Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 61. Контроль в структуре учебно-воспитательного процесса
Контроль - проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала). Цель контроля — определить состояние, выявить негативные тенденции, понять причины, мешающие выполнению намеченных планов. Контроль — это процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс и принятия коррегирующих мер. Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно установленных задач, планов и решений. Контроль — итоговый этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными. Иногда контроль рассматривают как деятельность по выполнению принятых решений. Основные задачи контроля:
2. прогнозирование состояния и поведения системы (процесса) на будущий период времени; 3. изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик; 4. сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса; 5. обеспечение устойчивого состояния системы при достижении критических значений характеристик процесса. Этапы контроля: 1) определение желаемого результата (стандарта); 2) измерение фактически достигнутого результата достижения; 3) оценка достигнутых результатов достижения; 4) корригирующие действия. Глобальная задача контроля — объективно оценить и проанализировать течение процесса, результаты деятельности, качество продукта. Контроль в современных условиях направлен на управление качеством продукции. Это потому, что в рыночной экономике существует острая конкуренция производителей, от которой не уйти и учебно-воспитательным заведениям. Конкурентоспособность школы (или вуза) может быть определена как ее сравнительное преимущество перед другими школами (или вузами) в конкретном регионе, отрасли, стране и за ее пределами. Конкурентоспособность можно выразить и через компетентность учебно-воспитательного учреждения, его способность давать более высококачественное образование или воспитание, делать что-то лучше конкурентов. Конкурентоспособность учебно-воспитательных заведений обеспечивается различными методами, среди которых: лидерство по минимуму затрат, характеристики продукции, гарантированное качество, индивидуализация подготовки по требованиям заказчиков, престиж специальности, престиж учебного заведения, стоимость услуг, время подготовки специалиста, возможность получения двух и более дипломов и т.д. Педагогические процессы происходят по одной и той же схеме. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами являются: 1) подготовительный - создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели): трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса: школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе. Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика — это исследовательская процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель — получить четкое представление о причинах, которые будут способствовать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, многих других важных обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями. За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования: предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя прогнозирование, можно заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения отдельных воспитательных мероприятий, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. План — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. 2) основной - рассматривается как относительно обособленная система, включающая взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников (студентов); обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитывают множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз. Важную роль играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и управления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Он необходим для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, чтобы учесть их в следующем цикле. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль. Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы. Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию. Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату. Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный. При контроле используются различные методы. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. Методы контроля: устный, письменный, практический, машинный контроль и самоконтроль. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования: • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот; • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения; • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля); • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся); • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы); • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых); • единство требований со стороны обучающих. В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. Тесты - система тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых. Отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий. Педагогическое тестирование обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля: · более высокая объективность контроля. На оценку обучаемого могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная; · более высокая дифференцированностъ оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений; · более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты. При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации. Date: 2015-10-19; view: 721; Нарушение авторских прав |