41 год ребенка, зная,что он будет страдать болезнью Дауна. Если какой-либо голливуд- ский фильм (например, «Лолита» по Набокову) покажется аморальным, с точки зрения такого понятия, как педофилия, общественно-религиозные организации развернут кампанию против показа этого фильма в стране. Эта, идущая снизу,


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


цензура, и с ней считаются производители рекламы, например, что в свою очередь оказывает влияние на экономику. Еще Макс Вебер, в своей известной книге «Про- тестантская этика и дух капитализма» отмечал, что «современный капитализм, с его рациональной методикой организации права, создан религиозным духом христианских, пуританских сект..... Успех в делах стал компенсацией за отказ от га- рантированного спасения в посмертном существовании, следствием экзистенцио- нального отчаяния» (цитируется по: Б. Парамонов. Конец стиля. С.-Петербург, М., Аграф, 1999. С. 303).

Брачный контракт - механизм, призванный в максимальной степени предо- хранять мужа и жену от необдуманных шагов. В Америке сегодня разводятся 50% людей, состоящих в первом браке и 60% - во втором. Благодаря реформе в законодательстве о браке и разводе более 30 лет назад в дополнение к тор- жественной клятве в верности, брачные узы стали, зачастую, подкрепляться подписанием контракта. Как бы то ни было, но брачный контракт - это не изо- бретение индустриального и пост -индустриального общества. Подобные акты существовали и в Древней Греции и в Риме, когда прежде чем создать семью, в нем подробно описывались имущественные отношения сторон, включая спо- собы раздела и наследования того, что брачующимся предстояло совместно нажить. С приходом христианства подобные акты регулировались церковью, а современный вид брачный контракт получил в конце XVIII-го - начале XIX-го века в Европе (Англии, Франции, Австрии, Германии) и окончательно утвер- дился, когда на смену церковному пришел светский брак.

В США начало подписанию подобных контрактов было положено в Ка- лифорнии, где законодательный акт допускал расторжение брака, если один из супругов являлся инициатором этого деяния. Первоначальный проект до- кумента предполагал создание семейного суда с полномочиями примирить пары. Потом от этого осталась только формулировка: «развод - независимо от виновника». Тем не менее реформа вошла в жизнь многих штатов. В США брачный контракт, в отличие от России, предусматривает кроме имуществен- ных отношений, ряд других прав и обязанностей. Например, оговариваются вопросы, что и кто может делать то-то и то-то, а также устанавливаются санк- ции на случай измены одного из супругов и даже, в некоторых штатах, ежене- дельные лимиты занятий сексом. Не случайно в мире книг после 30-40-х годов стали появляться труды типа: «Сексуальное поведение самца человека» (автор учения, биолог Альфред Кинси, 1948 г.). В его исследовании содержались шо- кирующие сведения о том, что более 85% всех опрошенных этим доктором бе- лых американцев - мужчин, имели половую связь до вступления в брак; от 30%

- 45% изменяли своим женам; до 70 % прибегали к услугам проституток; 37%, хотя бы один раз, имели секс с другим мужчиной. А. Кинси в своих трудах пытался доказать, что сексуальные повадки каждого человека настолько уни- кальны, что они могут быть сравнимы с интеллектуальными способностями. В 1953 г. он издал труд о сексуальном поведении женщин, за что в итоге сни- скал славу основоположника сексуальной революции (Comelia Christemson. Kinsey A. Biography, Indiana, University Press., 1971). Профессор энтомологии


и зоологии, Альфред Кинси является и основателем института по изучению секса, пола и воспроизводства (1947 г.) при Индианском университете в г. Блумингтоне (Онлайновый источник: 1. Playberia.ru, 26 августа 1963 г.; 2. Все о кино - Mozilla Firefox, - «Кинси», фильм, 2004 г.).

