Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Щенного познания (отражения) окружающего мира
6.2. Мышление и речь Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предме- тах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел (а возможно, никогда и не увидит!) В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... Новый человек род- нится с древними мыслями, с теми, что сложились в го- ловах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обре- тает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только бла- годаря языку». В системе языка за каждым словом исторически закреп- лено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользу- ясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда об- лекаются в речевую форму. В тесной связи речи и мышле- ния может убедиться каждый, если поставит перед собой вопрос: На каком языке думают? Речь является не только формой, но и орудием мышле- ния. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь по- могает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тща- тельного продумывания ее. В этих случаях мы замечаем, что кое-что из того, что нам казалось уже ясным, понят- ным, нуждается в уточнении, в более глубоком и основа- тельном обдумывании. Подбор слов и выражений, необхо- димых для сообщения, побуждает нас вдумываться в дета- ли мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является луч- шим способом уяснить себе собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи. Мышление и речь, мысль и слово - не тождественны друг другу. Одну и ту же мысль можно выразить на разных язы- ках. Одно и то же слово может выражать разные понятия - это омонимы, например, ключ, коса, ручка и др. И одно понятие может быть выражено разными словами - это си- нонимы; например, путь - дорога, задира - забияка, гра- ница - рубеж и др. Как и все психические процессы, мышление представ- ляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико- синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление - это обобщенное при помощи слова отраже- ние действительности, ведущую роль в этой деятельнос- ти играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой с/с обусловливает не- разрывную связь обобщенного отражения действительно- сти, каким является мышление, с чувственным позна- нием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений. Физиологические механизмы собственно речи - это вто- росигнальная деятельность коры, которая является слож- ной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга.
6.3. Основные формы мышления Всякий мыслительный процесс осуществляется в фор- ме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух. Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж- ду предметами или явлениями, между теми или иными признаками их. Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает нали- чие определенной связи во времени между двумя явлени- ями в природе. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вок- руг солнца» - истинное, а суждение «Все вы хорошо сда- дите экзамен по психологии» - проблематичное. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не являет- ся безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза - яркий пример необходимости проверять и до- казывать высказанное суждение. Работа мысли над сужде- нием, направленная на установление и проверку его ис- тинности, называется рассуждением. К суждениям мы приходим как непосредственно, ког- да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди- тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем - через умозаключения. Непосредственное суждение: «Мальчик ест яблоко». Опосредованное сужение: «Собака - животное». Суждения могуг соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные. Истинные суждения о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть - проводник электри- чества», «Москва - столица России». Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание: «Дважды три - восемь». Предположительными называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соот- ветствовать действительности, а могут и не соответство- вать. Например, «Может быть, завтра будет дождь». Иметь суждение - это значит что-либо утверждать или отрицать: «Этот стол - деревянный».
Умозаключение - форма мышления, позволяющая че- ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло- вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений - индук- тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле- ниях, что дает возможность найти в них существенно сход- ное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих пред- метов и явлений, делают новый общий вывод, или заклю- чение, устанавливают общее правило или закон. Напри- мер, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить но- вое общее суждение: «Все металлы плавки». Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за- ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле- довательно, воздух при нагревании расширяется». Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тес- но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде- ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко- торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству- ют.
Date: 2015-10-21; view: 400; Нарушение авторских прав |