Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
Прошедшие годы стали непростым испытанием как для экономики России, так и для всего мира. Наша страна эти трудности выдержала. В период экономического роста были накоплены ресурсы, позволившие поддержать производство и банковский сектор в кризисные времена. Но надо признать, что «подушка безопасности» не спасла бы страну от тяжёлых социально-экономических последствий, если бы кризис продолжался, а цены на нефть не росли. Жизнь показала: диверсифицированная экономика, развитый малый и средний бизнес, их высокая конкурентоспособность защищают от кризиса лучше, над ё жнее, чем накопленные резервы. Сейчас можно говорить о том, что острая фаза глобального кризиса закончилась. Возобновился экономический рост. Валовой внутренний продукт России в течение ближайшего времени достигнет докризисного уровня. Пришло время переходить и к новому этапу экономической модернизации. В экономической политике мы ставим перед собой следующие цели: - добиться высоких и устойчивых темпов экономического роста, опережающих темп роста мировой экономики; - создать экономику, конкурентоспособную на мировом рынке; - обеспечить фундаментальный запас прочности на случай новых кризисов. Производительность труда в России за ближайшие пять лет должна вырасти не менее чем на треть. Мы убеждены, что главным локомотивом роста должны стать новая индустриализация страны и её практический результат – современная промышленность, которая является основой любой развитой экономики. Страна живёт, пока работают заводы. Только современный высокоразвитый индустриальный сектор гарантирует России высокие темпы увеличения производительности труда, развитие интеллектуального потенциала и мультипликативный эффект для других отраслей экономики. Россия в ближайшие 10 – 15 лет будет одним из наиболее перспективных рынков для размещения производства в силу ряда наших конкурентных преимуществ, к которым относятся: - устойчивый и растущий спрос на потребительские и индустриальные товары, востребованные при модернизации экономики; - наличие доступа к ключевым экспортным рынкам; - инженерные и технологические традиции; - высокий базовый уровень образования населения; - доступ к уникальным природным энергетическим ресурсам. Существующая структура российской экономики открывает значительные перспективы для создания новых, соответствующих требованиям XXI века рабочих мест: - в отраслях, ориентирующихся на высокий внутренний спрос (импортозамещение); - на ресурсоёмких производствах, обеспечивающих глубокую переработку сырья и ориентированных в основном на экспорт; - в традиционных высокотехнологичных отраслях машиностроения, в частности, в авиастроении, в судостроении, в энергомашиностроении, в атомном машиностроении; - в сельском хозяйстве; - в жилищном строительстве и коммунальном хозяйстве; - в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги); - в новых высокотехнологичных отраслях; - в малом бизнесе - как в сфере услуг, так и на производстве. Источник экономического роста, создания новых, современных производств – неудовлетворённый отечественными производителями внутренний спрос. Сейчас мы зачастую продаём за рубеж сырьё, а поставляем оттуда «ширпотреб». Наши предприятия в состоянии качественно и недорого производить большую часть подобных товаров – от самых простых вещей домашнего быта до современной техники. Для решения данной задачи важно высвободить предпринимательскую инициативу, создать условия через опережающее развитие инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, электрических сетей, водопроводов и др. Важнейшее значение для развития экономики имеет её инновационный сектор. Он обеспечивает прорыв в модернизации, но его потенциал не может быть реализован без развитой промышленности, которая является главным потребителем его услуг. Представление о том, что Россия может «перескочить» в новую эру, минуя развитие индустриального производства, ошибочно. Только сбалансированное развитие промышленности и инновационного сектора способно обеспечить увеличение производительности труда и высокие темпы экономического роста. Вместе с тем, развитие промышленности не предполагает сокращения сектора услуг в экономике. Напротив, он в постиндустриальном обществе должен развиваться ещё более быстрыми темпами, чем промышленное производство. В особенности это касается связи, информационных технологий и других высокотехнологичных услуг. Экономика страны остро нуждается в институциональных преобразованиях, благоприятном инвестиционном и деловом климате. Эта задача решается путём улучшения работы государственных органов, активного вовлечения предпринимательского и отраслевого сообщества в процесс выработки правил регулирования, развития механизмов саморегулирования, опережающего развития инфраструктуры, обеспечения стимулирующей роли налоговой системы, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий, повышения доступности кредитов и совершенствования судебной системы, других мер. Важнейшим фактором экономического роста в ближайшие годы становится расширение инвестиций и формирование инновационной политики на всех уровнях управления – корпораций, регионов и федеральных ведомств. Развитие России должно быть основано на приоритете частной собственности, децентрализации полномочий, снижении административных барьеров и повышении качества государственного регулирования, развитии конкуренции и государственно-частного партнёрства. В России не решена важнейшая (как экономической, так и исторической значимости) задача формирования среднего класса – класса предпринимателей. Необходимо разработать Стратегию развития малого и среднего предпринимательства с конкретными мерами и пошаговым алгоритмом их реализации. Это ключевая задача ближайших лет. В данном контексте следует рассмотреть и предложения организаций предпринимателей России о создании 25 миллионов современных рабочих мест за ближайшие 20 лет. Выход на новые рынки даёт нам новые возможности для роста. Россия имеет все шансы занять достойное место в мировом разделении труда. Государство должно поддерживать и стимулировать экспорт продукции обрабатывающих секторов экономики и товаров с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, что выходя на новые рынки, Россия столкнётся с жесточайшей конкуренцией, которую сможет выдержать только продукция самых современных производств. Наша страна обладает колоссальным научным потенциалом, но в то же время нам как воздух необходимы новейшие технологии. Мы будем активно открывать свою экономику для зарубежных компаний, обладающих инновациями и готовыми развивать производство в России. Развивая отечественное производство, мы должны избежать проблемы роста государственного долга, с которой столкнулись и США, и Европейский союз, и Япония. Поскольку бюджет страны должен быть в любом случае устойчивым и сбалансированным, нам, прежде всего, необходимо расширять налоговую базу, стимулировать создание новых производств. Такая политика позволяет ответственно планировать и увеличение объёмов социальных расходов, не создавая опасности попадания в долговые проблемы. Государство должно стать открытым для бизнеса, эффективным, предсказуемым для инвесторов. Мы предлагаем реализовать следующие шаги в этом направлении: - Защита инвестиций. Лучшее условие для этого – сохранение стабильных «правил игры». Нормативные правовые акты, усложняющие ведение предпринимательской деятельности, не должны вступать в силу ранее, чем через два года после их принятия. К их обсуждению нужно привлекать предпринимательское сообщество. Следует законодательно расширить возможность бизнеса влиять на принимаемые решения не только на этапе разработки проектов, но и при их прохождении в региональных и федеральных органах власти. Нормативные правовые акты, создающие избыточные административные процедуры и барьеры, подлежат отмене. Требуется регулярно оценивать то, как принятые законы повлияли на жизнь людей и условия ведения бизнеса. Опыт передовых субъектов Российской Федерации, создавших эффективные институты по привлечению в регионы инвестиций, должен распространяться по всей стране. Дополнительных мер защиты требуют не только инвестиции, но и интеллектуальная собственность. Активное развитие информационных технологий, цивилизованной индустрии развлечений невозможно без соблюдения в стране авторских прав. - Усиление борьбы с рейдерством. Для этого требуется как повышение ответственности государственных служащих судов, правоохранительных органов, участвующих в рейдерских схемах, так и целый ряд технических мер: создание открытой базы данных украденных паспортов, проверка достоверности сведений, представленных заявителем, ускоренная ликвидация компаний, зарегистрированных по утерянным документам и т.д. Возможно и проведение разовой акции по ликвидации недействующих юридических лиц. - Развитие конкуренциии устранение избыточных административных барьеров, которые создаются для получения личной выгоды. Доминирующее положение на рынке позволяет получать прибыль, недоступную в условиях конкурентной борьбы. В создании барьеров для входа на рынок, избыточного регулирования, ненужных административных процедур нередко активно участвуют власти. При выявлении решений государственных органов, направленных на монополизацию рынка и создание преференций для «своих» предпринимателей, такие решения должны отменяться, а к их «авторам» применяться жёсткие санкции. - Обеспечение стабильности экономической политики. Каждый принимаемый закон, оказывающий влияние на экономику, должен проходить публичное обсуждение с участием общественных объединений, при этом должны оцениваться возможные издержки предпринимателей от его принятия. - Оптимизация контрольно-надзорной деятельности. Требуется осуществить поэтапную замену мер государственного контроля и надзора на механизмы самоконтроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, закрепление правового статуса независимого аудита. Необходимо раскрывать информацию об итогах проверок и предоставлять её соответствующим саморегулируемым организациям и объединениям предпринимателей. - Совершенствование технического регулирования. Советские ГОСТы и СНИПы устарели, а новые стандарты не появились. Из-за устаревших норм мы несем избыточные расходы при строительстве мощностей. Наши технические регламенты не соответствуют европейским нормам, что затрудняет поставку отечественной продукции за рубеж. В процессе формирования Единого экономического пространства с Казахстаном и Беларусью мы должны вместе выработать новые правила технического регулирования на основе лучших мировых стандартов, в том числе обеспечивающие конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках. К этой работе необходимо активно привлекать и предпринимательское сообщество. - Развитие обрабатывающего сектора. От экспорта российских природных ресурсов нужно переходить к их глубокой переработке на территории России и дальнейшей поставке переработанной продукции. Это касается и нефти, и металлов, и леса, и многих других ресурсов. Необходимо всяческое поощрение предприятий, ориентированных на внешний спрос, в частности, разработка отраслевых программ стимулирования экспорта сырьевых товаров более глубокой степени переработки (нефтегазовая и химическая отрасли, черная и цветная металлургия, деревообработка и др.). - Осуществление прямой государственной поддержки компаний, ведущих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции на основе сформированного технологического потенциала (атомная и космическая отрасли, нанотехнологии, поставки вооружения и связанные отрасли и др.). - Поддержка малого и среднего бизнеса. Большой бизнес вырастает из малого. Необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих открытию нового дела, замене разрешительных процедур уведомительными, ограничению количества необоснованных проверок, упрощению порядка выкупа арендованного имущества и земельных участков. - Интенсивное развитие сферы услуг, играющей существенную роль, в том числе в решении вопросов занятости населения и развитии малого предпринимательства. Необходимо расширение не только сферы традиционных услуг, таких как торговля, общественное питание и заготовки, транспорт, туризм, образование и медицина, но и развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новых быстрорастущих информационных технологий. Последние, как известно, являются мощным новым источником роста экономики XXIвека, повышения производительности труда и эффективности управления, снижения издержек. - Создание промышленных парков, технопарков, агропромпарков, бизнес-инкубаторов – территорий, к которым подведена вся необходимая инфраструктура, где в ускоренном порядке выдаются разрешения и согласования, сконцентрировано промышленное производство. Основной экономический эффект здесь достигается за счёт промышленной кооперации и снижения расходов на создание и эксплуатацию инфраструктуры. Управление промышленными парками целесообразно передать частным операторам, получающим вознаграждение в зависимости от достигнутого результата. Стратегическое планирование Страна должна развиваться системно, на основе качественно разработанных стратегий. Государство обязано подготовить взаимоувязанные планы строительства транспортной и инженерной инфраструктуры, развития отраслей промышленности и территорий страны. И простые граждане, и потенциальные инвесторы должны иметь свободный доступ к информации о перспективах развития страны и её регионов. На федеральном уровне процесс стратегического территориального планирования, занимающий ключевое место в системе планирования социально-экономического развития страны, так до сих пор и не начат. Поэтому из-за отсутствия необходимых ориентиров со стороны федерального центра, на региональном и местном уровнях работа по подготовке документов территориального планирования ведётся крайне медленно. В совокупности это существенно сдерживает реализацию частных инвестиционных проектов, снижает деловую активность регионов. Мы предлагаем предпринять следующие шаги по повышению качества стратегического планирования: - Необходимо обеспечить согласованность и взаимоувязанность стратегий развития отдельных отраслей, округов и регионов. - Все регионы, города и сёла обязаны иметь документы территориального планирования, которые должны быть обсуждены на общественных слушаниях, стать ориентиром и для жителей, и для потенциального инвестора. Руководителей, не обеспечивших разработку, обсуждение и утверждение таких документов, следует освобождать от должности. - Целесообразно разработать Схему комплексного территориального развития Российской Федерации, в которой найдут отражение региональные и муниципальные документы территориального планирования. В данном документе не нужно конкретно указывать, где и какие предприятия строить (в рыночных условиях это невозможно), а требуется определить приоритетные направления развития территорий. - Все документы стратегического планирования должны иметь юридическую силу. - Сделать на федеральном уровне инструментом реализации государственной политики разработанные на основе программно-целевого подхода и взаимосвязанные с другими документами стратегического развития государственные программы. Их использование позволяет прочно увязать выделяемые бюджеты с целями и результатами государственной политики, что повышает и эффективность расходования государственных средств. Результаты исполнения государственных программдолжны находиться в открытом доступе для граждан страны. - Стратегическое планирование не должно быть прерогативой только чиновников. К формированию нормативной правовой базы и документов стратегического планирования нужно привлекать специалистов-профессионалов и широкую общественность. Более того, разработка большинства нормативных правовых актов должна быть поручена не министерствам и ведомствам, а отраслевым ассоциациям, научно-исследовательским институтам и другим представителям профессионального сообщества. Возможно, следует пойти по пути создания национальных советов по ключевым проектам и программам развития секторов экономики (здравоохранения, образования, науки, промышленности, транспорта, сельского хозяйства), которые стали бы партнёрами государства в решении стоящих перед страной задач. Date: 2015-10-21; view: 377; Нарушение авторских прав |