Лидер феминистского движения, основатель и 1-й президент Националь- ной организации женщин - Бетти Фриден, в 1963 г. опубликовала книгу «Тай- на женственности», в которой она призвала общество изменить отношение к женщине-домохозяйке: «В последних, - говорила она, - воспитали веру в то, что они могут найти свое счастье, только ограничившись традиционной ролью жен и матерей» (Live Journal: feministki, 2005, 04.09). В те же далекие 60-е годы биолог Рэйчел Карсон (Rachel Carson), хотя и не была феминисткой, впервые выпустила книгу, связанную с вопросами экологии. Она называлась «Молча- щая весна» (Silent Spring). Поводом для ее написания послужил тот факт, что в ее саду перестали петь птицы, потому что они не могли произвести потом- ство. Из-за того, что сады обрабатывались ДДТ, яйца птиц не доживали до требуемого срока и гибли. После выхода ее книги в свет (1962 г.) в Америке было запрещено использовать ДДТ в качестве средства борьбы с вредными на- секомыми. Так, женщина начинала оказывать влияние на Сейчас феминист- ское движение в Америке широко распространено и поддерживается на всех ступенях общественной лестницы. Примеров можно привести множество. Это и Опра Уинфри (Oprah Winfrey) - - первая «черная» женщина биллионерша, ведущая самых популярных ток-шоу на ТВ, а также Эллен де Дженерис (Ellen De Generes) - радикальная феминистка и телеведущая. В отличие от Опры У., она - белая, открыто провозгласившая себя лесбиянкой. Кэтрин Грэм - газет- ный издатель («Вашингтон Пост») организовала расследование обстоятельств дела «Уотергейт», - единственная из всех представителей американских газет. Кэтрин прикрыла своих журналистов, хотя это грозило ее бизнесу. Даже по- верженный Никсон относился к ней с уважением. В связи с этим делом она приобрела небывалый вес в американской политической и журналистской элите. Джеральд Форд, пришедший на место Ричарда Никсона, дал знаме- нитый автограф со словами: «Я получил эту работу с помощью «Вашингтон Пост». Кэтрин была дружна с Линдоном Джонсоном, встречалась с Миха- илом Горбачевым, популярным писателем и трансвеститом - Трумэном Ка- поте (Truman Kapote), модельером Оскаром де ля Рьента (Oscar de la Renta), испанским певцом Хулио Иглесиасом (Julio Iglesias), когда еще власть в мире бизнеса была мужской прерогативой. На деле получалось, что власть не имеет пола. Но не только 4-я власть (пресса) полна феминисток. В современном ин- дустриальном, а если угодно, - постиндустриальном мире, женщина все чаще и чаще предстает в качестве некой ударной силы и на политическом поприще. Например, спикер конгресса Ненси Пилосси (Nancy Pelossi), чья ведущая роль в принятии законопроекта о здравоохранении ни у кого не вызвала сомнения, остается в свои 70 лет обаятельной и привлекательной женщиной, к тому же еще и бабушкой. Чаще, правда, подобная деятельность чревата потерей есте- ственной женственности. Феномен подобных женщин, делающих карьеру, ос-


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


нован нередко на предпочтении строить свою личную жизнь самостоятельно, относя семью, детей и даже секс на второй план. Начало этому положено было в США, в связи с выходом женщины на работу из-за невозможности прокор- мить семью одному работающему; это во-первых. Во -вторых, в связи с побе- гом мужчин из семьи к более молодой половой партнерше, когда участились разводы. Дело дошло уже до того, что в штате Аризона установлены первые бракоразводные автоматы: за 5 долл. в течение 10-ти минут бумаги для развода готовы. Другой пример: Лорена Боббит (Lorena Bobbit) - американка, отрезав- шая в 1944 г. половой член своему мужу Джону, находясь в состоянии аффекта, вызванного многочисленными издевательствами мужа. Америка была в шоке от этого, казалось бы изжитого в цивилизованном обществе, поступка. Феми- нистки не знали, какую занять позицию в этой ситуации «battered wife» (ис- тязаемой женщины-жены), так как этот поступок вышел за рамки не только сознания, но и культуры в целом, хотя феминистки не отвергают сам факт на- силия, как чисто мужского начала.

Тем не менее женщин, не понимающих того, что она есть носитель женского эроса, требующего партнерства противоположного пола, не так уж и много. Установка на брак еще не потеряна. Просто брак стал более недолговечным и более редким явлением, чем раньше. Теперь в американской семье, как уже говорилось выше, не четверо детей, как бывало в 50-е годы, а только двое, реже -трое. Правда во многих религиозных семьях и более обеспеченных рас- пространено усыновление; часто берут детей из других стран: России, Кореи, Китая, в том числе детей - инвалидов. В брак нередко вступают в более позд- нем возрасте, когда женщине уже далеко за 30. При этом они успешно рожают, благодаря современным методам медицины, хотя забеременеть женщине за 30 естественным путем становится все труднее и труднее. В практику постепен- но входят случаи замораживания и последующего хранения яйцеклетки жен- щины, взятой у нее в более молодом возрасте, пока она делает карьеру, а за- чатие и роды переносит на более поздний период (38-40-45 лет). За примерами можно обратиться к Голливудским звездам, заработки которых несоразмерны с представительницами даже «upper-middle-class». Они могут себе позволить искусственное оплодотворение или подобрать для родов суррогатную мать с применением дорогостоящей технологии экстракорпорального оплодотво- рения (ЭКО) при рождении ребенка. 30 тыс. долл. - цена за заказ ЭКО-ребен- ка. Доктора таких репродуктивных клиник, которые не подлежат лицензиро- ванию, самолично решают вопрос о способе воспроизводства новой жизни, в то время, как целая сеть федеральных агентств регулирует все, что угодно

- от авиаперевозок до буйков на фарватере. Имена называть не будем. Это адек- ватно тому случаю, когда женщина, которая хорошо выглядит, говорит в ответ на очередной комплимент, что пользуется всегда только естественными кос- метическими средствами и диетами, а на самом деле выходит из полугодового домашнего подполья после 2-й или 3-й круговой подтяжки лица, с гордостью позволяя снимать себя на обложках глянцевых журналов, отрабатывая, таким образом, свои денежки, потраченные на подобные операции.


Борьба с природой ведется в полную силу. Никому не хочется выглядеть старым, особенно тем, кто всегда на виду и живет, как принято говорить, во внешнем мире. Даже у мужчин в ход идут пластические операции (Майкл Ду- глас, Роберт Редфорд, Майкл Джексон), уже не говоря о таких вопросах, как смена пола, браки гомосексуалистов и лесбиянок. Один профессор-социолог в частной беседе популярно объяснил, что пропаганда подобных противоесте- ственных браков ведется с целью снижения рождаемости. Очень может быть, особенно в странах 3-го мира, где многие голодают из-за нехватки продуктов питания, от чего людей «косят» эпидемии и болезни: СПИД, свиной грипп, те- перь вот - козий и т.д. Нужно как-то выправлять ситуацию. С другой стороны людей, живущих в однополых неузаконенных браках можно понять. В случае смерти одного из партнеров, другой не имеет никаких законных прав на наслед- ство и совместно нажитое имущество. Очевидно, поэтому еще они проявляют активность в борьбе за свои гражданские права.

У Ст. Спилберга есть фильм - фантастика «Искусственный разум», где соз- дание искусственного интеллекта является одним из увлечений американских ученых. Под этим в киноленте подразумевается некое самовоспроизводящее- ся суперустройство, которое должно заменить человека, а именно стремление автора сделать так, чтобы рождались совершенные дети - без признаков фи- зических и умственных недостатков, все талантливые и красивые. Такой чело- век, по-существу, не имел бы отличия от робота. Хотя это и фантастика, но она, в отличие от другого гениального фантастического фильма «Матрица», не рас- сматривается с христианских позиций. Человек приходит в мир изначально грешным. Счастье должно быть динамичным и оно заключается в том, что дает возможность развиваться и совершенствоваться. И в этом не последнюю роль призвана сыграть полноценная семья. Что же касается брачных контрактов, то ими пользуются, как правило, большинство будущих супругов, заключающих браки вторично; это не безумцы и чудаки, а те, кто хотя бы раз уже «обожглись», потеряв доверие к институту семьи и брака. Поэтому, фактически, брачный кон- тракт составляется с расчетом на возможный развод, поскольку в таком случае имущество будет делиться поровну, как почти во всех странах мира, но в отли- чие от них, в американские брачные контракты включаются и неимуществен- ные отношения, что придает такому документу вид менеджмента конфликтов в официальных и гражданских правах.

Культура протестантских стран, в том числе в Америке, часто рефлексивная, рациональная, когда анализ поведения человека занимает важную часть. В совре- менной Америке свободы американцев делегируются нередко государству. Оно отвечает и решает за них многие вопросы. При этом правительство все охотнее берет на себя ответственность за действия своих граждан: запрещает убивать себя наркотиками, курить в общественных местах, решает за водителя пристегиваться ему ремнем безопасности или нет. Невозможно забыть процессы американцев против своих табачных корпораций, когда последние приговаривались к милли- онным штрафам. Достаточно вспомнить художественный фильм с Расселом Кроу в главной роли «Инсайдер», а также оскароносный - «Эллен Брокович» с Джули-


 



глава 6 Человек в постиндустриальном обществе



 


ей Робертс, в котором подвергается обструкции среда обитания людей, попав- ших в зону загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами примыкающих к ней химических предприятий. Известно, что государство, имеющее тенденцию к увеличению своих полномочий в социальной сфере, обладает правом ущемлять и полномочия своих граждан. Так, политкорректность, как признак благонад- ежности граждан, наряду с положительными факторами (женское равноправие, права инвалидов, борьба с расизмом и т.д.) носит порой дискриминационный характер, превращаясь по отношению к белому населению или гражданам нор- мального физического телосложения в настоящего монстра.

Забота о стариках и инвалидах в Америке - выше всяких похвал. Если об- ратить внимание на тротуары больших и малых городов Америки, то все они сконструированы таким образом, что съезды с них для колясок инвалидов (детских колясок и пр.) имеют плавные очертания с тем, чтобы управле- ние такой коляской не вызывало дополнительного напряжения сил. Пенсии у большинства работающих всю жизнь американцев достигают 50-60% их прежнего высокого, весьма удовлетворительного заработка. Правда возраст выхода на пенсию для большинства из них - 65 лет. Но зато и продолжитель- ность жизни в США достаточно высокая. Многие пенсионеры продолжают работать, если не увлекаются туристическими поездками или, вдруг, захотят сменить профессию и пойти учиться, поскольку высшее образование для ста- риков пенсионного возраста - бесплатное (см. раздел «Образование»). Как и в других странах, в Америке можно уйти на пенсию раньше, потеряв некото- рую часть в ее размере, но зато выиграть при этом в укреплении своего здо- ровья, поддержке семьи, разнообразии отдыха. Так делают многие учителя, имеющие большой стаж работы или государственное страхование по старо- сти или инвалидности, и другие категории служащих. Особую разновидность теперешних пенсионеров составляют так называемые «битники» или «шести- десятники» (в нашем понимании). Достаточно вспомнить родоначальника литературы «битников» - Джека Керуака с его романами и эссе («Одинокий путник», «Бродяги Дхармы», «Подземелье», «Путешествия», «Большой сюр»), которые носили импровизационный характер, подобно музыке джаза. Среди

«битников» - большинство музыкантов, многие из которых продолжают вы- ступать на сцене. Нет-нет, да и встретишь их имена на площадках местных городских парков или на подмостках сцен театров. На самом деле от той Аме- рики 50-60-х годов, которая была, остались люди соответствующей душев- ной пластики, манеры одеваться, имеющие либеральные взгляды, в отличие от современных, связанных с информационной революцией, менеджеров. Многие из «битников» продолжают жить в Калифорнии, а многие переехали в Новую Англию; их можно встретить в Вермонте, Нью-Хэмпшере, Масса- чусетсе и других «демократических» штатах. Несмотря на дороговизну мест- ной жизни, им удается приспособиться: жить где-нибудь в скромном ранчо, заниматься фермерством. Большинство из них продолжают оставаться на демократических позициях в политике, хотя живут они почти на окраине цивилизации, где последняя граничит с природой.


Особо хотелось бы сказать о пенсионерах - некогда признанных достойными занимать высший пост в государстве - президентах США. Оказывается, до Ду- айта Эйзенхауэра бывшие президенты не получали никакой пенсии и должны были сами искать средства к существованию, если не имели состояния. Напри- мер, у Билла Клинтона к моменту сложения полномочий не было своего дома, хотя пенсия уже была. Кстати, она сейчас у бывших президентов составляет годовую сумму в размере 185 тыс. долл. В 1956 г. был принят закон о бывших президентах с учреждением ведомства по делам экс-президентов. С введением этого закона они получили множество бесплатных благ: лечение в лучших во- енных госпиталях; подписку на газеты и журналы; введение охраны, штата се- кретарей и помощников, помещений для хранения архивов и некоторые другие услуги. Тем не менее они стараются изыскивать дополнительные средства, кон- вертируя свое президентство в капиталы. Стало распространенным явлением чтение публичных лекций, написание мемуаров и статей. Особенно преуспел в этом плане Билл Клинтон, который за одну свою лекцию получает от 200 до 350 тыс. долл., заработав на этом в общей сложности 40 млн долл. Правда, он учредил фонд своего имени для борьбы со СПИДом и вместе с Бушем-старшим организовал сбор средств для помощи жертвам цунами в Южной Азии и жерт- вам урагана «Катрина» в собственной стране. Его примеру следует и русский экс-президент М. Горбачев, который также создал фонд своего имени, где в ка- честве средств задействованы похожие действия: чтение лекций, участие в ре- кламе и даже в записи музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» вместе с Биллом Клинтоном и Софи Лорен.

 

 







Date: 2015-10-18; view: 679; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию