Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие и специальные способности
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об- ласти. Достаточно высокий уровень развития общих способ- ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель- ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости- гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере- сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав- номерно выражены все перечисленные выше способнос- ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус- кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». Специальные способности - это способности к опреде- ленной деятельности, которые помогают человеку дости- гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко- личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ- ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека. И общие, и специальные способности неразрывно свя- заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. ВТ. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну- жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан- тазии?». Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце кон- цов, различные проявления, стороны общей его способ- ности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубин- штейн. - Способности человека - это проявления, сторо- ны его способности к обучению и труду»1. 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643. Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития. Специальные способности классифицируются в соот- ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив- но-технические, музыкальные, художественные, лингви- стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос- ти, духовные способности и др. Все они являются порож- дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе- ния новых видов деятельности как самостоятельных заня- тий. Все виды специальных способностей являются резуль- татом развития материальной и духовной культуры чело- вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного. Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность чело- века - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специ- альная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой-либо де- ятельностью обеспечивается особым сочетанием различ- ных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способ- ности индивидуальность, неповторимость. Именно поэто- му каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Напри- мер, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо- собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи- более благоприятно, так как именно в это время форми- руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут слу- жить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно- сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель- сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс- няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс- ших психических функций, прежде всего мышления, ко- торое формируется в более позднем возрасте - подростко- вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключе- ний. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет. В области научного творчества способности выявляют- ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос- ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности. Необходимо помнить, что любые творческие способ- ности сами по себе не превращаются в творческие свер- шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.
Date: 2015-10-21; view: 663; Нарушение авторских прав |