Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 61. Контроль в структуре учебно-воспитательного процесса





Контроль - проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала). Цель контроля — определить состояние, выявить негатив­ные тенденции, понять причины, мешающие выполнению намеченных планов. Контроль — это процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, опе­ративного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия коррегирующих мер. Контроль также определя­ют как механизм проверки выполнения нормативно уста­новленных задач, планов и решений. Контроль — итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоста­вить достигнутые результаты с запланированными. Иногда контроль рассматривают как деятельность по выполнению принятых решений.

Основные задачи контроля:

  1. определение фактического состояния процесса (систе­мы) в данный момент времени;

2. прогнозирование состояния и поведения системы (процесса) на будущий период времени;

3. изменение состояния или поведения процесса для обе­спечения оптимального значения характеристик;

4. сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса;

5. обеспечение устойчивого состояния системы при до­стижении критических значений характеристик процесса.

Этапы контроля:

1) определение желаемого результата (стандарта);

2) измерение фактически достигнутого результата дос­тижения;

3) оценка достигнутых результатов достижения;

4) корригирующие действия.

Глобальная задача контроля — объ­ективно оценить и проанализировать течение процесса, результаты деятельности, качество продукта.

Контроль в современных условиях направлен на управление качеством продукции. Это потому, что в рыночной экономике существует острая конкуренция про­изводителей, от которой не уйти и учебно-воспитательным заведениям. Конкурентоспособность школы (или вуза) может быть оп­ределена как ее сравнительное преимущество перед другими школами (или вузами) в конкретном регионе, отрасли, стране и за ее пределами. Конкурентоспособность можно выразить и через компетентность учебно-воспитательного учреждения, его способность давать более высококачественное образова­ние или воспитание, делать что-то лучше конкурентов. Конкурентоспособность учебно-воспитательных заведе­ний обеспечивается различными методами, среди которых: лидерство по минимуму затрат, характеристики продукции, гарантированное качество, индивидуализация подготовки по требованиям заказчиков, престиж специальности, пре­стиж учебного заведения, стоимость услуг, время подготов­ки специалиста, возможность получения двух и более ди­пломов и т.д.

Педагогические процессы происходят по од­ной и той же схеме. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процес­са. Главными этапами являются:

1) подготовительный - создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достиже­ний, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели): трансформировать общую педаго­гическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных усло­виях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной систе­ме осуществления педагогического процесса: школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика — это исследовательская процедура, направленная на выясне­ние условий и обстоятельств, в которых будет протекать пе­дагогический процесс. Ее главная цель — получить четкое представление о причинах, которые будут способствовать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая ин­формация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, многих других важ­ных обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто кон­кретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.


За диагностикой следует прогнозирование хода и резуль­татов педагогического процесса. Сущность прогнозиро­вания: предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результатив­ность в имеющихся конкретных условиях. Применяя прогнозирование, можно заранее теоретически взве­сить и рассчитать параметры процесса.

Завершается подготовительный этап скорректирован­ным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончатель­ной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной ра­боты в классе, проведения отдельных воспитательных ме­роприятий, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. План — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

2) основ­ной - рассматривается как относительно обособленная система, включающая взаимосвязанные эле­менты: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; ис­пользование намеченных методов, средств и форм педагоги­ческого процесса; создание благоприятных условий; осуще­ствление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (студентов); обеспечение связи педагогическо­го процесса с другими процессами.

Эффективность процес­са зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направлен­ность и практическая реализация общей цели и друг другу. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль играют обрат­ные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качест­венного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соот­ношение педагогического управления и управления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректи­рующих поправок, придающих педагогическому взаимодей­ствию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом ана­лиза достигнутых результатов. Он необходим для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, чтобы учесть их в следующем цикле.

В педагогической практике применя­ется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий конт­роль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль поз­воляет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.


Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный пе­риод времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может коле­баться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-по­знавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Методы контроля: устный, письменный, практический, машинный контроль и самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства сво­ей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письмен­ный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигатель­ных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты конт­роля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъекти­визм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, ана­лизировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.


Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педаго­гические требования:

• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллек­тива, и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

• всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуаль­ные личностные качества обучаемых);

• единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый конт­роль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимос­ти от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. Тесты - система тестовых заданий стандартизированной процедуры проведе­ния и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результа­тов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых. Отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и спе­циальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свой­ства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.

Педагогическое тестирование обладает определенными преиму­ществами перед традиционными методами контроля:

· более высокая объективность контроля. На оценку обу­чаемого могут влиять взаимоот­ношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм послед­него и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факто­ров исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;

· более высокая дифференцированностъ оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность изме­рений учебных достижений;

· более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полу­ченные результаты.

При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и не­гативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логи­ку мышления; существует вероятность случайности, особенно при ис­пользовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не поз­воляют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.







Date: 2015-10-19; view: 721; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию