Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые особенности мышления младших школьников





Мышление младших школьников неразрывно связа- но с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уло- вил самое существенное, основные внутренние зависи- мости - все это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения за- дания.

 

Теплое Б.М. Избранные труды. - В 2 т. - М., 1985. -Т.1. - С.16.


Приведем пример.

 

Первоклассникам показали репродукцию картины Успенской

«Дети».

Мальчик сидит посреди комнаты на стуле, ноги у него - в тазу с водой, в одной руке он держит куклу и поливает ее водой из кружки. Рядом стоит девочка, с испугом смотрит на брата и прижимает к себе другую куклу, боясь, как видно, что и этой кукле достанется. Убегает испуганная кошка, на которую попа- ли брызги воды.

Листом белой бумаги закрыли таз, куклу и кружку в руках мальчика — теперь не видно, что он делает.

Задание: «Рассмотри внимательно картину. Что можно здесь нарисовать, чтобы восстановить картину полностью». Бумага зак- рывает основное связующее смысловое звено, без которого все изображение выглядит неправдоподобным и нелепым. Восстано- вить это звено, раскрыть смысловую ситуацию, изображенную на картине, — основная задача ребенка.

Часть детей довольно успешно решает эту задачу. Они начи- нают с рассуждений: «Почему испуганно смотрит девочка? По- чему убегает кошка? Испугалась? Чего? Ясно, что кошка испу- галась не девочки, та и сама напуганная. Значит, дело в мальчи- ке. Что же он делает?»

Не все дети придерживаются этой схемы, но какие-то эле- менты ее присутствуют в их рассуждениях.

Ира Р.: «Кошка уходит... Тут лужа, а кошки боятся воды. Мальчик, наверное, льет воду, поэтому здесь лужа, а девочка боится, что мальчик куклу будет мочить».

Валя Г.: «Надо нарисовать, что мальчик стучит. («Почему ты так думаешь?») У него так поставлены руки. Палкой он стучит. Девочка смотрит испуганно — зачем он стучит, еще куклу стук- нет. И кошка испугалась шума».

Эти дети, при разных ответах, уловили главное — зависимость испуга девочки и кошки от поведения мальчика. Они восприни- мают их как единое, нерасторжимое целое.

Дети, которые не владеют навыками рассуждения, не видят взаимозависимости поведения персонажей картины и не могут уловить изображенную смысловую ситуацию. Они начинают про- сто без всякого анализа фантазировать.

Андрей Я.: «Мальчик играет с кошкой в бумажку. («А почему кошка испугалась и убегает?») Он, наверное, играл и как-ни- будь ее спугнул. («А чего испугалась девочка?») Девочка подума- ла, что кошка так испугается, что может умереть».

 


Саша Г.: «Мальчик, наверное, рисует. («А почему кошка убе- гает?») Он бросил сандалии - кошка и побежала. Или он нари- совал собаку - она испугалась».

Некоторые дети вообще не Moiyr сюжетно дополнить картину. Саша Р.: «Ноги дорисовать надо, руки дорисуем. Сандалий дорисуем, половину кошки дорисуем. Не знаю, что нарисовать

еще».

 

При выполнении этого задания ярко проявляются ин- дивидуальные различия школьников. Одни дети идут к от- вету на вопрос путем логического рассуждения, что дает им возможность постигнуть смысл изображенного и оп- равданно восполнить недостающие элементы. Другие пер- воклассники, не пытаясь рассуждать логически, ярко пред- ставляют происходящее на картине; картина у них как бы оживает, персонажи начинают действовать. При этом воз- никающий у них в голове образ нередко далеко уводит их от содержания картины.

Наиболее успешно справились с заданием те дети, у которых хорошо развито и логическое мышление, и на- глядно-образное.

Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельны- ми элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рас- суждать, обобщать по существенному признаку. Особенно ярко индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом.

Детям дается пять столбиков цифр и предлагается вы- полнить задание.

Сумма цифр первого столбика равна 55. Быстро найди суммы цифр остальных четырех столбиков:

 

         
         
         
         

 

1 2 3 4 5

 

 

Некоторые учащиеся сразу находят общий принцип построения рядов.


Л е н а В. (III класс) тут же: «Второй столбик - 60. („Поче- му?") Я посмотрела: каждое число следующего столбика на единицу больше, а чисел - пять, значит, 60, 65, 70, 75».


Другим ученикам для того, чтобы выявить принцип по- строения вертикального ряда чисел, нужно больше време- ни, нужны определенные упражнения.

3 о я М. выполняла это задание таким образом: подсчи- тала сумму второго вертикального ряда, получила 60, по- том третьего - получила 65; только после этого она почув- ствовала какую-то закономерность в построении рядов. Девочка рассуждает: «Сначала - 55, потом - 60, потом - 65, везде на пять увеличивается. Значит, в четвертом стол- бике будет 70. Посмотрю (считает). Правильно, 70. Так ведь каждое число следующего столбика больше на единицу. А всех чисел пять. Конечно, каждый столбик больше друго- го на пять. Последний столбик - 75».

Некоторые же дети вообще не смогли уловить общих принципов построения рядов чисел и пересчитывали все столбики подряд, ничего не обобщая.

Подобные особенности мышления проявляются и в ра- боте школьников с любым другим учебным материалом.

Третьеклассникам дали по 10 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному смыслу, заключенному в них.

Одни ученики успешно справились с заданием:

 


Волков бояться — в лес не ходить.

Смелостьгородаберет.

Дело не медведьв лес не уйдет.

Семеро одну соломину поднимают.

Семь раз примерь, один отрежь.

Поспешишь —людейна- смешишь.

Семероодногонеждут. Кто встал пораньше,

ушел подальше.


«Тут о смелости гово- рится. Смелый человек ни волков,нивраговнебоится».

«Это все о лентяях: они работать не торопятся, а когданачинаютработать, то легкое дело все вместе делают, а и один мог бы справиться».

«Делать надо все как следует, подумать снача- ла».

«Никогда не надо опаз- дывать».



И вот как сгруппировали эти же пословицы другие дети:

 

Волков бояться — в лес «Это все про зверей», не ходить.

Дело не медведь — в лес не уйдет.

Семеро одну соломину «Эти пословицы оди- поднимают. наковые, здесь везде семь

Семь раз примерь, один есть», отрежь.

Семероодногонеждут.

Мы видим, что одни школьники обобщают пословицы по существенному содержательному признаку, другие - по внешнему, случайному, лежащему на поверхности. Этих детей нужно специально учить обобщению, внимательно следить, какие признаки они «схватывают» при восприя- тии учебного материала.

Необходимо отметить, что у некоторых детей способ- ности к обобщению развиты одинаково - они одинаково хорошо или одинаково плохо обобщают любой материал. Другие школьники математический материал обобщают свободно, сразу, при обобщении же нематематического материала испытывают большие трудности. И наоборот, некоторые учащиеся легко и свободно обобщают немате- матический материал, а математический - только после многих тренировочных упражнений. Поэтому, чтобы су- дить об особенностях мышления ребенка, необходимо про- анализировать выполнение им (и неоднократное!) зада- ний из разных областей знания.

Усвоение любого учебного предмета во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Может ли он выделять общее в разном и на этой основе познавать главное, скрытое за разнообразием внешних проявлений и несущественных признаков, мо- жет ли выделять существенные общие свойства объектов, т.е. такие свойства, без которых предмет не может суще- ствовать как таковой?


Задача школы - сформировать такое важное для мыш- ления свойство, как способность к обобщению у всех де- тей на материале всех учебных предметов и на самом вы- соком уровне.

7 Дубровина 193


Вопросы и задания

1. Что общего и различного между мышлением и восприяти- ем как познавательными процессами?

2. Что такое «понятие» и как оно связано со словом?

3. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?

4. Объясните свое понимание опосредованное™ как харак- теристики мышления.

5. Как вы понимаете взаимосвязь мышления с другими по- знавательными процессами?

6. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для ре- шения нестандартных проблем, нахождения выхода из неорди- нарных ситуаций, отгадывания загадок, шарад, решений крос- свордов?

7. Решите представленный ниже кроссворд. Не торопитесь смотреть ответы.

 







Date: 2015-10-21; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию