Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способности и личность
Способности не могут быть поняты и не могут рассмат- риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви- тие способности дает не только практический эффект, по- вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под- креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо- собности» (К.А. Абульханова-Славская). Успех или неуспех в значимой для человека деятельно- сти влияет на развитие его личности, формирует его лич- ностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в ос- нове индивидуальности, уникальности человека. Гениаль- ность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и 9 Дубровина 257 одаренности является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отлича- лись горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пуш- кин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский - изучению межпланетных космических полетов. Страстное отношение к делу способствует концентри- рованности всех познавательных, творческих, эмоциональ- ных и волевых сил. Неверно думать, что способным людям все дается лег- ко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной де- ятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие та- лантливые ученые, писатели, художники, педагоги и дру- гие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умно- женный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливос- ти, сколько умению работать, любви к труду». В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственнаяработа над собой. Жизнь знамени- тых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намечен- ной цели, неустанно искать пути ее достижения. Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности раз- вивались не только в процессе активной военной деятель- ности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребен- ком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закал- кой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различ- ные гимнастические упражнения и постоянно ими зани- мался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую вер- хушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-
ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости. Развитие способностей человека тесно связано с раз- витием интересов. Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с инте- ресным человеком, об интересной лекции и пр. Этот ин- терес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным. Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот ин- терес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную об- ласть действительности и жизни, на определенную дея- тельность. Именно наличие такого интереса составляет ин- дивидуальную особенность личности. Интересы людей различаются прежде всего по содер- жанию, которое определяется теми предметами или обла- стями действительности, на которые эти интересы направ- лены. Интересы людей различаются по широте. Узкими счита- ются интересы, направленные только на одну ограничен- ную область действительности, широкими и разносторон- ними - направленные на несколько областей действитель- ности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным. Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он со- единяется с такими качествами личностями, как настой- чивость, выносливость, стойкость, терпение. Интересы той или иной силы у разных людей различа- ются еще по устойчивости или по степени постоянства. Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами в значительной степени определяются многие черты его ха- рактера и обусловливается развитие его способностей. Интерес проявляется в склонности человека к деятель- ности, по преимуществу связанной с предметом интере- са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва- емых этим предметом, а также в склонности к постоян- ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним. Склонность выражается в том, что человек по собствен- ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде- ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя- зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой пробле- мой, определяют склонность как направленность на соот- ветствующую деятельность или потребность в деятельнос- ти (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Пет- ровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.). Развитие способностей прежде всего связано с актив- ным положительным отношением к соответствующей де- ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин- тересы и склонности к определенной деятельности раз- виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Воспитание творческих способностей у детей, школь- ников, студентов в значительной степени связано с раз- витием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академи- ческая успеваемость не всегда сочетается с высоким уров- нем творческих способностей. Ученым удалось выявить за- висимость между академическими достижениями, уров- нем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога. Если учитель обладает высоким творческим потенциа- лом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими спо- собностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способнос- ти», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, ока- зываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред- почтение тому психологическому типу, к которому при- надлежит сам1. Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида пра- вилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», со- ставленных одной преподавательницей средней школы: 1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства. 2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения. 3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая рас- крыть для них что-то новое. 4. Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников. 5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса. 6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и при- вивай другим вкус к нестандартному мышлению. 7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда об- суждать твою глупую идею». 8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение. 9. В процессе обучения не может быть постоянной ме- тодики и раз навсегда установленной программы. 10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.
3.4. Развитие способностей у младших школьников Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен полу- чить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы. Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важ- но, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Од- нако у каждого ребенка свой путь развития способностей. Начало обучения ребенка в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-
См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976. тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых резуль- татов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка1. В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявля- ются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степе- нью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых уси- лий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения. В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого клас- са и в числе наиболее способных назвала эту девочку - Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал ка- ким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учи- тельницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спра- шивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учи- тельница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню. Как видно, у девочки неодинаково развиты способнос- ти к овладению разными учебными предметами. Если анг- лийский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения. Педагогическая задача в отношении младших школь- ников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути раз- вития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал фи- зико-математического цикла. Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «трени- ровать» способности, так как они не могут «лежать про 1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М., 1960. запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют. Прогноз относительно способностей школьников дол- жен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой ус- певаемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся спо- собности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, ис- ключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гим- назии был «середняком». Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством при- чин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каж- дого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка. Опережение ребенком своего возраста еще не дает на- дежных оснований для суждения о его будущих возможно- стях. Отсутствие же раннего развития не исключает воз- можности последующего подъема. Способности могут про- явиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одно- классников резко возросшим уровнем умственных возмож- ностей. Таким образом, и дети, рано обнаружившие способно- сти, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учи- теля. В начальной школе центральной задачей является разви- тие у всех детей общих способностей и формирование интере- са к учению вообще в контексте ведущей в этом возрасте учеб- ной деятельности. Нетрудно заметить, что самые разные школьные предметы имеют много общего, предъявляют ряд сходных требований к особенностям мышления, внимания, памяти ученика, к таким его свойствам, как умственная активность, любознательность. Вместе с тем отдельные учеб- ные предметы требуют для своего овладения специальных свойств, таких, как, например, фонетический слух или
пространственное воображение и др. Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом все- стороннего развития личности ребенка. Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие. Интерес ребенка к тому или иному предмету или к уче- нию вообще побуждает к соответствующей деятельности. Между способностями и интересом существует очень тес- ная связь. Ведь, в сущности, мы хорошо слышим, замеча- ем, понимаем то, что хотим слышать, замечать, пони- мать. Сами дети отмечают, что больших успехов они доби- ваются в тех учебных предметах, к которым испытывают интерес. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следователь- но, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его актив- ное отношение к тому, что задает направленность и уро- вень развития его способностей. Определенные интересы можно обнаружить уже у пер- воклассников. Одни больше любят математику («Когда скла- дываешь, отнимаешь, интересно, что получается», «Мне в школе больше всего нравится задачки решать, считать тоже интересно»), другие - письмо («Очень люблю слова писать: сначала буковка, буковка, а потом вдруг слово получается», «Люблю уроки письма, очень хочется скорее научиться писать, чтобы послать длинное-длинное пись- мо папе»), третьи - пение («Я петь сама еще плохо умею, а уроки по пению очень-очень люблю»), четвертые - ри- сование («Самое интересное в школе - это рисование, я и дома все время рисую»). Однако в начале школьного обучения учебно-познава- тельные интересы детей еще довольно неустойчивы, не- редко носят случайный, ситуативный характер, часто - поверхностный. С возрастом интересы становятся все бо- лее содержательными, глубокими. Что лучше: когда ребенок увлечен чем-то одним или когда у него много увлечений - то одно, то другое, а то и несколько сразу? Нельзя давать категорических советов ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других индивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, безус- ловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знания и видах деятельности. Младший школьный возраст - период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В самых различных видах деятельности имеются общие моменты (требования к вниманию, на- блюдательности, памяти и т.д.), поэтому разнообразие детских занятий и интересов связано с развитием и об- щих, и специальных способностей. В слишком ранней специализации школьников заклю- чена явная опасность. Целый ряд учебных предметов, ко- торые могли бы увлечь ребенка и к изучению которых у него, возможно, есть хорошие данные, иногда в таких случаях проходит мимо его внимания. Надо помочь каждо- му младшему школьнику избежать деления учебных пред- метов на «главные» и «второстепенные». Тем самым мы поможем ему правильнее определить свое жизненное при- звание, так как у него будет более широкое поле для при- ложения сил и проявления способностей. Ошибкой было бы думать, пишет Н.С. Лейтес, что ин- дивидуальным особенностям человека «полностью соот- ветствует только какая-то одна определенная деятельность. Благодаря общим умственным способностям каждый мо- жет с успехом развиваться по многим направлениям, по- лучить удовлетворение в ряде деятельностей». Д.Б. Эльконин, проводивший исследование индивиду- альных различий подростков, писал: «Учащиеся, у которых до 5 класса и в 5 классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере интересующих их занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с однокласс- никами, у которых такие интересы не сложились». Наличие или отсутствие интересов важно не только само по себе, но прежде всего как фактор формирования лич- ности. Интерес тесно связан с успешностью учения. Быстро и легко усваивая определенный учебный предмет, ребенок получает удовлетворение. Успех пробуждает желание боль- ше и глубже заниматься именно этим предметом, что, в свою очередь, способствует развитию способностей ребенка. Успех в значимой для ребенка учебной деятельности спо- собствует развитию у него чувства личностного достоин- ства, неуспех тормозит и осложняет нормальный процесс становления личности. У каждого ребенка свой потенциал развития, надо по- мочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реали- зовать. При этом и учеба приобретает для него личност- ный смысл и не будет создавать особых проблем ни ребен- ку, ни учителю, ни родителям. А.Н. Леонтьев не случайно подчеркивал, что способности человека к общественно- исторически сложившимся формам деятельности, т.е. спе- цифические человеческие способности, представляют со- бой подлинные новообразования, формирующиеся в ин- дивидуальном развитии. Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ре- бенка со стороны взрослого, что составляет основу педа- гогического профессионализма. И воспитатель, и учитель не вправе объяснять неудачи своих воспитанников и уче- ников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением, зависит от особенностей его содержания и организации. Л.Н. Тол- стой предупреждал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подра- жать, копировать, так как мало таких, которые бы, на- учившись копировать, умели бы сделать самостоятельные приложения этих сведений». При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. Самооценка способностей учащихся в процессе школьного обучения - это осознание ими успешности в овладении материалом того или иного учебного предмета. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачи- вается вера в свои возможности. А без уверенности в своих силах ни о каком успешном учении говорить не приходит- ся. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога. Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, обеспечивает формирование и разви- тие всех психических процессов и психических свойств ре- бенка. Но не во всякой учебной деятельности развиваются дети, а только в той, которая приносит удовлетворение, которой хочется заниматься. А заниматься хочется той де- ятельностью, к которой ребенок, во-первых, испытывает интерес и, во-вторых, в овладении которой он ощущает успех. Если отсутствует ощущение движения вперед, ин- терес к деятельности может постепенно ослабевать и даже пропасть вовсе. Поэтому одна из основных задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или несколь- ким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с боль- шим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит, способности, у него появляется свое отношение к предмету и учению вообще - он развивается как личность.
Вопросы и задания 1. Американский психолог Дж. Брунер пишет: «Один из наи- менее обсуждавшихся способов побудить ученика к преодолению трудностей учебного материала - это бросить ему вызов испы- тать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хоро- ший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит. Испытав подобное чувство в классе, многие ученики, весьма вероятно, перенесут это состояние и на свою самостоятельную работу». а) попробуйте доказать, что предложенный Дж. Брунером спо- соб работы с ребенком имеет прямое отношение к развитию способностей школьника; б) испытывали ли вы когда-нибудь «чувство полного погло- щения» какой-либо деятельностью? Если нет, то хотели бы ис- пытать это чувство и что, по-вашему, этому мешает (этот воп- рос для обсуждения с самим собой, а не в аудитории)? 2. Проинтерпретируйте слова М.М. Пришвина, который пи- сал, что «талант к чему-нибудь есть общее свойство почти всех людей, а поведение в отношении таланта есть именно личное дело и что не талантом один человек отличается от другого, а поведе- нием»? 3. Как вы понимаете взаимосвязь между способностями че- ловека и выбираемой им профессией? 4. Попробуйте объяснить в контексте проблемы способнос- тей смысл высказывания Г. Лихтенберга: «В слове „ученый" иног- да заключено лишь понятие того, что человека многому учили, но не то, что он сам чему-то научился».
Date: 2015-10-21; view: 3053; Нарушение авторских прав |